Омские краеведы предложили поставить за драмтеатром казарму Достоевского в разрезеПо концепции Общества охраны памятников на месте откопанных фундаментов острога можно было бы воссоздать деревянные срубы. А отдельные экспозиции напрашиваются в зданиях Омской крепости и военного госпиталя.
Руководители Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) на круглом столе в «Точке кипения» рассказали о своих предложениях, связанных с 200-летним юбилеем писателя Федора Достоевского. В Омске с ним связаны несколько сохранившихся зданий и объектов, о которых большинство горожан еще даже не знает. Например, это малоприметное, ныне одноэтажное здание по улице Победы, 5, — оно было построено в Омской крепости как дом для генерал-инженера Шпрингера. С XVIII века, изначально деревянное, оно не раз перестраивалось и было обложено кирпичом. Сейчас о древности напоминают сохранившиеся сводчатые кирпичные подвалы. По словам руководителя омского ВООПИиК Никиты Шалмина, здание можно воссоздать в прежнем виде и продолжить экспозицию музея Достоевского. Собственнику ряда помещений в нем, бизнесмену Валерию Кокорину, идея понравилась. Но в этом здании также находится прогимназия и продленка — по сути, подготовительная группа детского сада.
Еще один исторический объект — реальные фундаменты острога, в котором держался в заключении Достоевский. Они находятся за драмтеатром, это остатки казармы и кухни. Фундаменты раскопали активисты ВООПИиК несколько лет назад. Сейчас благодаря этим остаткам можно обозначить все объекты и стену острога — например, сделать специальное мощение цветной плиткой.
По его словам, есть также другой эскизный проект — омского архитектурного ателье «РИМ», которое предлагает накрыть фундаменты стеклянными навесами. Краеведам они напомнили теплицу, и они против такого решения, которое уже может попасть в проект благоустройства общественных пространств. Впрочем, директор ателье «РИМ» Олег Фрейдин заверил «ОМСКРЕГИОН», что опасения напрасны. Питерская компания «ИдеалСтрой», которая занималась благоустройством Любинского проспекта и должна была продолжить эти работы, известила архитекторов, что работы по проекту пока приостановлены. А конкретно для преображения этой площадки с раскопом заказчика пока нет. Здесь нужен отдельный проект музеефикации исторических фундаментов.
И наконец, третий объект, судьбу которого затронули на круглом столе, — это амуничник, или летние арестантские казармы военного госпиталя на улице Гусарова. Сегодня ветхое деревянное здание принадлежит Минобороны, но никак не используется, у него провалилась кровля и есть опасения дальнейших разрушений. Омский ВООПИиК направлял письмо в Минобороны, но в ответ сообщили, что использовать в качестве музеев здания на территории военного госпиталя не представляется возможным. Однако именно этот корпус нуждается в срочном и полном ремонте. По мнению Никиты Шалмина, забор госпиталя можно было бы отодвинуть вглубь территории, а старинную деревянную казарму — выгородить и отремонтировать, сделать бульвар вдоль улицы Гусарова.
Напомним, что ряд зданий на территории госпиталя в региональном минкульте уже признали вновь выявленными объектами культурного наследия. Амуничник в их число не попал, но можно предпринять попытку придачи территории статуса достопримечательного места. На круглом столе отметили, что нам нужна музеефикация всех объектов, связанных с Достоевским, и создание единого маршрута. Те фундаменты острога, которые откопали краеведы — это совершенно новые вещи, которые пока никому особо не известны, и их можно предъявить всему мировому сообществу. А Омск может осознать себя как место зарождения Достоевского как писателя.
Он высказал еще одно предложение — сделать экспозицию в инженерной мастерской Омской крепости. Сейчас в этом здании после реконструкции — стены из гипсокартона, подвесной потолок, керамогранитный пол и пластиковые окна, и сложно поверить, что именно здесь сначала заковали Достоевского в кандалы по прибытии на омскую каторгу, а затем и расковали.
|