Черно-белые шедевры Михаила Фрумгарца: к 100-летию выдающегося омского фотографаКогда молодые фотографы просили у него совет, он повторял свою любимую фразу: «Люби то, что ты снимаешь и не жалей пленки». Как Михаил Фрумгарц создавал свои лучшие снимки, почему не использовал цвет и в чем видел красоту — наш сегодняшний материал.
В Омск… Омска могло бы не быть в его жизни вовсе, если бы не война. В 1941 году вся семья 20-летнего Миши Фрумгарца была эвакуирована вместе с заводом им. Баранова из теплого Запорожья в суровую Сибирь. С собой разрешили взять только самое необходимое: документы и кое-что из вещей. В Омске семью Фрумгарц поселили в бараки, которые располагались на пересечении современных 9-й Линии и улицы Лермонтова. Так в его жизни появился Омск. Дорога до работы на завод не занимала много времени. Удалось и вновь заняться тем, что так сильно любил, — живописью. Еще в Запорожье его работы завоевывали почетные места в художественных конкурсах, рисование занимало почти все его свободное время, которого было не так уж и много. Художники Владимир Бичевой и Иван Сивохин (фото Михаила Фрумгарца из архива Марка Фрумгарца) В Омске Миша стал посещать студию Алексея Либерова. Она находилась на месте, где сейчас располагается Свято-Никольский казачий собор. В 1945 году здесь открылся кинотеатр «Победа», а на втором этаже расположилась художественная мастерская. В студии Миша познакомился с будущими легендами Сибири: художниками Владимиром Беловым и Алексеем Сапожниковым. Эта связь с живописцами, людьми творческими пройдет сквозь всю его жизнь. Он не станет художником, но он проведет значительную часть своей жизни рядом с ними, фиксируя на пленку будни живописцев. Художник Николай Брюханов (фото Михаила Фрумгарца из архива Марка Фрумгарца) Закольцованный сюжет В 1947 на заводе заболел штатный фотограф. Коллеги знали, что Миша увлекается фотографией. Он даже собирал самодельный фотоаппарат по книжной инструкции и вот, видимо, сработал закон притяжения. Мишу притянуло в ту сферу, для которой он был рожден. Дальше не пошло, а полетело — вскоре он стал спецфотокорром ТАСС в Омской области, фотографировал для «Омской правды», руководил детской фотостудией, а в 1967 году ушел с завода. Сначала в «Омскгражданпроект», а через год в городской отдел по строительству и архитектуре, где и познакомился с Виктором Десятовым. Эта была встреча, которая, по сути, закольцевала сюжет. Виктор Десятов (Фото omch.ru) Чтобы понимать масштаб личности Десятова достаточно сказать, что среди его работ — интерьеры Омского музыкального театра и бассейна «Альбатрос». В 1994 году в Омске восстановили Серафимо-Алексеевскую часовню, которая находится у Юбилейного моста, — над проектом реконструкции тоже трудился Виктор Десятов. Он участвовал в работе по реконструкции Свято-Никольского собора. Когда Михаил Фрумгарц познакомился с Десятовым, тот занимал должность главного художника Омска и был членом горсовета. Михаил Фрумгарц с семьей (из личного архива Марка Фрумгарца) Именно Виктор Десятов и «переманил» Фрумгарца в Союз художников. Здесь Михаил Иосифович и остался до самого конца. Когда понял, что возраст берет свое, передал дело сыну Марку. Тот проработал в Союзе художников с 1980 до 1999 года, а после перешел на работу в Музей им. Врубеля, где трудится и по сей день. Два Михаила Михаил Фрумгарц не использовал цвет. Не потому, что испытывал к нему какую-то неприязнь. Нет, все было гораздо прозаичнее. В СССР была невероятно низкопробная цветная пленка.
ул. Фрунце (Фото Михаила Фрумгарца из фондов городского музея «Искусство Омска») Его черно-белые работы были полны жизни. Тот самый случай, когда видишь эти снимки впервые и чувствуешь их магию и силу. Он часто снимал приезжавших в Омск на гастроли знаменитостей. Как правило, делал он это по просьбе начальника областного управления культуры Нины Никандровны Бревновой. Арам Хачатурян, Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Евгений Леонов… Однажды в 1977 году Михаил Ульянов с коллегами по театру приехал в Тару. Сопровождал творческую делегацию и Михаил Фрумгарц. Актеры были в приподнятом настроении, поэтому, когда приехала автолавка с валенками, гости с удовольствием выбрали себе по паре обуви. А Михаил Иосифович воплотил на пленке образ настоящего сибиряка. Михаил Ульянов (фото Михаила Фрумгарца из личного архива Марка Фрумгарца) Но история на этом не закончилась. Михаилу Ульянову фотография очень понравилась, и он попросил сделать ее большого формата. — Метр на метр устроит? — спросил фотограф. Ульянов кивнул, и спустя время омичи привезли артисту фотографию в Москву. Он встречал их на железнодорожном перроне и в благодарность вручил пригласительный билет на свой юбилейный вечер. Кроме Михаила Фрумгарца такое приглашение из омичей получил лишь глава региона Сергей Манякин с супругой. Прямой человек Михаил Иосифович наверняка мог бы, используя связи, получить в жизни многое, но он никогда не прибегал к этому способу. Не умел просить. Еще, по воспоминаниям сына, Марка Фрумгарца, отец был очень прямолинейным: если ему что-то не нравилось, мог всегда высказать свою точку зрения прямо в лицо. Не самое удобное качество. Слишком сближаться с высокопоставленными персонами он не стремился. Скорее, он был в ровных отношениях со многими, в том числе и с первым лицом области, председателем Омского горисполкома Николаем Рождественским. Кстати, именно в честь этого руководителя назвали улицу в Ленинском округе, а вовсе не в честь поэта Роберта Рождественского, как думают многие. Марк Фрумгарц (фото Сергея Мельникова)
Люби то, что ты снимаешь Михаил Иосифович всегда брал с собой камеру, много фотографировал деревянный Омск. Видел в нем душу и очень переживал, когда что-то разрушалось. Возможно, сам того не подозревая, он собрал приличный архив снимков уже исчезнувшего Омска. Теперь его работы — это ценный материал для историков, краеведов, архитекторов. Михаил Иосифович находил случайные кадры и почти никогда не работал с постановкой. Однажды его пригласили на свадьбу, и весь праздник уместился всего в двух снимках. Начало свадьбы... (фото Михаила Фрумгарца из личного архива Марка Фрумгарца) ...и конец застолья
(фото Михаила Фрумгарца из личного архива Марка Фрумгарца) А как-то раз в комнату зашла его внучка. Он засмеялся от того, какую шутку сыграла светотень, и попросил ее постоять так всего секунду.
(фото Михаила Фрумгарца из личного архива Марка Фрумгарца) А как-то раз Михаил Иосифович шел в фотоклуб и увидел слона. Огромное животное вели по улице Карла Маркса от железнодорожного вокзала в цирк, который раньше располагался у Казачьего рынка. (фото Михаила Фрумгарца из личного архива Марка Фрумгарца) Был не только слон, но и тигр. Всего в нескольких шагах. Но как можно было отказаться от такой возможности запечатлеть самую известную в СССР дрессировщицу тигров, звезду «Полосатого рейса» Маргариту Назарову… (фото Михаила Фрумгарца из личного архива Марка Фрумгарца) Отдельный цикл снимков — природа Сибири и Запорожья. Он видел красоту в, казалось бы, будничных пейзажах и умел о ней «рассказать». Его весенние березы откликаются хрестоматийной картиной «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Его портреты — это Валентин Серов на пленке и в тоже время черно-белые «Портреты Кукрыниксов» Павла Корина. «Люби то, что ты снимаешь, и не жалей пленки», — говорил Фрумгарц-старший тем, кто просил у него профессионального совета. Продолжатели его дела, сын Марк и внук Анатолий, конечно, уже работают с «цифрой», но, как и Михаил Иосифович, чувствуют кадр сердцем.
|