«Хоть сейчас в океан»

Александр ЛЁвушкин 10 лет жизни отдал службе на уникальных кораблях измерительного комплекса Военно-морского флота.

Родился Александр за тысячи километров от морского побережья – в поселке Звездино Москаленского района Омской области. Но даже в степном краю еще в юном возрасте он смог почувствовать морскую романтику, которой заболел на всю оставшуюся жизнь.

Мечта не давала покоя

 Когда Саша учился в 6­м классе, к ним приехал курсант военно­морского училища Николай Архипенко – красивый, молодой, статный моряк, который в будущем станет мужем сестры Александра, капитаном первого ранга, командиром атомохода, профессором Военно­морской академии.

– Тогда Коля поразил меня и своим внешним видом, и рассказами о морях и океанах. Я заболел морем, – вспоминает Александр Алексеевич.

После школы он успешно сдал экзамены в Ленинградский гидрометеорологический институт на океанологический факультет. Еще во время учебы четыре раза был в Африке, исходил весь Атлантический океан. Но в душе по­прежнему мечтал носить форму военного моряка. И судьба такую возможность предоставила, забросив Александра Лёвушкина на Камчатку.

286 суток в открытом море

– Я служил на кораблях измерительного комплекса Министерства обороны – на КИКах. В народе их называли «Шарики», – рассказывает Александр Лёвушкин.

Их история довольно интересна. В связи с тем, что для испытательных пусков новых ракет дальнего действия в 50­хгодах территории СССР не хватало, потребовался полигон в океане. Легендарный конструктор Сергей Королев в 1959 году предложил создать плавучий измерительный комплекс. Изначально было создано четыре корабля: «Сучан» – впоследствии переименованный в «Спасск», «Сахалин», «Сибирь» и «Чукотка», оснащенные необходимым радиотехническим вооружением. В дальнейшем комплекс пополнялся новыми кораблями и в 1980­е годы насчитывал уже восемь единиц.

Пунктом базирования комплекса определили бухту Крашенинникова, что напротив Петропавловска­Камчатского. Поселок назывался Советским, затем Приморским, ныне – город Вилючинск.

– Соединение кораблей возглавлял капитан 1­го ранга, впоследствии контр­адмирал Максюта Юрий Иванович. А наших моряков с тех пор называют максютовцами, – говорит Александр Лёвушкин. – Весь Военно­морской флот всегда уважал и уважает максютовцев. Мы проводили в морях и оке­анах больше времени, чем другие моряки. Например, я в 1987 году не видел берега 286 суток. Районом боевой службы наших кораблей был полигон в безлюдной части Тихого океана – южнее Гавайских островов.

Секретное задание

В поселке Приморском была такая примета: если максютовцы уходят в океан, значит, через неделю будет сообщение ТАСС о полете очередного космонавта или пусках ракет.

Станции на кораблях измеряли траектории космических полетов, помогали их корректировать. Телеметрическое оборудование определяло автоматически снятые показания любого объекта, находящегося за пределами земной атмосферы. Например, первый корабль с человеком на борту – «Восток­1» с Юрием Гагариным – прошел все наземные точки слежения. А когда вышел в пространство над акваторией Тихого океана, действовали уже корабли измерительного комплекса.

– Они­то и приняли первыми информацию о состоянии Юрия Гагарина в космосе, – утверждает Александр Алексеевич. – Разговоров с ним не было. Но в дальнейшем со всеми космонавтами мы вступали в переговоры. У нас на кораблях были созданы группы космической связи.

Корабли измерительного комплекса выполняли и другие задачи строжайшей секретности – в частности, связанные с отработкой испытаний баллистических ракет на дальность и точность попадания. Выходили на полигон, вставали треугольником, в центр которого падали головные части ракет при испытательных пусках.

– Работа была опасной, но чрезвычайно интересной. Все моряки­срочники, которых призывали на службу к нам, до сих пор считают, что им в жизни крупно повезло, – отмечает Александр Алексеевич. – Они проходили службу в южных тропиках, где видели летучих рыб, китов, морских черепах, ловили акул в свободное от службы время. А самое главное – выполняли сложнейшие задачи государственной важности. И по возвращении из первого же похода понимали, что экипаж – это одна семья.

В 1963 году соединение было пополнено двумя новыми крупными кораблями измерительного комплекса: «Чажма» и «Чумикан» – с более мощным радиотехническим вооружением.

– На «Чумикане» мне посчастливилось служить. В 1985 году я пришел на этот корабль. В поселке его называли «Летучим голландцем». Достаточно сказать, что, когда я возвращался из похода, меня дети не сразу узнавали, – вспоминает Александр Лёвушкин. – Пришел на службу в звании капитан­лейтенанта, а закончил в звании капитана второго ранга. Служил замполитом сначала в подразделении измерительного комплекса «Чумикан», затем окончил Военно­политическую академию им. В. И. Ленина и стал замполитом сначала корабля «Чажма», а затем флагманского корабля «Маршал Крылов». Но начались события, связанные с развалом Советского Союза и армии. Наше соединение начали сокращать. «Маршал Крылов» – единственный оставшийся до сей поры корабль из КИКов. Остальные были порезаны на иголки. А «Маршал Крылов» ныне – корабль Управления Тихоокеанского флота, базируется во Владивостоке.

С должности заместителя командира корабля «Маршал Крылов» в сентябре 1995 года Александр Лёвушкин перевелся на малую родину – на должность преподавателя кафедры методики воспитательной работы Омского командного общевойскового училища им. М. В. Фрунзе.

Морская душа всегда молодая

В жизни Александра Лёвушкина определенную роль сыграла газета «Омская правда». В честь 300­летия Военно­морского флота в октябре 1996 года он отправил в редакцию большой материал об истории легендарных КИКов, и его опубликовали.

– Благодаря той публикации «Омской правды» многие наши ребята­сослуживцы нашли меня, – говорит Александр Алексеевич. – Ваша газета дала мне много друзей­максютовцев. Мы часто встречаемся. Морская душа всегда молодая.

– 23 февраля для меня – это двойной праздник. Как истинно советский человек, считаю эту дату Днем Советской Армии и Военно­Морского Флота, – признается Александр Лёвушкин. – А второй праздник – 23 февраля 1990 года на моем последнем родном корабле «Маршал Крылов» был поднят Военно­морской флаг. И те, кто служит сейчас, и те, кто служил раньше, отмечают в этот день День Корабля. Этот праздник чтят и в нашей семье. Я благодарен своей супруге – моей однокласснице Галке – за то, что она помогла мне воплотить детскую мечту стать моряком и воспитать трех ребятишек. У нас два сына и дочь, четыре внучки. Годы и тяжелая служба, конечно, берут свое, но перед болезнями на цыпочках не хожу, чувствую себя вполне бодрым – хоть сейчас готов в океан.

Фото из архива Александра Лёвушкина.

URL: http://omskregion.info/news/90746-xot_seychas_v_okean/
Дата публикации:24/02/2021 07:52
Автор:Алексей Струнников