Омск отмечает 165-летие великого художника.
Михаил Врубель, считающийся одной из самых ярких фигур в искусстве конца XIX – начала XX века, родился в Омске 17 (5) марта 1856 года. Омский областной музей изобразительных искусств, который с 1995 года носит его имя, приурочил к юбилейной дате цикл мероприятий под общим названием «Неделя Врубеля». Корреспондент «ОП» побывала на одном из них – мастерклассе «О цвете и цветах», где познакомилась с оригинальной техникой изображения цветов – монотипией – и попробовала в ней поработать.
Проводившая мастеркласс методист отдела музейной педагогики Ольга Гайдук рассказала: Врубель поособому относился к цветам, считая, что это одно из самых красивых созданий природы, и самозабвенно их изучал. С ним всегда были карандаш и блокнот, где он зарисовывал разные листочки, травинки. Его интересовали все цветы, даже самые простые. Любой изгиб лепестка казался ему микрокосмосом. Поэтому во многих его произведениях звучит цветочная тема.
Ольга Гайдук представила участникам мастеркласса самые известные работы художника. Одной из них является триптих «Цветы» – три монументальных декоративных панно: «Желтые розы», «Хризантемы», «Розы и лилии», которые были написаны Врубелем по заказу богатой московской семьи и предназначались для украшения потолка в особняке заказчиков. А после революции были национализированы как художественная ценность и в 1927 году переданы Омскому музею изобразительных искусств.
Многие картины Врубеля написаны как бы эскизно. Дело в том, что художника часто интересовал больше сам процесс, нежели результат. Поэтому он мог пренебрежительно бросить работу незавершенной. И только благодаря его ученикам, которым удалось спасти часть таких произведений, мы сегодня можем их видеть.
По словам Ольги Гайдук, творчество Врубеля – это особое мастерство, особый взгляд на вещи.
– У него были последователи. Но я не знаю ни одного удачного, – отметила она.
После лекции нам было предложено попробовать самим изобразить цветы, используя технику монотипии. У Врубеля такой техники не было. Но она является очень старой. Ее использовали еще в XI веке в Китае. Художники XVIII, XIX, XX веков о ней знали.
Нас снабдили кисточками, красками и пластиковыми пластинами. Вместо пластика, пояснила Ольга Гайдук, можно также использовать стекло, клеенку – в общем, любую гладкую поверхность. На эту основу художник и наносит кистью изображение, а потом делает с него отпечаток на бумаге. На оттиске рисунок получается размытым, без четких контуров. И для того, чтобы придать работе завершенность, можно кистью слегка прорисовать на ней отдельные детали.
Этот процесс оказался весьма увлекательным. В нашей группе были люди разных возрастов. Но всем было приятно почувствовать себя художниками. И все с гордостью уносили домой свои творения.
После посещения мастеркласса я с большим интересом совершила онлайнэкскурсию, которая знакомит с местами в Омске, связанными с Врубелем. До этого, честно говоря, знала лишь одно такое место: музей его имени. Онлайнтур «Врубель и Омск» представлен на портале Izi.TRAVEL.
Сегодня, в день рождения художника, поклонников его творчества ожидает еще ряд событий. В 14.30 состоится возложение венков к памятнику Врубелю. А в 15.00 во Врубелевском корпусе на ул. Ленина, 3, пройдет открытие обновленного зала Врубеля. Как рассказали музейщики, там проведен ремонт – в частности, заменен паркет. Установлено современное выставочное оборудование. Сама постоянная экспозиция зала, основу которой составляет триптих «Цветы», также обновилась. В ее состав включены предметы, давно не экспонировавшиеся и потому мало знакомые омскому зрителю.
В рамках открытия зала главный научный сотрудник музея Ирина Девятьярова проведет презентацию своей брошюры «Врубель – мой земляк». А в 18.30 все желающие смогут посетить лекцию искусствоведа Натальи Брандт «Тайные миры Михаила Врубеля».