Омичи сели за один стол с актрисой в моноспектакле магаданского театраНа фестивале моноспектаклей «ЧАТ» омские театралы стали соучастниками постановки «Семья Иванова». Спектакль погружает в сложную тему возвращения солдата домой.
В Лицейском театре 3 апреля в рамках фестиваля «ЧАТ» состоялся показ уникального моноспектакля магаданского музыкального и драматического театра «Семья Иванова». В камерном помещении литературной гостиной часть зрителей – 12 человек – сидели за одним общим столом вместе с актрисой Марчелой Стати, став соучастниками постановки. Спектакль поставлен по рассказу «Возвращение» Андрея Платонова режиссёром Радионом Букаевым. Постановка начинается с шокирующей аудиозаписи с воспоминаниями фронтовика Леонида Рабичева об изнасилованиях и убийствах немецких женщин и детей в конце войны. Затем актриса начинает рассказ, доставая постепенно из чемодана «Семьи Иванова» вещи, связанные с каждым героем: трубка, варежка, стелька для обуви, детская книжка, посуда и другой реквизит. Каждую вещь Марчела демонстрирует сидящим за столом зрителям, обращается к ним, глубже погружая в историю. Рассказ повествует о возвращении домой с войны капитана Алексея Иванова. Он не торопится к семье, по дороге сходит с поезда с фронтовой знакомой Машей в ее городе. Через пару дней уезжает домой, где его ждала жена Любовь, 12-летний сын Петя и 5-летняя дочь Настя, которых он не видел четыре года. Но дома Алексей не может радоваться своему возвращению, он чувствует непреодолимую преграду между собой и своей семьей. Он узнает, что пока был на войне, его жене и детям помогал Семен Евсеевич, чья семья погибла. Между супругами ночью возникает ссора, в которой выясняется, что жена один раз изменила ему с другим. От криков просыпаются дети, Петя заступается за маму, зная, что ей пришлось пережить в войну. Утром Алексей уезжает на поезде к Маше, но видит, как его дети бегут за поездом, и сходит с него. Возвращение не было таким, как ожидал Алексей, он не чувствовал себя героем, как хотел. Оказалось, что в тылу было не лучше, чем на фронте, семья выживала, как могла. И измена была способом выжить и накормить детей. Алексей понял, что вел себя эгоистично и простил жену. Еще одна проблема – герои за годы войны отвыкли друг от друга, и теперь им придется заново привыкать и узнавать. Как рассказала Марчела Стати, это новый спектакль, он был показан всего несколько раз «для своих».
По ее словам, режиссер решил использовать аудиозапись фронтовика, чтобы более остро показать эту проблему.
Как призналась актриса, она впервые работает со зрителями фактически без границ, и этот опыт интересный. Происходит совсем другой энергообмен со зрителями, спектакль становится «объемным, более чувственным и погруженным». В моноспектакле рассчитывать можно только на себя. Также артистка объяснила значение 12 зрителей, сидящих вместе с ней за столом. Во время спектакля невольно вспоминаешь о суде присяжных, и как оказалось, не зря.
Добавим, постановка вызвала слезы у многих зрителей, и не только у женщин. Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» завершится в понедельник, 5 апреля. Закроют его две постановки: «Музыка ветра» новосибирского режиссера Полины Кардымон и актрисы омского ТЮЗа Надежды Костюк и «Самойлов. Память» Молодежного камерного театра в содружестве с театром «Театральный особняк» (Москва).
|