Фундамент под будущий урожай

Фундамент под будущий урожай

Дата публикации 14 апреля 2021 08:05 Автор Фото Евгений Кармаев

Министр сельского хозяйства и продовольствия Николай Дрофа – о подготовке к посевной.

Прошлый, 2020 год принес работникам АПК немало испытаний. Глава ведомства надеется, что новый аграрный сезон будет лучше. Он рассказал о факторах, работающих на будущий урожай.

С обоснованным оптимизмом

– Николай Валентинович, как настроение у главы аграрного ведомства региона накануне посевной кампании?

– Настроение оптимистичное. Потому что наши аграрии неплохо подготовились к весеннему полевому сезону. Весь прошлый год цены на зерно били рекорды. Это дало возможность хозяйствам существенно обновить парк техники и оборудования, закупить больше минеральных удобрений. Есть у нас и необходимый объем качественных семян, из которых почти 70 процентов – семена омской селекции. Что тоже очень радует.

Отдельно хочется отметить проделанную сельхозтоваропроизводителями работу по подготовке почвы. Осенью было вспахано большое количество зяби – 1 млн 300 тыс. гектаров. Кроме того, часть полей у нас находилась под паром, благодаря чему доведена сегодня до очень ухоженного состояния. Все это – хороший фундамент под будущий урожай. Ну, и та влагозарядка, которую получила почва за последний месяц, тоже настраивает на оптимистический лад. Есть надежда, что этого запаса влаги хватит, по крайней мере, на первый период вегетации: май – июнь.

– То, что зима в этом году задержалась, как­то может отразиться на сроках сева?

– Ну, нынешняя весна не самая поздняя за последнее время. Были весны 2017, 2018 годов, когда из­за переувлажнения мы до 10–15 мая не имели возможности выйти в поле. В этом году, согласно прогнозам метеорологов, уже в конце апреля южные районы смогут приступить к закрытию влаги. Соответственно, сев основных культур начнется в научно обоснованные сроки: во второй­третьей декаде мая.

Что нужно рынку

– Давайте поговорим о задачах на посевную. На что вы нацеливаете аграриев в первую очередь?

– Основной акцент делается на влагосбережение. Хотя, по данным метеослужбы, запас влаги в почве с осени был достаточный, мы понимаем: весной влаги много не бывает. Поэтому должны быть проведены технологические мероприятия, дающие возможность ее сохранить, чтобы положить семена во влажный слой.

Также нацеливаем сельхозтоваропроизводителей на увеличение посевных площадей. У нас здесь есть резервы. Есть пашня, которая не используется.

– А структура посевов будет меняться?

– Да. Если в прошлом году зерновые культуры занимали 71 процент посевных площадей, то в этом сезоне их площади сокращаются до 68 процентов. А вот посевы технических культур мы планируем увеличить с 17 до 19 процентов. Кормовым культурам отводится 11–12 процентов полей. Есть прогнозы аналитиков, что цена на зерновые, возможно, будет снижаться. Это следует учитывать. И производить то, что нужно рынку. А ему нужны сегодня такие культуры, как рапс, соя, подсолнечник, лен масличный. Кстати, на поддержку их производства правительство РФ дополнительно выделяет нам 280 млн рублей.

Зерно и качество

– Николай Валентинович, недавно на одном из совещаний представитель аграрной науки озвучил данные, которые меня шокировали. В России снижается классность зерна. Поэтому, возможно, будет разрешено использовать в хлебопечении пшеницу 5­го класса, всегда шедшую на фураж. Нашего региона это как­то коснулось?

– Нет. У нас традиционно качество зерна значительно выше, чем в Европейской России. Мы и Алтайский край являемся здесь лидерами в Российской Федерации. Многие регионы специально покупают наше зерно, чтобы, добавляя его в помольные партии в качестве улучшителя, получать качественный хлеб. Вот статистика, которая иллюстрирует ситуацию с качеством зерна у нас в регионе. В 2019 году пшеница 4­го класса в общем объеме зерна составляла 30 процентов, пшеница 3­го класса – 43 процента. В 2020 году объем пшеницы 4­го класса остался на том же уровне, а объем пшеницы 3­го класса увеличился до 53 процентов. В то же время объем пшеницы 5­го класса снизился с 25 процентов в 2019 году до 17 процентов – в 2020­м.

– Какие факторы этому способствовали?

– Этому способствовали соблюдение технологий, внесение минеральных удобрений.

Чем удобрить поле

– Я вас правильно поняла? Объем применения минеральных удобрений в регионе в последнее время растет. И в этом году ставится задача довести его до 35 тысяч тонн действующего вещества, что на пять тысяч тонн больше, чем в прошлом.

– Да, губернатор Омской области ставит задачу активнее использовать минеральные удобрения. И чтобы заинтересовать хозяйства, вносятся изменения в условия господдержки. В этом году стимулирующую субсидию, направленную на обеспечение прироста продукции в растениеводстве и животноводстве, получат лишь те хозяйства, которые внесут 20 и более килограммов минеральных удобрений в действующем веществе на гектар пашни.

Но увеличение объемов внесения удобрений не самоцель. Они должны применяться грамотно, а не бездумно. Поэтому параллельно мы стараемся привить нашим аграриям культуру земледелия, стимулируя хозяйства на проведение агрохимических обследований почвы, позволяющих понять, какие подкормки ей нужны. Ведь можно вложиться в удобрения, а нужного эффекта в виде урожайности не получить, только увеличить себестоимость производства. У нас выплачивается специальная субсидия на возмещение части затрат на проведение агрохимического обследования почв. И наши передовые предприятия, такие как Иртышская птицефабрика, проводят сегодня анализ почвы два раза в год. Ну, а те хозяйства, где эти процессы не отработаны, могут обратиться за помощью к ученым, занимающимся научным сопровождением сельхозпроизводства.

Цена незагрузки

– Николай Валентинович, центральные СМИ пишут о нехватке минеральных удобрений в свободной продаже и их подорожании. Действительно ли такая проблема существует?

– Да, с дефицитом удобрений на рынке нам пришлось столкнуться. Но мы смогли в конце января – начале февраля этот вопрос решить. Пригласили руководителей предприятий по производству удобрений к себе в регион. И заключили с каждым заводом соглашения на поставку определенного количества удобрений. А потом, согласно установленному графику поставок, стали с ними работать. В марте производители удобрений выполнили все обязательства. Сейчас мы работаем по апрельскому графику. Дальше будем работать по плану на май. До 10–15 мая должны получить весь объем удобрений, необходимый нам на проведение весенних полевых работ.

А что касается возросшей цены на удобрения, то отчасти, надо признать, она является следствием упущений, которые допустили сами аграрии. Мы ведь не загрузили заводы своими заявками заблаговременно, с прошлого года. И в результате большой объем удобрений отправляется сегодня по контрактам на экспорт. Как раз это и подогрело цену. Но надеюсь, что в будущем году сложившаяся ситуация не повторится. Имея соглашения с заводами, мы с нашими хозяйствами планируем уже осенью сформировать заявки на 2022 год, чтобы с ноября начать закуп удобрений для следующего полевого сезона.

Распечатать страницу