Ангельские лики и фамильные вензеля: реставраторы раскрыли красоты особняка возле метромоста

В начале ХХ века богатый дом выстроил для своей семьи военный топограф Михаил Поспеев. Бывшего белого офицера расстреляли в 1937 году, но особняк чудом сохранился до наших дней и недавно был отреставрирован на средства из областного бюджета.

К Международному дню памятников и исторических мест, который отмечается 18 апреля, «ОМСКРЕГИОН» рассказывает историю старинного особняка в центре Омска. Двухэтажный кирпичный дом, построенный в самом начале XX века, поставили на охрану как памятник архитектуры в 1991 году. Дом принадлежал Поспеевым: Елене Сергеевне и Михаилу Михайловичу.

В настоящее время доподлинно установить автора проекта невозможно, но с большей долей вероятности можно предполагать, что им являлся Акмолинский областной архитектор Моисей Израилевич Шухман. Здание было построено в краснокирпичном стиле — «поздняя эклектика», типичном для архитектуры Омска начала ХХ века.

Здание имеет адрес улица Фрунзе, 4, и фасад, выходящий к Иртышу, считался одним из главных

Как рассказал директор проводившего реставрацию ООО «Трестстрой-2000» Алексей Шемберко, Омск мог потерять этот памятник зодчества еще во время строительства метромоста. Но особняк сохранили, однако в итоге магистраль метромоста прошла буквально в метре от главного фасада. После этого в здание не вкладывали никаких средств, и оно медленно ветшало.

«Здесь были проблемы со стенами конструктивного характера и огромные проблемы с интерьерами, которые с момента строительства никто ни разу не реставрировал, — рассказал Алексей Шемберко. — Все это было восстановлено. Много декоративных элементов внутри было утрачено в связи с с перестройками в советское время. В 1990-ые годы никакого внимания этому тоже не уделялось. Перестройки и перепланировки велись так, как было удобно и хотелось пользователям».

Когда особняк оказался под боком метромоста, его стены стали страдать от грязи и интенсивного дорожного движения. В стенах обнаружились небольшие трещины, которые при современных технологиях удалось легко устранить. Также было выполнено усиление грунтов основания, гидроизоляция стен и вычинка лицевого кирпича. Это оказался довольно приличный объем — подрядчики заменили около тысячи кирпичей, которые утратили свои свойства. Сейчас следов вредного воздействия на фасаде уже не видно.

Стены в ходе ремонта были выкрашены "под кирпич", чтобы защитить от вредного воздействия эстакады

Особое внимание было уделено восстановлению лепных украшений на потолках в комнатах особняка. Во-первых, велась их расчистка. Иногда толщина нового покрытия, нанесенного на элементы декора, составляла до сантиметра. Лепнину каждый раз во время старых ремонтов просто закрашивали белилами, и это было сделано многократно — кое-где рельеф уже не просматривался. Реставраторы работали руками, много часов смотря в потолок, и объемы работы измеряются в сотнях метров.

Второе направление — работа с утратами и воссоздание декора с нуля. Прямо на объекте была организована мастерская лепщиков, в этой работе также принимал участие зампредседателя омского Общества охраны памятников Игорь Коновалов.

Украшение потолка в кабинете на первом этаже

«Историческая планировка характерна для особняков — была черная лестница с выходом из кухни, а из передней попадали в гостиную. В доме много раз проводились перепланировки, ставились перегородки — размеры кабинетов уменьшались, — рассказал «ОМСКРЕГИОНУ» Игорь Коновалов. — Еще в 1920-ые годы некоторые помещения перегородили, когда дом национализировали и сделали в нем коммунальные квартиры. Новые перегородки прошли прямо по потолочному декору, например, это произошло в столовой. Но сегодня, чтобы создать композиционную целостность, маскароны и орнамент для симметрии вернули под карнизы».

Лепщики снимали формы с декоративных элементов — это грозди виноградов, цветы, птицы, древнегреческий орнамент меандр, и делали копии.

Реставратор Игорь Коновалов с самого начала работал на объекте и восстанавливал лепной декор

Работник «Трестстрой-2000» Николай Колесниченко рассказал, что в мастерской были изготовлены копии картушей и маскаронов и вновь смонтированы на потолки. Это пришлось сделать в трех помещениях во всем здании — больших кабинетах на первом и втором этажах и на лестничной клетке. Реставраторы изготовили более 42 картушей с инициалами первого владельца — М.П. — Михаила Поспеева. Потолочные розетки с лепниной также восстанавливались, так как во время проведения электрической проводки декор нещадно пробивался.

Восстановленная картуш с инициалами владельца особняка Михаила Поспеева

Внутри сохранилась парадная лестница с кованым ограждением — одна из первых в Омске мозаичных лестниц — ее ступени сделаны из бетона с мраморной крошкой. Для восстановления кованого ограждения с завитками компания «Трестстрой-2000» специально приобрела установку мягкого бластинга. Это гораздо более щадящий метод, чем пескоструйная технология. С помощью новой установки также очистили от краски и кованую решетку на балконе, которая теперь смотрится как новая.

Биографию первого хозяина дома военного топографа Михаила Поспеева восстановил омский историк, сотрудник Исторического архива Омской области Дмитрий Петин. Поспееву довелось служить и в Русской императорской, и в Красной армии, а затем он стал советским служащим. Но для бывшего белого офицера честная служба на благо советской власти не дала гарантии политической безопасности.

По этой парадной лестнице гости царского офицера поднимались на второй этаж 

Родился Михаил Михайлович Поспеев в 1870 году в Уфимской губернии в бедной крестьянской семье и в юности показал выдающиеся способности к обучению, а затем избрал для себя карьеру офицера. Выучившись на военного топографа, служил в Варшаве, в Омске, в Хабаровске, в крепости Владивосток и даже в Северном Китае. В Омск капитан Поспеев вновь прибыл с женой и ребенком в 1902 году, и с 1904 года был назначен на должность начальника межевого отделения Войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска. К этому времени он был награжден многими царскими орденами и медалями, но в Омске случился скандал.

В 1911 году после ревизии Омского военного округа графом Отто Медемом из Петербурга было возбуждено 36 уголовных дел против 5 офицеров, 14 чиновников и 13 нижних чинов ведомства, где служил Поспеев. Их обвиняли в превышении полномочий и умышленном незаконном межевании земель Сибирского казачьего войска в частное владение. Суд в течение 4 лет неоднократно пересматривал дело Поспеева и его помощника Шубина. В итоге приговорами Особого присутствия Омской судебной палаты от 9–10 ноября 1915 г. и от 26 июня 1916 г. Поспеев был признан виновным. Он подвергся заключению в крепость на 4 месяца и выплатил Сибирскому казачьему войску штраф 15 587 рублей — огромные по тем временам деньги.

Сохранившаяся деревянная филенчатая дверь на главном фасаде со стороны улицы Фрунзе также входила в предмет охраны, ее восстановили подрядчики

В мае 1917 года Михаила Поспеева амнистировали и направили в действующую армию, но из-за событий Октябрьской революции до фронта он так и не доехал. В начале 1918 года уволенный со службы советской властью капитан Поспеев вернулся домой.

Во время Гражданской войны его как кадрового офицера призвали в колчаковскую армию. Но возвращаться в армейский строй капитан Поспеев не спешил и от получения назначения на должность уклонился, уехав в свое имение под Омском. К слову, семья Поспеевых уже к 1910-м гг. хорошо обжилась. Но недвижимость значилась за супругой нашего героя – это каменный и деревянный дома в центре Омска, а также упомянутое имение у разъезда Лузино. Земельный надел Поспеевых состоял из пашни, сенокоса, леса и усадьбы (куда входили одноэтажный трехкомнатный деревянный дом, двухкомнатная постройка для рабочих, скотный двор).

Имение Поспеевых 20 декабря 1919 г. было национализировано советской властью. 23 мая 1923 г. и 14 марта 1925 г. дома Поспеевых были муниципализированы городскими властями. Но по одному из адресов прежние хозяева жили и позднее.

Дворовый фасад особняка, в ходе работ здесь был устроен вестибюль

Восстановившаяся в регионе советская власть 21 декабря 1919 г. мобилизовала М.М. Поспеева (опять же как бывшего офицера) на военную службу. Этому указанию он подчинился беспрекословно. Стоит сказать, что военные топографы – военнослужащие с редкой технической подготовкой – для РККА тогда были очень ценны.

15 марта 1931 г. Михаил Поспеев был уволен из РККА по возрасту. А 3 октября 1931 г. он начал штатскую профессиональную жизнь, поступив на Сибирскую картографическую фабрику, где занимал должности инженера-редактора и инженера-картографа. В 1930-е гг. Михаил Михайлович продолжал быть беспартийным (видимо, и аполитичным человеком). Жил вместе с супругой в одном из ранее принадлежавших его семье домов по адресу Банная, 3 (ныне улица Косарева, дом не сохранился).

Маскароны в виде ангелов под потолком в одном из кабинетов - когда в особняке разместили коммунальные квартиры, новые хозяева не особо берегли дореволюционные украшения

В его дом 7 августа 1937 г. прибыли сотрудники НКВД. В ходе обыска они изъяли у Михаила Михайловича его паспорт, военный билет, пенсионную книжку, переписку и два шомпола от винтовки. Наш герой был доставлен в УНКВД по Омской области, а затем переведен в Омскую тюрьму. М.М. Поспеев стал фигурантом сфабрикованного дела «о подпольной повстанческой офицерской организации, ставившей задачу свержения советской власти и установления фашистской диктатуры». В Омске тогда арестовали 84 человека; значительная часть этих людей ранее были офицерами или военными чиновниками; многие (как и М.М. Поспеев) были тогда уже пожилыми людьми.

Следствие инкриминировало Поспееву антисоветскую работу и вредительскую деятельность на картографической фабрике. Но Михаил Михайлович стал одним из немногих, кто стойко вел себя на допросах, так и не признав «вины». 19 октября 1937 г. следствие в отношении М.М. Поспеева вынесло обвинительное заключение. Тройкой УНКВД по Омской области 25 октября 1937 г. Михаил Михайлович Поспеев был приговорен к расстрелу. До 67 лет наш герой не дожил трех недель: приговор привели в исполнение 28 октября 1937 г. в Омске.

Восстановление декора в процессе ремонта

В 1956 г. в ходе проверки КГБ материалов «дела организации генерала Артамонова» был передопрошен 21 свидетель, из них 17 человек или отказались от сказанного в 1937 г., или сильно изменили показания. Президиум Омского областного суда 29 ноября 1956 г. рассмотрел дело по протесту Прокурора Омской области на постановление Тройки УНКВД по Омской области от 25 октября 1937 г. Было установлено, что обвинение строилось на сфальсифицированных документах, противоречивых материалах, ложных показаниях, неправдоподобных признаниях отдельными осужденными своей вины в предъявленном обвинении. При пересмотре дела также установили, что у арестованных изъяли не 700 единиц оружия (как заявляло следствие в 1937 г.), а лишь несколько охотничьих ружей и мелкокалиберных винтовок. Постановлением Омского областного суда от 29 ноября 1956 г. через 19 лет после трагической гибели М.М. Поспеева полностью реабилитировали.

Форма для отливки лепнины

Теперь после завершения реставрации в его особняке разместится Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений, а также пункт охраны метромоста. В здание уже не получится просто так попасть с улицы — особняк обнесут забором, введут ограниченный допуск и пропускной режим, поскольку это уже объект транспортной безопасности.

До 14 мая в памятнике архитектуры должны провести все необходимые коммуникации, а затем областное ведомство переедет туда. На метромосту рядом со зданием установят прозрачные шумозащитные экраны, которые защитят стены и окна от брызг грязи с проезжей части.

Когда-то хозяин мог выйти на балкон и оглядывать одноэтажную улицу с высоты. Сейчас здесь метромост, сгнивший деревянный настил балкона заменили, а ажурную кованую решетку очистили  

Впрочем, то, что особняк сохранился — уже большое достижение. Когда шло строительство метромоста и подъездных путей к нему, был составлен список памятников архитектуры, которые подлежали сносу. Особняк Поспеевых также в него входил. В итоге строителям разрешили снести купеческий особняк на Красном пути, конторское здание пивзавода на Волочаевской, старинную баню XIX века, а вот двухэтажный дом белого офицера чудом устоял. Региональные власти выкупили его у частной фирмы «Аквэлиас» и оставили в областной собственности.

Начальник управления по сохранению и госохране объектов культурного наследия минкульта Олег Плющаков рассказал, что в прошлом году, несмотря на пандемию, работа по реставрации памятников не прекращалась. Было восстановлено здание музыкального училища имени Шебалина, где преобразился парадный фасад со скульптурами. Были проведены масштабные работы на одном из исторических корпусов медакадемии на улице Спартаковской. Ведутся работы на особняках купца Липатникова, которые занимает сам минкульт.

«Есть и примеры работы частных инвесторов, — добавил Олег Плющаков. — Не всем нравится, как была проведена реставрация деревянных домов по ул. Маяковского, 11 и 13, но здания продолжают жить, они стояли полусгоревшими и полусгнившими. Завершаются работы на особняке на ул. Дзержинского, 1а. Есть еще опыт воссоздания монументов, посвященных Великой Отечественной войне, так, полностью завершили монумент в Москаленках. Но работы еще много».

У директора "Трестстроя-2000" Алексея Шемберко уже большой опыт работы на архитектурных памятниках

«ОМСКРЕГИОН» планирует рассказывать и о других исторических зданиях-памятниках Омска. Если вы хотели бы узнать истории о конкретных объектах, оставляйте свои пожелания в комментариях.

URL: http://omskregion.info/news/92791-angelskie_liki_i_familne_venzelya_restavrator_rask/
Дата публикации:17/04/2021 13:50
Автор:Алексей Пантелеев
Фото:Алексей Пантелеев