Блестящий сценарий Альберта Каримова

19 апреля главному архитектору Омска, благодаря которому в городе появились самые известные знаковые объекты, исполнилось бы 80 лет.

Альберт Каримов родился в Омске в семье педагогов: отец был учителем географии, мать – русского языка и литературы. В родословной Каримовых – татары, русские, украинцы, марийцы. Был и знаменитый родственник – классик украинской литературы Николай Платонович (Микола) Бажан.

Альберт – единственный ребенок в семье, где царили мир и лад. Альберт рос в атмосфере бесконечной родительской любви. Но его не баловали. Строгий режим дня, неукоснительное отношение к своим обязанностям.

Начало начал

Мальчик хорошо учился в школе, занимался в изостудии при ДК им. Баранова у талантливого омского художника Геннадия Арсентьевича Штабнова и в кинооператорском кружке. Были у Альберта Каримова и другие увлечения. Он посещал школьный краеведческий кружок, где изучал геологию, ботанику, зоологию, топографию, слушал лекции о туризме. В заметке «Юные краеведы», опубликованной в газете «Омская правда», он запечатлен на снимке с другом за изготовлением макета «Форма земной поверхности».

Когда пришло время выбирать профессию, сосед по Узкому переулку – знаменитый врач ректор мединститута Викентий Павлович Говоров настойчиво рекомендовал поступать в мединститут. Но тяга к архитектуре победила, и несостоявшийся доктор Альберт Каримов любил повторять знаменитое выражение французского классика архитектуры Ле Корбюзье: «Врач лечит человека, а архитектор – человечество».

На архитектурное отделение Новосибирского инженерно­строительного института он поступил, преодолев конкурс в 27 человек на место. Стал ленинским стипендиатом, получил диплом с отличием.

После окончания института Каримову предложили место на кафедре и стажировку за границей. Но он вернулся в родной город, в институт «Омскгражданпроект».

Первый проект

Один из первых его проектов – Концертный зал.

В 1965 году в Городском саду сгорел кинотеатр под открытым небом, и на его месте было принято решение построить летний кинотеатр. Проект так и назывался – «Летний кинотеатр с эстрадой и общественным туалетом». Стройка началась, но тут обнаружилось, что негде проводить торжественное заседание по случаю 50­й годовщины Октября. Нет в 700­тысячном Омске подходящего вместительного зала! В экстренном порядке обком КПСС дал задание перепроектировать летний кинотеатр в зимний киноконцертный зал на 1230 мест. Пришлось создавать новый проект, включая в него помещения для репетиций, администрации. Сроки проектирования и строительства были экстремальными. Эти два процесса протекали одновременно. За полтора года были выполнены тысячи чертежей, применены новые технологии и материалы, впервые в городе смонтированы широкоформатное кинооборудование и регулируемая акустическая раковина.

Это был первый опыт включения уголка живой природы с елями и зеркалом воды в архитектурный проект. Впоследствии этот прием превратится в тенденцию «природа в архитектуре» и будет широко использоваться зодчими.

Ноу­хау было акустическое оформление зала. Вместе со специалистами столичного Научно­исследовательского кинофотоинститута был разработан уникальный в стране проект трансформируемой акустической раковины для разных режимов использования зала, поскольку предполагалось, что звучать будет не только музыка, но и речи докладчиков, и звуки кинофильмов. Проблемой было изготовить в Омске огромные звукоотражающие щиты, и только молодой инженер завода им. Октябрьской революции Юрий Иванов взялся ее решить.

В день сдачи объекта гос­комиссии зрительный зал заполнили солдаты, выступавшие экспертами акустических свойств. На сцене уронили спичку, и звук от ее падения был слышен даже на последних рядах.

Но срочная работа к «дате» имела и минусы. Зал спроектировали и построили за год и три месяца. Спешка привела к тому, что в отделке использовали примитивные материалы. Автору проекта было обещано, что после торжеств зал будет закрыт на доработку. Но этого не произошло.

К сожалению, через 43 года реконструкцию Концертного зала поручили не его создателю, а специалистам Новосибирского института «Сибжелдорпроект». Новосибирцы подчеркнули, что с уважением относятся к авторитету Альберта Минихановича Каримова и сохранят такую черту здания, как брутальность. Но сотрудничества не предложили.

Главный архитектор

Альберт Каримов стал главным архитектором института «Омскгражданпроект», но оставил эту высокую должность и поступил в аспирантуру Московского архитектурного института.

Получал 300 рублей – перешел на аспирантскую стипендию в 80. И еще 10 рублей каждый месяц присылала мама.

Интересно, что аспирант Каримов курировал подготовку диплома студента архитектурного института Андрея Макаревича. Рассказывал: «Пришел лохматый студент и спросил, трудно ли защищать диплом. Я ему ответил шуткой: «Не труднее, чем играть на танцах». Макаревич тогда играл на институтских вечеринках. Тема его диплома – «Универсальные залы».

Тема научного исследования самого Альберта Минихановича была захватывающей дух: «Архитектурное проектирование в космосе, создание искусственных пространств жизнедеятельности на поверхности Луны». Да, тогда хотели возводить объекты на Луне. Создавать поселки, станции из сборно­разборных конструкций! Но произошла трагедия: в авиакатастрофе погиб научный руководитель Альберта Каримова, который все это и затевал.

– Тема моей работы изменилась: сборно­разборные мобильные конструкции для общественных зданий в районах промышленного освоения Сибири, – рассказывал Альберт Миниханович. – Как у нас жили строители? В вагончиках. А по проекту, который я защищал на звание кандидата архитектуры, за полтора часа из этих конструкций можно собрать оперный театр на 1500 мест. После защиты диссертации в 1975 году вернулся в Омск. Тянуло в родной город, где остались пожилые родители, мама заболела.

Он считал себя патриотом Омска. К тому же Каримов получил приглашение обкома КПСС возглавить отдел по делам строительства и архитектуры Омского горисполкома в должности главного архитектора города. Эту должность он занимал тридцать лет: с апреля 1975­го по май 2005 года. Другого примера такого долгого служения на посту главного архитектора большого города в России нет.

В ответе за город

Омичам хорошо известны такие авторские объекты Каримова, как Концертный зал, Дом политпросвещения, Химико­механический техникум, здание Омской таможни, кинотеатр «Сатурн», интерьеры ДК «Химик», цветомузыкальный фонтан на Театральной площади, памятник Ф. М. Достоевскому, здания Сбербанка на ул. Красный Путь и «Транснефти».

В 80­е участвовал в реконструкции Свято­Никольского казачьего собора под Органный зал, что позволило вернуть облик старинному храму, построенному по чертежам великого Василия Стасова.

В 90­е первой новостройкой, символизировавшей поворот страны к духовности, стала лютеранская кирха. Главного архитектора совершенно не удовлетворил проект немецких коллег, и с его участием зданию было добавлено величия и гармонии.

В соавторстве с Виктором Десятовым он помог родиться и первому проекту воссоздания православного храма – Серафимо­Алексиевской часовни. А в 2001 году Христорождественский собор преобразил облик и атмосферу Левобережья. Зодчий, по рождению принадлежавший к другой вере, был награжден Патриархом всея Руси Алексием II орденом Святого благоверного князя Даниила Московского.

Еще один знаковый объект – Зал органной и камерной музыки, замечательный по красоте интерьеров и уникальной акустике.

Но, отвечая за весь город, он гордился удачами коллег – архитекторов. Однажды, вернувшись из поездки в Скандинавские страны, рассказал, как показал европейским архитекторам фотографии Торгового центра, Музыкального театра, СКК «Иртыш», библиотеки им. Пушкина, и те были удивлены размахом строительства и смелостью архитектурных решений в сибирском городе.

 

P. S. 26 апреля в 17 часов в библиотеке им. А. С. Пушкина состоится презентация книги «Главный архитектор», посвященной Альберту Минихановичу Каримову.


Любимые афоризмы

Некрасивый самолет не полетит.

 Все виды искусства, кроме архитектуры, уводят нас в мир иллюзий.

 Мыслить глобально – действовать локально.

 Градостроитель не должен превращаться в портного, у него миссия модельера.

 Плохую архитектуру не захлопнешь, как неинтересную книгу.

 Архитектура – это не профессия, это определенное состояние духа!

 

ФАКТ:

Решением горсовета 2017 года участок набережной Оми от Речного вокзала до Юбилейного моста отныне носит имя Альберта Минихановича. На эту набережную выходят окна его квартиры, по ней он любил гулять с женой. Архитекторы изготовили и установили памятный знак на свои средства. Это первое топонимическое название в Омске в память об архитекторе.

19 апреля 2017 года на доме № 4б по ул. Лермонтова была открыта мемориальная доска заслуженному архитектору России Альберту Каримову. Скульптор Виктор Костенко и архитектор Александр Бегун создали впечатляющий мемориал, который многие коллеги и друзья Альберта Каримова назвали лучшей мемориальной доской в городе.

URL: http://omskregion.info/news/92908-blestyachshiy_stsenariy_alberta_karimova/
Дата публикации:21/04/2021 07:37
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев