Зрителей приглашают в полет над крышами

Зрителей приглашают в полет над крышами

Дата публикации 2 июня 2021 07:37 Автор Фото Евгений Кармаев

В омском ТЮЗе поставили спектакль «Тот самый Карлсон».

Премьера состоялась 27 мая на сцене Дома актера, где театр временно базируется в связи с капремонтом своего здания. О новой постановке на очередном «Культурном завтраке» «Омской правды» в ресторане «Где же Кролик» рассказали режиссер Сергей Черных и исполнители роли Карлсона Михаил Гладков и Дмитрий Керн.

Два Малыша

– Как родилась эта идея? Сначала задумали поставить новый детский спектакль. ТЮЗ сейчас немного «бездомный», на чужой площадке сложно, и нужен был такой яркий спектакль, – рассказывает режиссер. – Мы выжали все из технического оснащения Дома актера. В спектакле, например, есть рисованный мультфильм. Я не уверен, что сцена Дома актера что­то подобное видела. Это технически невероятно сложный спектакль. Там много событий: плюшки, игра с пылесосом, полеты, жулики и привидения.

Спектакль сделали так, что его можно ставить и на других площадках, например в ДК им. Малунцева, где ТЮЗ также показывает свои постановки.

Малыша в спектакле играют две актрисы – Мария Овчинникова и Надежда Костюк, которые также исполняют роль его сестры Бетан. Артистки дублируют друг друга. Девушкам, к слову, пришлось преодолеть страх высоты для этого спектакля. Интересно, что роль «домомучительницы» Фрекен Бок досталась мужчине – актеру Александру Карпову. По мнению режиссера, Фаина Георгиевна бы гордилась им (Раневская озвучивала этого персонажа в мультфильме. – Прим. ред.). Среди артисток труппы подходящих на эту роль не нашлось.

Взяли все лучшее

Как признался постановщик, он впервые прочитал книгу Астрид Линдгрен, когда решил сделать этот спектакль. За основу взяли третью часть.

– Я в детстве не читал книгу, может, это и к лучшему. Как и все советские дети, я любил мультик. По­моему, он абсолютно гениальный, его невозможно ни с чем сравнить. Мы его поставили на постамент и рядом пытаемся существовать. Когда я прочитал книгу, то был поражен, что в третьей части мама не приезжает. Это для меня было открытием. Мы, честно говоря, немножко дописали, и мама все­таки приезжает, потому что это тяжело. Мы попытались отовсюду взять лучшее и адаптировать, при этом обыграли все «святые» фразы, – отметил Сергей Черных.

В целом же постановку построили близко к тексту, но немного осовременили. Некоторые эпизоды из книги не только устарели, но и считаются уже в современном обществе неприемлемыми. К примеру, в книге «домомучительница» совершенно отличается от мульт­персонажа. В воспитательных целях она бьет Малыша. В этом плане создатели советского мультика обогнали время на десятки лет и не включили эту сцену, считает режиссер. В спектакле омского ТЮЗа этого тоже нет, но упоминается в репликах. 

Как отметил Сергей Черных, мир меняется, к детям стали относиться более внимательно. То, что раньше ребята спокойно могли бегать по гаражам, лазить, где вздумается, сейчас уже родители не могут себе этого представить по отношению к своим детям. Маленькие зрители сейчас по­другому воспринимают мультик, кому­то, например, он кажется скучным. А родители, наоборот, хотят увидеть и услышать то, что они помнят из любимого мультфильма. И авторы спектакля попытались заинтересовать и угодить и тем, и другим.

И два Карлсона

В спектакле важное место занимает и музыкальное сопровождение. Актеры сами исполняют песни, тексты к которым, к слову, написал режиссер Сергей Черных со своей супругой. Есть и танцы, насколько это позволяет сцена.

Любимый эпизод в спектакле у Карлсона – Михаила Гладкова – трогательный момент, когда Карлсон впервые летит с Малышом на крышу, и они там пьют какао с плюшками. По словам актера, для этой роли ему не приходилось специально готовиться, вспоминать в себе ребенка, потому что у него сохранились «детскость и нормальное хулиганство». Что касается детских шалостей, то он вспомнил, как с другом пошел на котлован ранней осенью и там провалился ногой под воду. Домой боялся идти – родители отругают, но обошлось.

Второму Карлсону – Дмитрию Керну в постановке больше нравятся эпизоды с хулиганством. Как выяснилось, в детстве он сам нередко проказничал и доставлял немало хлопот родителям. В школе, как признался Дмитрий, маму почти каждую субботу вызывал завуч.

Торжество жизни

Образ Карлсона связан у многих с советским мультфильмом. Однако у современных детей есть свой взгляд на этого персонажа. ТЮЗ проводит перед премьерой конкурс детских рисунков, посвященный Карлсону. И их фантазия ничем не ограничивается. Есть рисунки и с привычным образом «мужчины в самом расцвете сил», но немало работ, где Карлсон совсем другой. У каждого свой герой.

Как отметил постановщик, главная же черта Карлсона – это гедонизм, умение наслаждаться жизнью, получать удовольствие.

– Ничего нового мы не придумали. Карлсона на потолке в скафандре не будет, – подчерк­нул Сергей Черных.

После спектакля, по его мнению, зрители должны вый­ти с чувством большой любви к жизни.

– Это торжество жизни, того же баловства. Если взрослые почувствуют себя чуть­чуть полегче, помоложе, это уже хорошо, – считает режиссер.

– Если взрослые почувствуют себя детьми – это успех, – добавил Дмитри Керн.

Распечатать страницу