День, разделивший жизнь омичей на «до» и «после»

День, разделивший жизнь омичей на «до» и «после»

Дата публикации 22 июня 2021 11:38 Источник фото из архива автора

22 июня мы в России ежегодно отмечаем День памяти и скорби. В этот день в 1941 году Вторая Мировая война пришла в СССР, а для нашего народа началась Великая Отечественная война. Что в этот день происходило в Омске — в нашем историческом обзоре.

В известной песне начало войны описывается так: «22 июня, ровно в 4 часа, – Киев бомбили, нам объявили, что началась война…». 

На самом деле первые бомбы упали на советскую землю в 3 часа 05 минут. К четырем часам массовая бомбардировка западных городов была в самом разгаре. Сталин узнал о начале войны в 3 часа 40 минут утра. Враг начал бомбить безмятежно спящие города ранним утром. Но омичи узнали об этом во второй половине дня. До полудня по Москве радио, самый оперативный источник информации того времени, молчало.

Июнь 1941 года. Омск. Адская жара, дождь с градом, обилие грибов. Ураганный ветер рассыпал такой страшный град, какого не видели лет пятьдесят. Огромные — с куриное яйцо — тяжелые градины выбивали стекла, ранили людей и животных, налетавший ветер срывал крыши, ломал деревья и заборы. Суеверные люди говорили, что сама природа предупреждала омичей о надвигающейся беде. А тут еще накануне трагического воскресения сгорел цех нового автосборочного завода…

22 июня 1941 года выпало на воскресенье. Конечно, разговоры о том, что грядет война, ходили уже давно. И все-таки для большинства омичей новость о том, что фашисты напали на Советский Союз, стала страшной неожиданностью.

Начало войны воспринималось людьми по-разному, но все же присутствовала некоторая бравурность в настроении омичей, да и всех советских людей, которая безусловно являлась следствием пропагандистской работы кануна войны, когда всемерно вселялась уверенность в непобедимость Красной армии, в ее способность дать отпор любому агрессору.

В мае 1940 года на территории новой загородной рощи был открыт Центральный парк культуры и отдыха. Весной следующего года велись работы по созданию городского сада. Его образовали соединением сада при бывшем губернаторском доме со сквером у бывшего Казачьего собора. Объединенный сад общей площадью в 5,6 га был дополнен большим количеством новых деревьев и кустарников. Заново разбиты аллеи и цветники. Строители спешили с окончанием работ к воскресенью 22 июня 1941 года, когда должно было состояться открытие сада.

Идет строительство Центрального Городского сада. Фото из газеты «Омская правда» за 20 июня 1941 г.

Но вместо мирного праздника в саду состоялся большой народный митинг по поводу вероломного нападения на границы Советского Союза гитлеровских полчищ.

В этот день омичи готовились и к Сабантую — национальному празднику в честь окончания весенних посевных работ. Мероприятие должно было пройти в городском парке.

Объявление о намечаемом Сабантуе в газете «Омская правда»

В назначенное время люди действительно пришли в парк — около 30 тысяч человек, но оказались на митинге. 

Для школьников в этот воскресный день планировалось организовывать соревнования по футболу и шахматам. Ожидалось выступление заслуженной артистки республики, солистки Большого театра Викторины Кригер. Заплатив всего один рубль, можно было попасть на фейерверк «Море огня»…

Многие омичи предполагали провести этот день за городом, в том числе 80 выпускников школ отправлялись на прогулку на пароходе «Омич» в Чернолучье; 400 ребят – в пионерские лагеря Красноярки, а от пристани сада «Аквариум» семь смельчаков из числа сотрудников и студентов Омского сельскохозяйственного института стартовали в шлюпочно-пеший переход Омск – Тобольск – Тюмень – Омск протяженностью 2 050 км, чтобы испытать спортивные шлюпки «Ленинград».

Фотокорреспонденция из газеты «Омская правда» за 15 июня 1941 г.

Уже была готова к обсуждению в Омском государственном издательстве новая книга поэта Леонида Мартынова «Крепость на Оми». Педагоги вузов и техникумов начали подготовку к вступительным экзаменам. Военкоматы организовали курсы для будущих призывников по 176-часовой программе и совместно с комитетами комсомола осуществляли отбор желающих.

Однако жизнь распорядилась иначе... Началась Великая Отечественная война, радикально изменившая жизнь каждого, внесшая коррективы в труд и быт людей.

22 июня 1941 года в 12 часов выступил по радио заместитель председателя СНК, нарком иностранных дел В. М. Молотов. Он сказал:

«Сегодня в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к СССР, без объявления войны, Германия напала на нашу страну... Нашим войскам дан приказ отбить разбойничье нападение и изгнать захватчиков с территории нашей Родины. Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими и крестьянами, страдания которых мы хорошо помним, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, норвежцев, бельгийцев, греков и другие народы... Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг Советского правительства... Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами»

В экстренном выпуске газеты «Омская правда» (1941, 22 июня) также сообщалось, что «в городском парке культуры и отдыха состоялся митинг трудящихся Омска и делегаций колхозов пригородных районов области. Участники этого 30-тысячного митинга призвали всех трудящихся города и области теснее сплотить ряды вокруг народной власти — организатора трудовых и боевых побед советского народа».

«Днем пронеслась весть: враги Советского Союза подло и вероломно напали на нашу родину. И тысячи людей устремились на митинговое поле парка, чтобы выразить свой гнев, свое возмущение подлыми действиями поджигателей войны, свою волю грудью защищать отечество, разгромить ненавистного врага», — написал в своей статье корреспондент «Омской правды».

На митинге оркестр играл международный пролетарский гимн «Интернационал», люди скандировали лозунги «Долой фашизм!» и «Да здравствует свобода!». Статья об этом событии заканчивалась словами: «Война началась. Народ бодрствует. Народ готов к борьбе».

На следующий день тоже вышел экстренный выпуск газеты «Омская правда». От предыдущих выпусков его отличал не только формат. В номере опубликовали стенограмму прозвучавшего накануне по радио выступления народного комиссара Вячеслава Молотова (тогда ее печатали все советские газеты) и статью о состоявшемся вместо праздника митинге под заголовком «Народ готов к борьбе».

22 июня 1941 года был теплый солнечный выходной день, — вспоминает участник войны Вадим Высоцкий. — В то время у омичей в моде были пикники на природе. Наша семья отдыхала в парке, когда по радио передали, что началась война. Наверное, странно, но в тот момент не было паники. Парни как один побежали записываться добровольцами на фронт.

22 июня прошел также митинг 383 призывников Омска, которые обратились к командующему Сибирского военного округа с просьбой изменить маршрут и отправить их на фронт. Текст отправленной по итогам митинга телеграммы гласил следующее:

«Мы, призывники омского гарнизона, направляясь в ряды РККА в г. Сталинск, на станции Чулымской получили сообщение правительства о том, что германский империализм подло нарушил свои мирные обязательства и напал на нашу счастливую Родину. Это сообщение вызвало среди нас гнев и возмущение. Собравшись на митинг по данному вопросу, мы 383 человека, все как один желаем стать грудью на защиту нашей Родины, а поэтому просим вас изменить нам маршрут и дать направление на западную границу».

Рабочие омского завода на митинге, посвященному началу войны. 23 июня 1941 г. архив музея истории самоуправления Омска.

23 июня в городе состоялся общегородской митинг, на котором присутствовало более 100 тысяч человек. Все выступающие на митинге призывали к усилению бдительности, повышению производительности труда, дисциплины и организованности. Основным призывом выступающих были слова «Все для фронта, все для победы».

Официально мобилизация началась 23 июня, но добровольцы, желающие отправиться на фронт, начали стекаться к районным военкоматам уже 22 июня. И к вечеру 22 июня в военкоматы Омска было подано 1 270 заявлений добровольцев с просьбой отправить на фронт.

24 июня, на второй день мобилизации, на призывные пункты явилось 90% подлежавших мобилизации, наряд на поставку автомашин для фронта был выполнен на 100%. К 10 часам вечера в райвоенкоматы поступило 2 254 заявления, в том числе 629 от девушек и женщин. Люди разных возрастов были одержимы одним желанием – сразиться с врагом. Добровольцы в своих заявлениях писали о желании немедленно уйти на фронт:

«Я участница боев с белофиннами. Награждена медалью “За боевые заслуги”. Я не могу оставаться сейчас в Омске, я обязана быть на фронте» (работница железнодорожной больницы Ленинского района Деглан).

Преподаватель литературы школы № 8 М. Гавриченко указывала, что умеет стрелять, имеет значок «Ворошиловский стрелок» II степени и «готова на любую черновую работу». Петрух, 56-летний бывший партизан, отправив на фронт двух сыновей, просил и его «зачислить в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии». Были и коллективные заявления. Так, 24 девушки строительного техникума просили отправить их на фронт:

«Мы родились в счастливое время, наши отцы завоевали своими руками и кровью это счастье, и мы не можем допустить, чтобы наше счастье было в руках фашистов».

В городе и области было сформировано 18 воинских подразделений, среди них — три стрелковые дивизии, батальоны морской пехоты, батальоны связи и батальоны санитарного обеспечения.

Вечером 22 июня 1941 г. было получено телеграфное сообщение из Москвы о  мобилизации 178-й стрелковой дивизии. Первый эшелон убыл из Омска на фронт 29 июня, а 3 июля  — последний. Командиром дивизии в это время был полковник А.Г. Кудрявцев.

А вскоре в наш город прибыл первый эшелон с эвакуированными, с ними омичи будут делить четыре долгих года кров и пищу.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»



Распечатать страницу