Как Омск более ста лет назад показал всему миру возможности Сибири

Как Омск более ста лет назад показал всему миру возможности Сибири

Дата публикации 29 июня 2021 15:26 Источник фото pastvu.com

Ровно 110 лет назад, в 1911 году, а точнее 28 июня, или 15 июня по старому стилю, в Омске открылась Первая Западно-Сибирская лесная, сельскохозяйственная и торгово-промышленная выставка. Она собрала крупнейших предпринимателей того времени.

Организацию выставки взял на себя Омский отдел Московского общества сельского хозяйства. В январе 1909 г. была избрана временная выставочная комиссия, в начале февраля создан распорядительный комитет.

Мысль устроить выставку, призванную показать рост сельского хозяйства и промышленности Западной Сибири, возникла в 1902 г., но Русско-Японская война отодвинула эти планы.

Целью её проведения стало стремление показать развитие Западной Сибири в естественно-историческом и культурно-экономическом отношениях. Для решения организационных вопросов был избран выставочный комитет. Его почетным председателем стал Генерал-губернатор Степного Края Е. О. Шмит, а главным комиссаром — известный учёный генерал-лейтенант Г. Е. Катанаев, председателем распорядительного комитета стал Н. И. Грибанов (председатель Омского отдела Московского общества сельского хозяйства), вице-председателями – Ф. Ф. Штумпф (председатель Омского биржевого комитета) и Б. В. Трувелер (управляющий лесными складами Переселенческого управления).

Местом проведения I Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки могли бы стать улицы Гасфортовская (ныне западная часть улицы К. Либкнехта) с улицей Музейной.

 

Дореволюционная почтовая открытка с изображением Гасфортовской улицы. Из собрания автора

9 октября 1909 г. Городская дума отвела именно эту территорию на площади, за Московскими торговыми рядами. К несомненным достоинствам данного места по мнению организаторов относилась экономия в плане строительства павильонов. Так, например, военным ведомством Выставочному Комитету было предоставлено в бесплатное пользование огромное здание казармы воздухоплавательного парка (ныне территория Омскэнерго между ул. П. Некрасова и ул. Достоевского). В качестве отдельного павильона планировалось использовать и здание музея Географического общества, с экспонируемыми в нём коллекциями. К тому же, господин Покальнис обещал организаторам выставки за 8 000 руб. устроить в городском саду летний выставочный театр с рестораном и музыкальную беседку с фонтаном. Все эти сооружения планировалось возвести к 1910 г. Но перенесение даты проведения выставки привели к тому, что в летом 1910 г. Омская Городская Дума предложила под выставку уже новые земельные участки. Перенесение выставки на Семинарскую площадь (ныне территория Юнгородка), где она с большим успехом и прошла в 1911 г., значительно увеличила расходную смету организаторов.

 

План-схема Выставки 1911 г. из справочника «Весь Омск»

На Семинарской площади для этой цели было отведено 27 десятин земли. На них участвующие в выставке предприятия, торговые фирмы и общества возвели 60 деревянных павильонов, отстроенных в стиле модерн (в которых было выставлено на обозрение более 3000 экспонатов). Территория представляла из себя некий сказочный городок. На выставке было создано 16 отделов: общенаучный; переселенческий; отдел полеводства и травосеяния; огородничества, бахчеводства и садоводства; животноводства и ветеринарии; молочного хозяйства; сельскохозяйственной и строительной техники; сельскохозяйственных орудий и машин; кустарно-ремесленный; лесной; торгово-промышленный; промыслов Западной Сибири; горный отдел; учебного дела; сельской медицины; смешанный отдел. Во главе каждого отдела стояли комиссары.

На территории выставки разместились: огромный театр, здание ресторана, почтово-телеграфное отделение, приемный покой Красного Креста, ипподром и площадь для авиации, железнодорожная ветка, пожарный обоз, а также технические объекты (автономное электрическое освещение, водопровод). Устроители пригласили для развлечения гостей итальянскую оперу, симфонический оркестр под управлением В. Будницкого, драматическую труппу и духовой оркестр Сибирского казачьего войска. Авиатор Александр Алексеевич Васильев демонстрировал перед омской публикой свое летное мастерство три дня. Стоимость билетов колебалась от 25 копеек до 3 рублей. Всего от их продажи организаторы выручили 4 358 руб. Из них летчику Васильеву было уплачено 3 000 рублей. И это за 20 минут полетов!

 

Здание летнего театра было построено в мавританском стиле

Торжественное открытие выставки. Оригинал снимка хранится в фондах ОГИК музея

На открытие выставки публика собралась перед театром. О церемонии открытия газета «Омский вестник» от 16 июня 1911 года писала:

«15 июня сего года состоялось открытие Западно-Сибирской выставки. Торжества начались в 11 часов с молебна, который служил Епископ Омский и Семипалатинский Владимир. Во время молебна все присутствующие торжественной процессией направились в павильону выставки. Во главе процессии идут распорядители выставочного комитета г.г. В. И. Куприянов, Б.П. Сысоев, Б.А. Смирнов, Проскуряков и главный комиссар выставки Г.Е. Катанаев, за ними епископ Владимир, духовенство, начальник края, губернатор и представители ведомств, за которыми уже следуют остальные участники торжества. По окончании молебна торжество было перенесено в выставочный театр, громадный зал которого был положительно переполнен публикой. Здесь начальник края Е. О. Шмит произнес обширную речь, которой приветствовал открытие Первой Западно-Сибирской выставки, выяснял значение ея для Сибири и для Степного края в частности. После него занял трибуну Акмолинский губернатор А.Н. Неверов. После речи А.Н. Неверова говорит председатель выставочного комитета Трувелер, который, приветствуя открытие выставки, благодарит экспонентов за отзывчивое участие в выставке. В особенности, сказал он, нам дорого участие в выставке таких передовых земств страны, как Вятское, Пермское, Екатеринбургское и Уфимское...Торжество заканчивается завтраком по подписке в выставочном театре, где присутствует около 150 человек».

Девизом выставки стали слова «Молись и работай», взятые из латинского изречения «Оrа et labora» («Молись и трудись»).

Одним из самых занимательных аспектов выставки до сих пор остается ее архитектурно-строительная часть. Работу по составлению генерального плана и архитектурному решению выставки выставочный комитет поручил молодому красноярскому «художнику архитектуры» – Леониду Александровичу Чернышёву.

 

Член бюро выставки, архитектор Л. А. Чернышёв. Из фондов ОГИК музея

Помимо проектирования сооружений, Чернышёв осуществлял архитектурный надзор за строительством, качеством и стоимостью материалов, строительных работ, назначал рабочих, определял места для частных павильонов.

Наряду с Чернышёвым над созданием архитектурного оформления выставки работали и другие мастера. 2 июня 1911 года было принято решение о строительстве городского павильона согласно составленному помощником архитектора Георгием Сизиковым эскизу. Чрезвычайно оригинальными являлись работы одесского скульптора-декоратора Д. Вейнберга, «быстро завоевавшего к себе... симпатии публики и заказчиков».

По инициативе организаторов выставки предпринимателям, крупным землевладельцам и промышленникам было предложено построить свои павильоны, но при условии, что будет внесена предоплата (50%) за аренду земли. Этим правом воспользовались десятки фирм со всей страны.


Молочный павильон был признан одним из самых красивых зданий выставки. Классическая простота плана и композиции удачно сочеталась в нём со стилистикой модерна. Большие, красивого рисунка окна с переплетами – «паутинкой» – способствовали хорошему освещению помещений. Павильон производил впечатление лёгкости и изящества, чем-то неуловимым напоминая древнеримский «модерн» помпейских вилл. Рецензенты дружно восхищались: «Безусловно, по архитектуре это один из выдающихся павильонов», «Здание – одно из первых по красоте».


Научный павильон разработан как стилизация древнеегипетской архитектуры. Для России это редкое направление. Решенный в духе египетской архитектуры периода Нового царства, он выглядел величественно, как и подобает храму науки: массивные пилоны громоздились по сторонам входного портала, стоящие рядом обелиски усиливали геометризм их форм, а группа сфинксов скульптора Д. Л. Вейнберга придавала временному деревянному сооружению незыблемость и устойчивость. Вместо крыши павильон был крыт стеклянными рамами для большего источника освещения. При входе в павильон стояла скульптура Ермака.

 «Эйфелева башня» из ведер.

Среди сооружений, выполненных из множества предметов, рекламирующих деятельность фирм, обращала на себя внимание башня из тазов, бидонов и ведер под вывеской «Калашников и сыновья». Продуманная комбинация предметов создавала подобие экстравагантной Эйфелевой башни.

Газета «Вестник Первой Западно-Сибирской выставки» от 17 июня 1911 года писала:

«К чудесам выставочного "сказочного городка" следует отнести и Эйфелевую башню, которую для привлечения посетителей смастерила екатеринбургская фирма "Калашников и сыновья". Первый ярус в виде четырёх колонн собрали из тазов, а два других - из вёдер. Всё это продукция вышеназванной фирмы. Верхушку башни украшает русский национальный флаг, изготовленный тоже из жести. Возле данного экспоната всегда бывает много посетителей и экскурсантов».


Выставка в зеркале прессы

 

Публикация о выставке в журнале «Искры» № 24 за 1911 г.

Выставка имела большой успех, о ней писали не только омские и сибирские периодические издания, но и газеты и журналы Санкт-Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Вены и Нью-Йорка. А по Петербургу даже ездили трамваи с рекламой омской выставки. Для того, чтобы читатели прониклись омской жизнью 110-летней давности, мы предлагаем их вниманию несколько публикаций того времени.


Авиационные торжества (Полет Васильева 1 июля)

«Аэроплан откатывают к ангару... Авиатор на месте... Мотор пущен... Аэроплан, как огромная птица, преследуемая охотником, бежит по земле и, наконец, поднимается вверх и уходит все выше и выше. Побежденное человеком пространство оглашается резким жужжаньем, похожим на жужжанье растревоженных пчел. Это аэроплан, обнимаясь со свободными далями, радуется своей близости с ними, как будто грозит кому-то... Подчиняясь железной воле человека, он носится в разных направлениях: кружится над выставкой, ипподромом, уходит в даль и вновь возвращается, свободный и сильный... Внизу гремят аплодисменты. Слышатся возгласы: «Браво, Васильев!» (газета «Омский вестник» от 3 июля 1911 года).


Эстрада и симфонический оркестр.

«...Гремит оркестр военной музыки. Гостеприимно открыты двери павильонов, обильно украшенные трехцветными флагами.,. Восемь с половиной часов вечера. Павильоны закрываются. Вся публика—на площадках. Спешно занимаются диванчики перед концертной верандой: начинается концерт симфонического оркестра. Оркестр недурен, отдельные солисты его — люди даровитые, но репертуар далек от серьезной симфонической музыки. Часам к десяти вечера гулянье на территории выставки в полном разгаре. Одни просто ходят и слушают музыку, другие поднимаются на башню обозрения выставки с высоты птичьего полета, третьи рассматривают в телескоп луну, четвертые выпивают и закусывают...» (Г. Вяткин, газета «Сибирская жизнь» от 2 июля 1911 года)

 

На выставке и около выставки.

«Открыта выставка, и, казалось бы, что каждый участник ее — будь то экспонент или просто торговец — на территории выставки должен подтянуться и представить свой товар «лицом». Так бы должно быть, но есть иное... Некоторые предприниматели, как, например, содержатель выставочного ресторана (на веранде театра) положительно не считается с публикой и «выставляет» ей нередко мутную бурду вместо чая. Цены же за продукты, «представляемые» рестораном, дерёт небывалые в г. Омске: пиво — 40 коп. бутылка, бутерброд с маленьким кусочком ветчины — 15 коп. и т. д. Словом, малосостоятельная публика таким манером выставлена» (газета «Омский вестник» от 18 июля 1911 года).

 

«Из ресторана...»

«Выставочный комитет постановлением от 16 июня за допущенную крайнюю небрежность в постановке ресторана, обнаруженную 15 июня, за взимание непомерно высоких цен и вследствие многочисленных жалоб посетителей, владельцу ресторана Морозову объявляется первое предупреждение» (газета «Омский вестник» от 19 июня 1911 года).

«30 июня прибывший авиатор Васильев и управляющий выставочным театром г. Грюнберг после обеда в ресторане почувствовали себя крайне дурно. А затем обнаружились признаки несомненного легкого отравления, которое, к счастью, вовремя было захвачено. Ввиду этого выставочный ресторан закрыт и договор с Морозовым расторгнут» (газета «Омский вестник» от 2 июля 1911 года).


...«Сказочный городок» (так называли выставку) покорил жителей Омска и гостей, приехавших не только из разных мест России, но и из-за границы. Выставка работала по 28 августа (15 августа по старому стилю) 1911 года. Более 14 крупнейших рекламных агентств и фирм представили омскую выставку в Европе и Америке. На выставке участвовало около 3-х тысяч экспонентов. Медалями и дипломами было премировано 1323 экспонента. Сегодня мы знаем об этой выставке исключительно по архивным документам, газетно-журнальным текстам, фотографиям того времени и предметам старины…

 

Общий вид Выставки с восточной стороны. Из фондов ОГИК музея.


Александр Лосунов,

историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу