Откровение в красках

Для создания иконы требуется не только талант, но и хорошее настроение.
Для создания иконы требуется не только талант, но и хорошее настроение.
 
На дверях этого дома по соседству с Крестовоздвиженским собором нет вывески, только образ Богородицы, что, впрочем, православным понятно: здесь находятся иконописные мастерские Омской и Таврической митрополии.

Чем труд иконописца отличается от работы художника над картиной?

– Главное – к написанию святого образа надо приступать с благоговением. Читаем молитву, постимся, соблюдаем тишину, – говорит Ольга Забродина.

– Нельзя начинать в плохом настроении. Как, например, и музыканту на концерте, – подчеркивает Анна Адаева. – Все проблемы, заботы нужно оставить за порогом мастерской.

Анна окончила художественный институт в Красноярске, Ольга – омский худграф. И обе еще учились в сильных иконописных российских школах: Анна – в Ельце, Ольга – в Дубне.

На доску наносится левкас, потом орнамент, фон, рисунок, лак, золочение, и лишь после этого иконописцы начинают писать. Лики – самое ответственное – в последнюю очередь. В заключение  икону покрывают олифой и просушивают. Этому искусству столько же лет, что и  православию. И краски сегодня используют те же, натуральные, что и в старину: из толченых камней лазурита, азурита, гематита… Их растирают, смешивают с яичным желтком. Оттого и яркость созданных ныне икон такая же, как во времена Древней Руси. В ХIХ веке учились у итальянцев, писали маслом, «в реализме», как говорят иконописцы. Это был период заимствования у Европы. А в ХХ веке Запад «открыл» древнерусскую икону, восхитился ее духовностью. Когда началось возрождение православия в России, иконописцы стали возвращать древний канон, творчески принятый Русью от Византии.

В омских храмах большинство новых образов вышли из этой иконописной мастерской. А сейчас идет работа над ликами в иконостас храма города Искитима Новосибирской области. И у резчиков, которые работают в том же здании, тоже только что окончена работа для Искитима.

Омские резчики под руководством Владимира Малых недавно подсчитали: с 1998-го по 2012 год они изготовили 50 иконостасов. Только для Ачаирского Крестового монастыря – 13. Кроме того, для храмов города и области, а также Челябинска, Томска.
Каждый – неповторимое произведение искусства. Главное в этой работе – вкус и чувства соразмерности. Конечно, есть проект, но нужно быть не исполнителем – художником по резьбе. О масштабе каждой работы омичи могут судить, постояв перед иконостасами в Успенском кафедральном или Никольском казачьем соборе. На золочение иконостаса в кафедральном храме пошло 250 книжек сусального золота по 60 листов в каждой.

Владимир Малых считает, что самой большой похвалой после установки иконостаса для него была фраза священника в Ачаирском монастыре: «Как будто он здесь был всегда!»

Две забытые профессии – иконописец и резчик иконостасов – возродились на нашей земле вместе с храмами.

©
URL: http://omskregion.info/news/9579-otkrovenie_v_kraskax/
Дата публикации:26/12/2012 10:08
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев