Рококо из вторсырья: в омском центре «Эрмитаж-Сибирь» запустили коллаборацию фотографов и дизайнеров одеждыМультимедийный проект «Возвращение Ватто» (12+) поднимает проблемы осознанного потребления и экологии. В экспозиции – авторская одежда, созданная из старых вещей, фотографии омских мастеров, арт-объекты и видео-арт.
Название экспозиции отсылает нас к искусству эпохи рококо, к прекрасным образам французского живописца и рисовальщика Антуана Ватто (1684–1721). Но проект гораздо сложнее и многограннее. Идея творческой коллаборации дизайнеров одежды с фотографами на тему осознанности возникла еще в 2019 году. По словам идеолога Омской Арт-резиденции Эммы Васильевой, дизайнеры размышляли об устойчивой моде и рациональности, красивых образах и ценностях каждого дня, перерабатывая готовые костюмы в новые, коллекционные. Старые вещи гармонично перешли в новую реальность — так разумно живет и природа. Поэтому тему взаимоотношений пейзажа и человека и обращение к эстетике рококо для фотографов выбрали не случайно. Осмысление этого стиля XVIII века в современном контексте предложил куратор проекта Василий Мельниченко — фотограф и художник, переехавший из Омска в Берлин.
Начало проекта – «Возвращение к себе» – презентовали в ТЦ «МЕГА» осенью 2020 года. В большей степени он говорил о том, как более осознанно и более рационально подходить к своей жизни. «Возвращение Ватто» – это продолжение проекта в Музее имени М. А. Врубеля в 2021-м. В экспозиции – авторская одежда, фотографии, арт-объекты, видео-арт, созданные Омской арт-резиденцией и студентами Института дизайна и технологий Омского государственного технического университета. Как образцы для подражания и источник вдохновения в состав выставки вошли произведения из собрания Музея имени М. А. Врубеля – живописное полотно «Игра в жмурки» кисти Жана-Батиста Патера, ученика Антуана Ватто, и графический лист «Обезоруженная любовь» с оригинала Франсуа Буше «Венера, обезоруживающая Купидона». Идея соединить в моде ее элитарное звучание с естественностью, природностью отсылает прямо к XVIII веку, к искусству рококо, одним из основоположников которого и считается Антуан Ватто (1684–1721). Поэтому проект получил название «Возвращение Ватто», как возвращение идеалов игры, природности и изящества. Еще на улице гостей центра «Эрмитаж-Сибирь» встречает «Дерево», которое уже стало самостоятельным арт-объектом на улице Музейной.
Как отметила во время открытия выставки заместитель министра культуры Омской области Светлана Бакулина, проект «Возвращение Ватто» — это очень красивый праздник, и событие не только в жизни Музея изобразительных искусств имени Врубеля, но и для студенческой жизни Омска, для Арт-резиденции, которая уже является своеобразным брендом города.
Открытие, проходившее в комбинированном формате, ознаменовалось ярким показом – Молодежный театр мод «ОбраZ» (ОмГТУ) представил коллекцию, продолжающую тему выставки. Этот отдельный блок моделей одежды разрабатывали осенью 2020 года для фестиваля на тему переработки одежды совместно с «МЕГОЙ». Предполагалось, что в этом фестивале могли бы участвовать не только дизайнеры, студенты, но и все горожане, которые с интересом относятся к дизайну одежды и экологическим акциям. Как рассказала по видеосвязи Эмма Васильева, все костюмы имеют отношение к такой теме, как апсайклинг, когда старые вещи подают совершенно по-новому, либо перешивают, переукопмлектовывают или придумывают какой-то новый образ.
Второй тематический блок в одежде связан с денимом. «Мне кажется, что деним в переработке как материал имеет большой потенциал. В нем много совершенно разных техник — и декоративных, и конструктивных — можно работать и с формой, и нашить какой-то декор», — считает Эмма Васильева. Третий блок — это уже линейка настоящего прет-а-порте. В ней есть пиджаки, куртки, юбки, брюки, которые нам нравятся, но с точки зрения времени уже стали не актуальными. В этой коллекции дизайнеров вещь, которая выполнена три, пять или десять лет назад, вновь может стать актуальной именно на сегодняшний день. По словам Эммы Васильевой, со-кураторами в этой части выставки выступили дизайнеры одежды Инна Карпова и Вера Палей, которые и сами занимаются этой темой. Они формировали экспозицию, а вообще задумались над этой темой на втором курсе, и сейчас уже подошли к выпуску.
Кроме того, проект возглавили несколько замечательных омских фотографов — в коллаборации хотелось сделать сложный мультимедийный проект, в котором бы появилась другая эстетика. Напомним, что первой задачей перед авторами стояло задуматься над темой экологии, осознанности, о моде в первую очередь, потому что фешн-индустрия — одна из тех, которые активно засоряют нашу окружающую среду. Второй аспект проекта — в другой эстетике сделать подачу этой одежды. И эту задачу вместе с фотографами решал куратор Василий Мельниченко. К слову, не все фотографы дошли до финального результата, так как это было не просто. На фото фигурируют все те же образцы одежды из вторсырья, но благодаря мастерству фотографов возникли совершенно новые прекрасные образы, а одежда стала напоминать модели от-кутюр.
«ОМСКРЕГИОН» пообщался фотографами, поучаствовавшими в проекте. Алио Сандро (Александр Петров) прожил пять лет в Санкт-Петербурге, а два года назад вернулся в Омск. До этого он работал программистом-разработчиком, но со временем решил, что его призвание — фотография.
Несмотря на живописность фотокартин, в них нет никакого «фотошопа».
Фотограф Татьяна Романенко рассказала, что тоже глубоко изучила материал, пересматривала работы Ватто.
|