Начиная с 2013 года, ежегодно 1 августа в России отмечается как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Проведенная акция невольно воскрешает в памяти события, происходившие в нашем городе более столетия назад – о них и пойдет речь.
Канувший в историю ХХ век принес миру две великие войны: Первую мировую 1914-1918 гг. и Вторую мировую 1939-1945 гг. В обеих этих войнах участвовала Россия, и многим из русских воинов, сражавшихся с немцами в 1914 году, довелось через какие-то 27 лет вновь сойтись с ними на поле брани.
В день памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов, члены Омского регионального отделения Российского военно-исторического общества возложили цветы к памятным доскам ее участников.
К сожалению, в Омске нет специального памятника, посвященного этой войне, поэтому участники акции возложили цветы к мемориальным памятным доскам героям, чьи имена связаны с историей нашего города, и кто защищал нашу Родину в 1914 - 1918 годах. Две из них установлены на фасаде Омского (Сибирского) кадетского корпуса и посвящены Дмитрию Михайловичу Карбышеву и Лавру Георгиевичу Корнилову.
Участники акции. Фото О.А. Безродной.
На здании Центра изучения истории гражданской войны также имеется памятная доска активному участнику Первой мировой, адмиралу Александру Васильевичу Колчаку, к которой тоже были возложены цветы. Все эти люди пережили Первую мировую, но пали либо в братоубийственную Гражданскую войну, либо в Великую Отечественную.
После чего участники акции посетили мемориал села Троицкое Омского района, где на территории Омского Прииртышья имеется пока единственный памятный знак, посвященный патриотам края, внесшим вклад в защиту Отечества в годы Первой мировой войны. В селе чтят память предков, в одном месте несколько памятных знаков, среди них и поклонный крест участникам мировой войны.
Таблица на поклонном кресте в селе Троицкое. Фото О.А. Безродной.
Проведенная акция невольно воскрешает в памяти события, происходившие в нашем городе более столетия назад.
Вечером 30 июля 1914 г. в штаб Омского военного округа поступила телеграмма:
«Высочайше повелеваю привести в военное положение Армию и Флот и для сего призвать чинов запаса и поставить лошадей согласно расписанию 1910 года. Первым днём мобилизации считать 31 июля».
Это был приказ о частичной мобилизации в ответ на объявление Австро-Венгрией войны с Сербией и начале бомбардировки Сербской столицы – Белграда.
Германское правительство потребовало от России прекращения мобилизации, и в ответ на отказ 1 августа 1914 года объявило войну России.
3 августа 1914 года был опубликован Высочайший Манифест Николая II в связи с объявлением войны, вызвавший небывалый патриотический подъем в русском обществе.
В Омске в этот день состоялась патриотическая манифестация. Ее начала группа рабочих в 50 человек, занятых на постройке водопровода. Вот как её описала городская газета «Омский вестник»:
«С криками «Долой Австрию!», «Долой Германию!», «Да здравствует Россия и Сербия!» с пением народного гимна шествие, к которому постепенно присоединялась публика, а также солдаты из запасных воинских частей, направилось по Капцевичевой улице к дому губернатора и архиерея. К манифестантам присоединились два оркестра военных музыкантов. Проходя под звуки музыки по Атаманской улице и Любинскому проспекту, шествие направилось к казармам 43 Сибирского стрелкового полка и, вновь пройдя по Капцевичевой улице, манифестанты разошлись. А вечером в саду «Россия» собралось много народа. Здесь оркестр несколько раз исполнял народные французский, английский и сербский гимны. В эти дни на улицах города то здесь, то там собирались небольшие группы людей, которые слушали речь какого-нибудь оратора, часто прерывая её аплодисментами. Много обсуждений вызвало заявление правительства, что Германия будет поставлена на колени за 3 месяца».
В зданиях 1-й и 2-й мужских гимназий, в фельдшерской школе, епархиальном и коммерческом училищах были расквартированы полки 11 и 14 стрелковых дивизий. В состав первой и входил известный 43 Сибирский стрелковый полк. Он комплектовался исключительно воинами-сибиряками из Омска, Томска, Тюмени и Тобольска. Солдаты и офицеры этого соединения проявили мужество и героизм на полях сражений, а командир этого формирования полковник А. А. Берзин геройски погиб уже в декабре 1914 года. 43-й и 44-й Сибирские стрелковые полки и 4-й Сибирский саперный батальон являлись кадровыми формированиями омских воинских частей. Они в составе своих дивизий первыми ушли на фронт.
Фото из фондов ОГИК музея.
Помимо стрелковых полков в нашем городе сформировались и казачьи объединения. Так, например, в Омске были сформированы 5-й и 8-й Сибирские казачьи полки. А на турецком фронте в конце 1914 – начале 1915 года молодцами-храбрецами себя показали казаки из Сибирской казачьей дивизии, которой талантливо и умело командовал генерал-лейтенант П. П. Калитин.
Во время зимней кампании 1914-1915 годов на страницах «Омского вестника» были названы имена большой группы офицеров Сибирского казачьего войска, награжденных за отличие в боях высокими орденами. Это есаулы Путинцев и Усов, а также офицеры Шайтанов, Самсонов, Берниковы, Грибановский, Красильников, Солнцев, Вологодский. Многие из сибирских казаков за проявленное мужество на полях сражений получили награды. К высшей боевой награде – ордену Св. Георгия IV степени были представлены полковник Э. А. Раддац и есаул В. И. Волков. А Георгиевское оружие получили 15 казачьих офицеров-сибиряков. Среди них помощник командира 1-го Полка Сибирского казачьего войска, полковник Шмонин, который отличился 7 января 1915 года в бою у деревни Еникей, на Кавказском фронте.
С первых дней войны Дума и Городская управа установила связь с омскими кадровыми полками, которые находились в действующей армии. Самым ярким проявлением любви и заботы о воинах этих полков стал сбор средств на подарки для них. В январе 1915 года Дума ассигновала на эти цели 3000 рублей. В каждом подарке была рубашка или кальсоны, пара портянок, четверть фунта табаку, четверть фунта мыла, курительная и почтовая бумага, карандаш и открытка. Было заготовлено 2,5 тыс. подарков, стоимость каждого составила 1 рубль 20 копеек. В канун первой военной Пасхи Дума и Городская управа организовали отправку двух вагонов с пасхальными подарками для воинов 43 и 44 Сибирских стрелковых омского формирования полков. Сопровождал вагоны гласный Омской Городской Думы П.Б. Яшеров.
Первых военнопленных омичи увидели 15 сентября 1914 года. В 6 часов вечера их эшелон прибыл на станцию «Омск». Это была «смесь племен и народов империи Франца Иосифа – австрийцы, чехи, поляки, русины» – как писала газета «Омский вестник» за 17 сентября того же года. В жизни города это было целое событие. К приходу поезда вдоль железнодорожного полотна собралась огромная толпа зевак и любопытных, которая на все лады комментировала появление военнопленных.
Военнопленные австрийцы в Омском концлагере. Из фондов ОГИК музея.
Собравшиеся заметили, что большинство пленных молоды, что их шинели и обувь не подходящие для русской зимы. Особо выделялись из толпы венгры в красных брюках и накинутых на плечи венгерках со шнурками (это были кавалеристы), а также австрийские жандармы в их высоких касках с пучками развевающихся перьев. «У каждого военнопленного есть жестяная коробочка, где хранится фотография солдата, жетон с наименованием части и личный адрес», – констатировал журналист на страницах газеты. Для размещения военнопленных в нашем городе было построено два концлагеря.
9 (22) марта 1915 года по всему миру разнеслась весть: пал Перемышль – одна из мощных австрийских крепостей. В крепости было 9 больших бетонных фортов и 10 малых, 15 больших укреплений, мощная артиллерия в 1200 орудий, гарнизон в 100 тысяч штыков. Казалось, взять Перемышль просто немыслимо. И тем не менее это свершилось. В плен было взято 9 генералов, 23 штабных офицера, 2500 обер-офицеров и чинов, 11 700 нижних чинов, вся артиллерия и прочее имущество.
Всенародный молебен на соборной площади возле Успенского кафедрального собора, совершаемый Епископом Омским и Павлодарским Сильвестром в день поста, о даровании победы. 24 августа 1915 г. Из фондов ОГИК музея.
Весть о падении Перемышля вызвала в Омске всеобщее ликование. По городу прошел ряд манифестаций, а 24 марта в Кафедральном соборе состоялся благодарственный молебен по случаю взятия крепости. Такие молебствия стали постоянным явлением в жизни военного Омска.
С 1915 года в Омск стали прибывать скорбные санитарные поезда, которые развозили по всей России раненых и увечных воинов. Первый состав с ранеными прибыл в наш город 13 ноября 1915 года. Это был эвакогоспиталь № 175 со всем своим обозом и лошадьми, 8 классными и 130 нижними чинами. Вместе с ним прибыли и этапно-ветеринарный лазарет с аптекой. Они были размещены в зданиях Общественного собрания и Коммерческого клуба.
Получали в Омске и письма с фронта. В Государственном историческом архиве Омской области хранится письмо, которое пришло в Городскую управу с той, «позиционной войны»:
«Дорогие наши братья! Мы осмеливаемся просить вашей помощи. Вот уже наступил двадцать пятый месяц великой войны в действующей армии. Стоим в землянках, построенных своими трудами и в лесу. И нет у нас никакой музыки, чтобы разогнать нам свою скуку, которая как тяжелый камень залегла у нас на сердце, а в свободное от занятий время мы можем повеселиться и разогнать скуку. А посему просим вас, не откажите в нашей просьбе и не оставьте без внимания выслать нам гармошку тальянского строя. Ваш дорогой для нас подарок навсегда останется в нашей памяти. Мы надеемся, что не посрамим земли русской и доведём войну до конца, пока разобьём и уничтожим врага, пусть не смеется над нами. Врешь, немецкая натура, не вертись в руках, мы посмотрим, как ваша шкура будет рваться на штыках.
Действующая армия. 14-й Сибирский стрелковый парковый артиллерийский дивизион. В 3-ий парк Никите Николаеву Журавлеву. 1916 год 7 ноября».
Так что все, что происходило в Омске после 1-го августа 1914 года, было связано с Первой мировой войной. Войной, которая поражает своими масштабами: гигантскими фронтами и массовыми армиями, грандиозными сражениями, небывалым количеством техники, жестокостью воюющих сторон, примерами героизма и понесенными жертвами.
О жертвах Великой войны вспоминали и в советское время. Так, в соответствии с решениями VI конгресса Коминтерна, конференция 13 компартий, состоявшаяся в Брюсселе 16 мая 1929 года под руководством западноевропейского бюро Исполнительного комитета Коммунистического интернационала (ИККИ), предложила ежегодно 1 августа проводить Международный день борьбы против империалистической войны и выработала формы антивоенной кампании. X пленум Исполкома Коминтерна, состоявшийся в июле 1929 года, утвердил это решение и рекомендовал компартиям «принять все необходимые подготовительные меры для того, чтобы придать выступлению международного пролетариата 1 августа против империалистической войны и в защиту СССР характер боевого смотра революционных пролетарских сил».
А Оргбюро ЦК ВКП(б), рассматривая вопрос О «Международном Красном Дне» на своем заседании 28 июня 1929 года, в частности, постановило:
«В соответствии с постановлением VI Конгресса Коминтерна и последующими решениями Исполкома Коминтерна провести 1-го августа Международный Красный День борьбы против империалистической войны, в защиту СССР, организовав в этот день во всех рабочих центрах митинги и демонстрации. В районах, где будут устраиваться демонстрации, накануне 1- го августа, должны быть устроены митинги… Во всей кампании обратить особое внимание на усиление воспитания рабочих и широких масс трудящихся в духе боевого интернационализма… При проведении кампании должно быть обеспечено всемерное внимание к Красной Армии. Укрепление связи рабочих масс с Красной Армией — одна из задач кампании… В деревне организовать 1-го августа митинги, распространение соответствующей печати, а где возможно — демонстрации (при соответствующей тщательной подготовке со стороны парторганизаций)…Считать совершенно неправильным постановление … об объявлении 1-го августа нерабочим днем…».
Была проведена 1 августа 1929 года демонстрация и в Омске, в память Международного красного дня борьбы против войны. Об этом красноречиво свидетельствуют стеклянные негативы, хранящиеся в Омском Государственном историко-краеведческом музее.
Демонстрация 1 августа 1929 года на улице Ленина в Омске. Из фондов ОГИК музея.
Увековечивание памяти о воинах, павших в этой кровавой мировой бойне, началось еще в военные годы. Так, в 1915 году Омская Городская Дума обратилась к причтам омских церквей с просьбой – установить в храмах памятные доски с именами погибших за Родину солдат-омичей и умерших от ран на омской земле воинов. На этот призыв почти сразу же откликнулись Успенский кафедральный собор, Крестовоздвиженская и Шкроевская церкви. Судя по всему, в самое непродолжительное время эти памятные таблицы были изготовлены и установлены.
В июне 1916 года Степной генерал-губернатор Н. А. Сухомлинов вынашивал идею установки памятника павшим в боях казакам Сибирского казачьего войска. Памятник предполагалось изготовить в виде мраморного креста на каменной глыбе и установить на площади перед Свято-Никольским Войсковым казачьим собором. Однако идея эта из-за последовавших вскоре февральского, а затем октябрьского переворотов так и не была осуществлена.
Поэтому участники проведенной в 2021 году акции обсудили необходимость установки в Омске особого памятного знака погибшим в Первую мировую войну и пути реализации данного проекта к лету 2024 года. Думается, что осуществление этого проекта стало бы данью памяти и уважения тем, кто бесстрашно положил жизнь свою за свободу нашей Отчизны.
Фото: https://vk.com/sorokin_ap
Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»