«Мы не хотели, чтобы омский зритель умер от страха и был шокирован» — в Омске начался театральный фестиваль «Еще один»Фестиваль независимых театров (18+) открыла жесткая и смешная постановка скандально известного московского «Театр.doc» «Длань господня». Впереди — еще шесть фестивальных дней, во время которых омичей ждут спектакли частных театров из разных городов страны.
Первый в истории омского Центра современной драматургии театральный фестиваль «Еще один» начался с перфоманса в фойе Арт-центра на Любинском — гости увидели здесь огромные бумажные тубусы, внутри которых находились артисты и что-либо пели или декламировали. Можно было приложить ухо к ватману и послушать доносящийся изнутри звук, а можно было написать снаружи свои пожелания театру. Режиссер ЦСД-Омск Ярослав Максименко, открывая фестиваль, сообщил, что одновременно он означает и начало четвертого сезона театра, в котором будет очень много нового.
Собравшихся поприветствовал и учредитель Арт-центра на Любинском Юрий Воронин:
Зрителей стали удивлять уже с самого начала. В качестве спектакля открытия была выбрана пьеса американского драматурга Роберта Аскинса «Длань господня» в постановке московского «Театр.doc» (18+). Актеры, расплываясь в улыбках, нарочито вежливо встречали каждого зрителя, источая благодушие и радость. К слову, некоторые постановки «Театра.doc» в Москве заканчиваются скандалом: спектакли срывает полиция, из-за остросоциальных тем на них приходят провокаторы и скандалисты и даже возникают драки среди зрителей. Омичей же тактично предупредили, что в пьесе встречается нецензурная лексика — совсем чуть-чуть. Действие спектакля разворачивается в подвале провинциальной техасской церкви, где мать главного героя, недавно потерявшая мужа, с двумя ровесниками сына готовит кукольное представление. Но по ходу действия носок с глазами-пуговицами на руке у подростка вдруг «отращивает» собственную личность и терроризирует остальных героев — приторно благодушного пастора, хулигана-одноклассника и матершинника, влюбленного в растерянную героиню-вдову, девушку-ровесницу парня, которая находит к «монстру» на его руке подход. В итоге пастор, по ходу дела «подкатывающий» к вдове, предлагает прибегнуть к сеансу экзорцизма, чтобы изгнать из ошалевшей перчаточной куклы самого дьявола. Но эта черная американская комедия — и не ужастик, и не история о раздвоении личности, а о придуманном «удобном» дьяволе, на которого можно свалить свои затаенные агрессивные и сексуальные импульсы. Поведение же двуличного пастора добавляет ей антиклерикальности и обличения лживого морализаторства. «Речи» злобного носка обличают тех, кто прикрывается за ненастоящими личинами и не может признаться самому себе и посмотреть проблемам в лицо. Впрочем, зритель поначалу немного сбит с толку: он не видит на сцене ничего, кроме стола и сидящих за ним актеров, которые играют пьесу в формате читки. Еще одна актриса озвучивает ремарки автора и все описания одежды, интерьеров и действий. А если актер должен выйти из сцены, он просто откидывается на спинку стула и замирает с улыбкой. Все это напоминает аудиокнигу или трешовый американский мультфильм «Сауз Парк». Но омский зритель подготовленный и готов к экспериментам: он встретил постановку на ура, сопровождая смехом и аплодисментами. После спектакля большинство остались на обсуждение, уже традиционное для ЦСД. Как рассказали актеры, пьеса проходила адаптацию с ее американским автором Робертом Аскинсом. В частности, это коснулось локального техасского юмора и сленговых словечек. За рубежом она идет в разных постановочных версиях — и в виде кукольного спектакля, и со всеми мизансценами и декорациями. Но режиссер «Театр.doc» Юрий Муравицкий выбрал минималистичный формат читки осознанно. И если сначала это слегка непривычно, то затем понимаешь: всякие хождения по сцене будут только лишними. Все остальное — действие, интерьеры, облик героев — зритель легко воспроизводит у себя в голове.
Театр документальной пьесы «Театр.doc» — это негосударственный, некоммерческий, независимый и коллективный проект. Как признались актеры, у них много и других проектов, они играют на разных сценах, но в основном, это не репертуарные, а андеграундные театры. Режиссер ЦСД-Омск Ярослав Максименко также рассказал, как выбиралась постановка для омского фестиваля:
У омичей еще есть шансы оценить другие постановки первого фестиваля независимых театров. В понедельник, 23 августа ЦСД-Екатеринбург представляет моноспектакль «Зулейха открывает глаза» (18+). Во вторник и среду — основанные на народных песнях сибиряков «Коромысли» (18+) новосибирской Мастерской Крикливого и Панькова. Завершится фестиваль в субботу, найти подробную афишу и приобрести билет можно на сайте ЦСД-Омск.
|