«Кто не поет, того отпевают» — на омском фестивале независимых театров представили музыкальный перфоманс

«Кто не поет, того отпевают» — на омском фестивале независимых театров представили музыкальный перфоманс

Дата публикации 25 августа 2021 16:55 Фото Алексей Пантелеев

Омичи увидели и услышали основанные на народных песнях «Коромысли» (18+) новосибирской Мастерской Крикливого и Панькова. Продолжение этой программы — сегодня на сцене ЦСД-Омск.

Три девушки в черном на фоне черного задника сцены. Гаснет свет в зале. Первая затягивает грустный напев. Над ее головой загораются титры: «Это мой голос. Я выросла в городе. Я не фольклорист». Напев подхватывает вторая девушка. И снова титры: «Это мой голос. Я выросла в деревне. Я не фольклорист». Песню поддерживает третья. И опять надпись: «Это мой голос. Я выросла в пригороде. Я не фольклорист».

Так начинается спектакль (или перформанс? Создатели сами не до конца это определили) новосибирского арт-пространства «Мастерская Крикливого и Панькова» (@lab4dram). «Еще один» фестиваль омского ЦСД продолжили «Коромысли». В этом странном названии суть проекта: нам предлагают не столько этнографические диковины вроде коромысла и прялки, сколько мысли о том, что значит для нас, сегодняшних, возникшие столетия назад песни. И что вообще мы понимаем под «народной традицией»? «Мы пойдем с конем» или «Катюшу»? Но народные ли это песни?

Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а капелла. А мы еще острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, а для чего-то большего.

Девушки поют, а титры над их головами создают контекст, обрастающий смыслами в головах слушателей. Чем была песня раньше? Таким же развлечением, как сегодня? Или обязательной составляющей любого жизненного процесса? Пряла ли девушка, замуж ли ее выдавали, прощалась ли с ней перед смертью мать, — все это воплощалось в песне, сопровождалось ею. Голос тогда получали табуированные ныне темы, такие как смерть, например. Сейчас люди делятся на исполнителей и слушателей, а всего лишь столетие назад пели все. «Кто не поет, того отпевают», — сообщили по этому поводу титры...

Вместе с исполнительницами мы, «не фольклористы», продирались к сути народной песни. И когда, неожиданно быстро, титры сообщили, что настало время последней песни, с этим примиряло только одно: нам предложили подпеть, «помычать» ее мелодию. И зал сначала тихо-тихо, а потом все увереннее «замычал». Да, мы пели, значит, мы еще живы…

Елена Петрова

ранее по теме

«Мы не хотели, чтобы омский зритель умер от страха и был шокирован» — в Омске начался театральный фестиваль «Еще один»

«Мы не хотели, чтобы омский зритель умер от страха и был шокирован» — в Омске начался театральный фестиваль «Еще один»

Фестиваль независимых театров (18+) открыла жесткая и смешная постановка скандально известного московского «Театр.doc» «Длань господня». Впереди — еще шесть фестивальных дней, во время которых омичей ждут спектакли частных театров из разных городов страны.

Распечатать страницу