В Омский краеведческий музей 80 лет назад, в августе 1941 года, из Новгорода был эвакуирован на время войны памятник древнего искусства – Корсунские или Сигтунские (Магдебургские) ворота, снятые с Софийского собора.
Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого. В стенах этого храма молился святой благоверный князь Александр Невский.
В самый главный собор Новгорода, расположенный в сердце средневекового города, ведут три входа. В настоящее время посетители собора попадают в него через северный вход. Однако, главный вход в собор находится на его западной стороне. Этот вход с конца XII века украшают изумительные по красоте бронзовые врата, которые открываются только в исключительных случаях. На сорока восьми бронзовых пластинах проиллюстрированы сюжеты из Ветхого и Нового Заветов: рождение Евы из ребра Адама, Адам и Ева в райском саду, Рождество Христово, Сретение, Распятие, Вознесение и многие другие. В нижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров, вероятно, создателей врат. Из латинских надписей мы узнаем их имена: Риквин и Вайсмут. В центре нижней части створы — третья фигура. Над ней начертано на старославянском: «Мастер Авраам» (скорее всего, это изображение новгородского мастера, собиравшего и дополнявшего врата уже в Новгороде).
Нижняя часть ворот. Источник фото: Сергей Архипкин, arkhip251166.tourister.ru/photoalbum/36492
История появления этих врат необычайно туманна и запутанна. Бытует легенда о том, что из Византии их привез сам Князь Владимир (988 г.), поэтому в Новгороде их называют Корсунские. Но вероятнее всего, эти врата были изготовлены западноевропейскими мастерами из немецкого (саксонского, или точнее, анхальт-саксонского) Магдебурга в середине XII века по заказу епископа одного из древнейших польских городов Плоцка, которого звали Александр (его изображение есть на одной из створ врат). Польские исследователи полагают, что врата до Плоцка не доехали, так как их по дороге из Магдебурга перехватили шведы, умыкнувшие их и переправившие в тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну. Именно поэтому врата имеют еще три названия, наряду с Корсунскими их называют также Магдебугскими, Плоцкими и Сигтунскими.
Между тем, в Сигтуне они задержались ненадолго. В августе 1187 года новгородцы совершили набег на шведскую столицу, взяли ее, и в качестве одного из трофеев вывезли оттуда эти великолепные врата, украсившие собор Святой Софии.
Летом 1940 года сотрудник дипломатического представительства III Рейха в течение нескольких часов фотографировал древние врата. Этому обстоятельству были весьма рады сопровождавшие его чекисты, опасавшиеся, что их подопечный заинтересуется чем-то более важным с военной точки зрения, например, речным портом.
А уже в самом начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Новгород был оккупирован германскими войсками. В городе начали свою работу сотрудники оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг». Одной из задач, поставленных перед ними, было «взятие под контроль свидетельств германо-немецкого влияния на культуру местных народов и выявление элементов индо-германского происхождения в духе того или иного народа». Для немецких солдат была даже выпущена брошюра «Новгород — восточный столп Ганзы».
Немецкие оккупанты в Новгороде. Источник фото: www.liveinternet.ru/users/lisa-snezhok/post463873913/
Не зная о том, что врата из Софийского собора были вывезены в советский тыл, Абвер образовал специальную группу под командованием своего опытного агента Зинина. Одной из основных задач, поставленных перед ним германским руководством, был поиск этого выдающегося средневекового шедевра.
Испанские солдаты на фоне Софии Новгородской. Открытка из частной коллекции.
Нацисты активно охотились за произведениями искусства, которые имели, по их мнению, «германское происхождение». Иногда определение того или иного объекта как «германского» требовало некоторых ухищрений. Так обстояло дело и с новгородскими воротами. В 1823 году в Берлине была издана работа Фридриха Аделунга о западных наружных вратах Софийского собора, которые он назвал Корсунскими и сделал вывод об их германском происхождении. В той же работе он описал и еще одни внутренние врата Софийского собора, которые называл Сигтунскими.
Любопытно, что член СС Краут, до нападения Германии на Советский Союз «работавший» в Польше, 18 июля 1941 г. писал в штаб СС о том, что он «надеется на возможность привезти домой изумительные, высотой в одиннадцать футов бронзовые двери древнего новгородского собора. Как предполагается, они были сделаны в XII столетии магдебургским художником для собора польского города Плоцка». Далее этот «искусствовед» из СС сообщал своим сослуживцам о том, что «после сложных перипетий двери в 1187 г. прибыли в Новгород». Он также предостерегал своих коллег, чтобы их не ввёл в заблуждение тот факт, что в Новгороде эти двери называли Корсунскими воротами, «что, маскируя их германское происхождение, создаёт впечатление, будто перед нами древнегреческая работа крымского происхождения». Однако в Новгороде Краута постигло сильное разочарование, когда он обнаружил, что двери ещё раньше «утащили» куда-то русские.
С приближением летом 1941 г. фронта к Новгороду одновременно с эвакуацией людей шел вывоз из Новгорода музейных ценностей, которыми был так богат этот древний русский город с его тысячелетней историей. Эвакуация музейных сокровищ происходила в три этапа:
5 июля по железной дороге отбыли в Киров два вагона с экспонатами: уникальные произведения искусства из золота и серебра, ювелирные изделия, все церковного назначения – из ризниц Софийского собора, Юрьева и Антониева монастырей. Они входили в золотой запас нашей страны.
2 августа по железной дороге отбыли в Киров еще два вагона: старинные иконы, произведения картинной галереи, экспозиция древнерусского искусства, коллекция старинных монет, церковная утварь, редкие книги… Этим рейсом эвакуировали также часть музейных работников с семьями.
14 августа в составе последнего каравана судов по Волхову уходили две баржи с музейным имуществом, одна из которых была потоплена вражескими летчиками. На уцелевшей барже вывезли Сигтунские и Корсунские врата Софийского собора (наружние и внутренние), десять ящиков экспонатов, малых размеров колокола, оставшихся музейных работников. На затонувшей барже были колокола больших и средних размеров, погруженные военными.
Западный портал Софийского собора с общим видом врат. Источник фото: architectstyle.livejournal.com/39162.html
О том, как проходила эвакуация ворот из Новгорода, мы узнаём из официальной справки «О ходе эвакуации музейных ценностей Новгородских государственных музеев», которую написала в декабре 1943 г., находясь в эвакуации в Кировской области, и представила в Ленинградский областной отдел народного образования Тамара Матвеевна Константинова, послевоенный директор Новгородского музея. В данном документе читаем:
«…Четвертая и последняя партия груза, состоявшая из колоколов, Магдебургских и Корсунских ворот, икон отправилась 13 августа в тот момент, когда был фронт у самого города, когда город подвергался не только бомбардировке, но и артиллерийскому обстрелу. Этот груз отправлялся уже не по железной дороге, а по воде на барже. Сопровождали эту партию Крижановская и Покровская О.И. – зав. фондами. Многое пришлось пережить этим двум женщинам в их нелегком пути, но груз они благополучно довезли до места назначения».
По данным историка, доктора исторических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН Бориса Николаевича Ковалёва, ворота в годы Великой Отечественной войны были вывезены на Урал. (Ковалёв Б. Что спасло ворота Софийского собора от СС и судьбы Янтарной комнаты см. https://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/news/2790200.html). Но это не совсем так.
В августе 1941 года эти ворота были эвакуированы из Новгорода в Омск. Для их хранения во дворе Омского краеведческого музея был сооружён специальный навес.
Двор Омского историко-краеведческого музея. Фото 1920-30 гг. Из фондов ОГИК музея.
В застенках гестапо гитлеровцы пытали местных жителей Новгорода, стараясь у них выведать местонахождение реликвии. Немцам и в голову не могло прийти, что ворота размером 3,9 на 2,2 метра успели эвакуировать.
После освобождения Великого Новгорода ворота были отправлены домой. Они вновь вернулись в Новгород и с тех самых пор город не покидали. В начале 1950-х гг. их установили на западном портале Софийского собора. В 1980-х — 1990-х годах Магдебургские врата неоднократно исследовались и реставрировались. В ходе реставрации специалистами-реставраторами было выдвинуто предложение поместить оригинал в музей и заменить его копией, однако оно не получило поддержки.
Сегодня это признанный шедевр декоративно-прикладного искусства мирового значения. Их увлеченно рассматривают все, кто приезжает в Новгород. Точные копии врат хранятся в Польше, Германии, а также в Государственном историческом музее Москвы. Ныне Магдебургские врата закрыты и открываются только по большим церковным праздникам, когда литургию совершает новгородский владыка.
Известный омский учёный-краевед А.Ф. Палашенков. Фото из архива автора.
А нашему городу, по словам учёного-краеведа Андрея Фёдоровича Палашенкова, в тяжкие и суровые военные годы «выпала честь соприкоснуться с данной реликвией».
Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»