В главной роли — танк Т-34: в омской «Галерке» поставили стальную фьябу

В главной роли — танк Т-34: в омской «Галерке» поставили стальную фьябу

Дата публикации 8 октября 2021 09:10 Автор Фото Сергей Мельников

Премьера спектакля «Доспех» по пьесе Валерия Мамонтова состоится в пятницу, 8 октября. Этой постановкой театр открывает 32-й сезон.

Стальную фьябу (в переводе с итальянского «фьяба» означает мистическую сказку для взрослых, основанную на реальных событиях) художественный руководитель «Галерки» Владимир Витько задумал поставить в 2019 году. Нашел ее случайно в интернете.


«Все началось буднично и прозаично. Человек, который руководит театром, всегда в поиске чего-то нового, в поиске пьесы, особенно в современной драматургии. Я искал что-нибудь новое и наткнулся в театральной интернет-библиотеке Ефимова на несколько фьяб Валерия Мамонтова. Их всего пять у Валерия Владимировича. Самая большая — стальная фьяба, и она мне показалась крайне интересной, крайне любопытной, и я подумал: почему бы не попробовать? Потом я прознал, что это омский автор. Разыскал его по телефону, и мы с благословения Валерия Владимировича взяли в производство эту пьесу», — рассказал Владимир Витько омским журналистам перед прогоном спектакля 7 октября.

Кстати, на прогон пришел и автор фьябы. Валерий Мамонтов, — драматург со стажем. Его пьесы ставились на Украине, но оттуда Валерий Владимирович, по его собственному признанию, бежал в 2015 году. Правда, сначала волею судьбы («в поисках легализации») оказался на Колыме, а уж потом — в Омске, где практически сразу стал сотрудничать с Лицейским театром. И вот теперь его пьесу поставили в «Галерке».


Автор рассказал, что начинал писать стальную фьябу в 1994 году, а закончил в 2019-м. Несколько раз откладывал и, наконец, «добил». По словам драматурга, это история о том, как пропал танк, который стоял на рыночной площади в немецком городе Эрфурте, а когда группа советских войск уходила из Германии, немцы решили танк переплавить.

Танк сняли с постамента, перенесли на платформу, перевезли на завод, поставили на конвейер, который ведет в сталеплавильную печь. И вдруг танк заводится, съезжает с ленты, пробивает стену и исчезает.


«На самом деле в танке ничего нет: ни двигателя, ни боеприпасов — ничего. Это заваренная железная коробка. Эта мистика меня потрясла. Мы решили развить мистическую тему в самом спектакле. В пьесе есть разговор о том, что у каждого народа есть свое символическое оружие, например молот Тора, меч Артура. А для русских — это танк Т-34, — отметил Владимир Витько. — Спектакль и о войне. Отзвуки войны есть в спектакле, и мы не могли пройти мимо. Я прошу относиться к этому спектаклю не как к обычной драматургии. Это наши фантазии по поводу. Если мы берем за основу событие, которого не было, оно придумано автором, мы играем его как реальное событие. Мистические события в контексте с реальными событиями, переплетение “было — не было”, называйте как угодно. Но говорить о том, что это наша обычная драматургия, я бы не стал».

По признанию автора, пьеса для него — это глубоко личный материал. Мамонтов родился через 15 лет после окончания войны.

«Это в судьбе моей дата, война прошла через всю жизнь, для меня этот спектакль все равно о войне», — подчеркнул драматург.

А Владимир Витько сказал, что в итоге спектакль получился о людях, о судьбах людей — в российском городе Калуге и в немецком Эрфурте.


Кстати, танка на сцене зритель не увидит. О нем только говорят герои пьесы. Да в самом конце спектакля перед глазами зрителей проходит видеоряд, на котором можно увидеть идущий по полю танк. А вот что реально есть в «Доспехе», так это история любви немецкой девушки Марты и советского офицера Васнецова. Вот только Марта — лишь отчасти немка… Есть в ней русские корни. Всех сюжетных линий раскрывать не будем, спектакль надо смотреть.

Интересно, что в читке пьеса занимает всего 40 минут, Владимир Витько сделал из нее спектакль на полтора часа.


«Я подумал, что креативный, мудрый, умный театр сможет сделать из этого час десять, час двадцать», — сказал перед прогоном драматург Мамонтов. И оказался прав.

Перед прогоном автор фьябы явно волновался. Ведь эту пьесу поставили впервые.

«В этом городе я нашел Лицейский театр, очень близкий мне по духу. И его руководитель Сергей Родионович очень близок мне по духу. Я очень благодарен трем сезонам, которые мы провели вместе, и с радостью об этом думаю. Предвкушаю, что Лицейский театр — не единственный, который произведет на меня впечатление», — отметил Мамонтов перед прогоном спектакля.


Когда артисты доиграли «Доспех» и смолкли аплодисменты зрителей, Валерий Мамонтов сказал про спектакль, сравнивая его с пьесой: «Похоже. У меня нет замечаний к театру, а если есть, я скажу их по секрету».

В спектакле заняты: Татьяна Майорова, Екатерина Латыпова, Дмитрий Цепкин, Сергей Дряхлов и Сергей Кривцов, Владимир Приезжев. Павел Кондрашин, Сергей Климов, Анастасия Загоруй, Евгений Власов и другие артисты «Галерки».

Добавим, что на афише указано возрастное ограничение 12+. Но, по мнению режиссера спектакля Владимира Витько, «Доспех» лучше смотреть с 14 лет. На новый спектакль молодые омичи от 14 до 22 лет могут прийти по «Пушкинской карте».

 

 

Распечатать страницу