«Выселять омичей из частного сектора, потому что нам не нравятся их дома, — негуманно» — Илья Бальцер

«Выселять омичей из частного сектора, потому что нам не нравятся их дома, — негуманно» — Илья Бальцер

Дата публикации 14 октября 2021 13:34 Автор Фото Алексей Пантелеев

Что будет с частным сектором, построят ли в Омске новые мосты и дороги, какова судьба трамвая — все эти вопросы вновь поднимают на обсуждение. Накануне новый генплан, утвержденный в 2020 году, презентовали омским предпринимателям. А его разработчик, директор ИТП «Град» Илья Бальцер ответил на вопросы журналистов.

— Илья Сергеевич, чем принципиально новый генплан отличается от предыдущего?

— Мы меняем основную парадигму жизни Омска: от промышленного индустриального общества, когда есть спальные районы, есть промзоны и общественно-деловые районы, и эти вещи не смешиваются, мы уходим в более смешанную структуру. Это тот принцип, когда городские сервисы и благоустройство должно быть не где-то далеко, а рядом. Причем это касается не только объектов бизнеса, но и озеленения.

В новом генеральном плане предусмотрены зеленые зоны в пешеходной доступности от всех жилых зон. Где-то это большие парки, где-то — скверы, в которых можно будет просто погулять, выйти к природе.

Следующая особенность — это большое внимание к современной транспортной инфраструктуре. Генеральным планом предложено восстановление и развитие трамвайной сети города. Около 60 километров трамвайной сети нам надо восстановить и примерно столько же построить. Мы сможем увидеть на примере множества городов, когда современный скоростной трамвай везет нас быстрее, качественнее и комфортнее, чем любой другой общественный транспорт.

Как элемент транспортной инфраструктуры у нас также есть велопешеходная маршрутная сеть — примерно 250 километров по городу. Предложены локальные пересадочные узлы на въездах в город для все большего количества омичей, которые живут в пригородах. Ведь они каждый день ездят на работу из района в Омск и обратно.

— Предусмотрены ли новые дороги? Как предлагаете бороться с пробками?

— Предполагается формирование локальных подцентров по всему городу — это и Левый берег, и Нефтяники, и Московка. Есть ряд неординарных, может быть, неярких, но эффективных транспортных решений. На самом деле, важно не где человек едет, а откуда и куда. И не всегда нужно расширить дорогу, на которой мы стоим в пробке. Зачастую более правильным, экономичным и эффективным решением является предложить человеку другой маршрут, проложить паралелльную улицу, соединить два района.

Мы построили достаточно серьезную математическую модель всех транспортных потоков и потратили на это далеко не один человеко-месяц. И самое эффективное транспортное решение в Омске, которое на вложенный рубль даст максимум эффекта, — это строительство улицы 1-я Военная — там, где сейчас стоят гаражи. Эта маленькая связь дает возможность разгрузить и Масленникова, и Жукова, и Богдана Хмельницкого. Потому что поток жителей, который идет с Московки, частично перейдет на эту улицу.

Очень важно, конечно, увести из Омска крупный грузовой транспорт. У нас будет развиваться особая экономическая зона «Авангард», и фуры ежедневно идут в том направлении через город. У нас есть и стихийно сложившийся логистический комплекс в районе 3-го Разъезда, и туда идут фуры с товарами с Левого берега и Окружной дороги. Эту ситуацию необходимо разводить. Здесь правильным решением была бы реализация Северного обхода либо строительство Коммунального моста, соединяющего Левобережье с городком Нефтяников. Это могло бы забрать транспортный поток для перехода к следующему шагу, непопулярному — администрация города могла бы запретить проезд фур по городским мостам, чтобы вывести их на объездные дороги.

— Новый мост через Иртыш — реальная ли это перспектива с учетом затрат?

— Новый мост может стоить 20 млрд рублей. В проектах есть даже два моста — первый на Северном обходе в районе Федоровки. Но он за границами города, поэтому его нет в генплане Омска. И второй мост идет примерно от ДСК-2 в Нефтяники.

Уже есть принятая хорошая практика строительства крупных инфраструктурных проектов частниками. Потом он может поставить там шлагбаум и сделать платный проезд. Если мы говорим о мосте, который соединит федеральную трассу и пустит поток Тюмень — Новосибирск мимо Омска, то мы здесь сразу убиваем двух зайцев. Многие ретейлеры, у которых склады в районе 3-го Разъезда и на востоке Омска, ушли бы на эту трассу. Это, во-первых, разгрузило бы дороги в городе.

Во-вторых, те транзитные фуры, которые сейчас подъезжают к Федоровке и дальше должны ехать через Южный обход, могли бы перескочить Иртыш здесь и пойти напрямик на новосибирскую трассу. Сколько мог бы сэкономить грузоперевозчик на этой логистике, нужно считать. А примеры строительства подобных объектов частниками в стране есть, и их уже довольно много.

— А что делать с частным сектором? Он занимает большие территории, зачастую он ветхий, дома дымят, потому что не везде есть газификация.

— Это очень больной вопрос, который на стыке: что важнее —общественное или частное? Каждый из этих домов имеет своего собственника. И говорить человеку: «Ты не имеешь права здесь жить, выселяйся, потому что нам не нравится, как выглядит твой дом» — это, как минимум, негуманно. Здесь возможно и необходимо развитие, но только в том случае, если эта территория будет осваиваться комплексно. Не так, что один застройщик зашел, выкупил два-три прилегающих земельных участка и поставил там какую-то свечку. Жителям этого нового дома нет мест в социальных объектах, а при подключении новостройки к инженерным сетям происходит их перегрузка. Они, как правило, не рассчитаны на такую дополнительную мощность.

Поэтому я вижу здесь возможность реализации нового инструмента, предложенного нам правительством — это комплексное развитие территории. Тогда предусматривается и возможность выкупа жилья, и возможность освоения территории не по участкам, а кварталами и микрорайонами. Сейчас же в генеральном плане мы не можем прогнозировать, завтра ли туда зайдет крупный застройщик, через десять лет или, может быть, не зайдет никогда. Но чтобы люди могли улучшать свои жилищные условия, мы закрепили эти территории как территории малоэтажной жилой застройки. Соответственно, человек уже сможет получить разрешение на газификацию. Администрация города сможет направить на эти улицы финансирование на их асфальтирование и благоустройство.

— Можно ли тогда будет сделать из частного сектора что-то наподобие «малоэтажной Америки»?

— Малоэтажная застройка может быть разной. Здесь было бы правильным принятие либо объемно-пространственных регламентов, либо дизайн-кода города, который бы всем регламентировал, каким образом мы должны содержать нашу собственность.

— Много ли конфликтов появилось в новом генплане и Правилах землепользования и застройки? К примеру, застройщик уже имеет участок в аренде, хотел бы построить там жилые высотки, а ему нарисовали зону средней или низкой этажности либо вовсе парк.

— У нас уже прошла официальная процедура общественных обсуждений и по генеральному плану, и по Правилам землепользования и застройки. И тогда все, кто был не доволен решениями генплана или ПЗЗ, могли подать свои обращения в мэрию Омска. Там комиссия рассмотрела каждое из них, по многим было отвечено удовлетворительно. Мы на основе этих обращений проект переделывали и утверждали уже после учета всех обращений. Есть ли еще сейчас какие-то обращения, это нам уже неизвестно.

Было несколько итераций генплана — после публичных слушаний, они были утверждены городским Советом, и после этого, когда документ стал официальным, на интерактивную карту мы нанесли изменения. В интернете сейчас самая последняя версия.

ранее по теме

Омским предпринимателям рассказали о возможностях для бизнеса в новом генплане

Омским предпринимателям рассказали о возможностях для бизнеса в новом генплане

Институт «Град» предлагает создать в спальных районах новые подцентры, чтобы жители не ехали в исторический центр. В итоге в каждом омском микрорайоне должны быть парк, офис, кинотеатр и ресторан.


Распечатать страницу