Так объяснил появление в Омске нового всероссийского фестиваля директор «Пятого театра» Илья Киргинцев.
На прессконференции, посвященной открытию организованного театром фестиваля «ЛиТЕрАТуРа», Илья Киргинцев, как директор фестиваля, отметил:
– Раньше «Пятый» проводил фестиваль «Молодые театры России». На рубеже девяностыхдвухтысячных, когда он возник, наш театр был молод, но сейчас мы разменяли четвертый десяток и хотим попробовать новое. В программе – лучшие спектакли, основанные на классических и современных произведениях литературы, уже получившие признание критики и зрителей.
Идея соединить литературу и театр, собрать спектакли не по драматическим, а по прозаическим произведениям, принадлежит художественному руководителю и «Пятого театра», и фестиваля Максиму Кальсину. Суть концепции выражена в логотипе фестиваля: в слово «литература» вписано слово «театр».
Максим Георгиевич обратил внимание на то, что такой подход дает возможность в дальнейшем менять ракурсы фестиваля: скажем, добавив слово «кино», можно собрать спектакли, поставленные по киносценариям, что сейчас не редкость. А приставка «не» позволит привлечь внимание к «нелитературе», то есть популярному направлению нонфикшен, когда спектакли ставятся по документальным произведениям.
Основным отборщиком фестивальных спектаклей был сам Максим Кальсин, хотя руководствовался он не только собственным вкусом, но и советами авторитетных в театральном мире людей и, конечно, коллег из «Пятого».
Не все театры, которые хотелось бы пригласить, смогли принять участие в «ЛиТЕрАТуРе»: у когото гастроли, ктото раньше заявился на другие фестивали, но на 70 процентов планы худрука удалось реализовать, и это – отличный результат.
Так, с одним из самых популярных сейчас в Москве спектаклей приехал Театр на Малой Бронной. Это «Благоволительницы» по роману лауреата Гонкуровской премии Джонатана Литтелла – режиссерадебютанта Микиты Ильинчика. Продюсер спектакля Виола Сюткина, тоже принимавшая участие в прессконференции, отметила, что сцена «Пятого» идеально подошла для этого спектакля, им и открывалсяфестиваль.
Исполнитель главной роли Дмитрий Цурский рассказал, что требованием автора романа, в основе которого лежат события Ворой мировой войны, было отсутствие атрибутики, потому что и книга, и спектакль не о борьбе с фашизмом, а о том, что война делает с человеком незаметно для него самого.
– Этот спектакль для людей, открытых к размышлению, – подчеркнула Виола Сюткина.
Похоже, что и другие спектакли фестиваля для думающих людей, поскольку, как заметил его художественный руководитель, главное – не «новые формы», не эксперименты ради экспериментов, а актуальные смыслы.