До седьмого колена

Кандидат исторических наук руководитель агентства поиска предков «Связь поколений» помогает найти родственников, даже живших в XVII веке.

Юлия Ефремова – единственная омичка, которая в нашем регионе занимается созданием родословных «под ключ».

Первая экспедиция

– Интерес к истории у меня был с самого детства, – делится генеалог. – Мой отец рассказывал мне о Колчаке, о том, как раскулачивали наших предков, про репрессии. Потом и мама стала рассказывать про своих родственников. И вот тут выяснилось, что она ни с кем из них не общается, потому что у нее отец умер, когда ей было семь лет, а мама, моя бабушка, увезла ее из родной деревни.

Мама Юлии ничего не знала про родственников и на протяжении десяти лет, до самой своей смерти пыталась найти могилу своего отца.

– Когда умерла мама, мне было 19 лет. У меня возникло какое-то чувство вины, было ощущение, что я должна мамину миссию завершить, – вспоминает Юлия. –  Но когда я начала обращаться в архивы и искать информацию о наших предках, первым противником стал мой папа. Он почему-то боялся, что я найду что-то нехорошее.

Своими первыми поисками Юлия Ефремова занималась буквально вслепую. Девушка знала только про Одесский район, знала примерно деревню. И когда туда приехала, ее фамилию там уже никто не помнил, потому что все это было 50 лет назад. Вернувшись в Омск, Юлия начала обзванивать всех однофамильцев – и так отыскала своего двоюродного дядю.

– Это был мамин двоюродный брат, – делится Юлия. – Дядя дал все контакты бабушек. И вот с тех пор я начала составлять свое родословное древо.

Эту работу Юлия закончила в 2009 году, выложила в Интернет. Тогда она была выпускницей филологического факультета ОмГУ им. Достоевского, надо было устраиваться на работу.

Из филологов – в историки

Историк, Николай Аркадьевич Томилов, директор Омского филиала Института археологии и этнографии предложил молодому филологу поступить в аспирантуру.

– За месяц я выучила этнографию на хорошо, была зачислена в аспирантуру и стала изучать украинцев как нацию, – поясняет Юлия.

Буквально сразу же после зачисления появился первый заказ. Акционер крупного холдинга из Казахстана написал Юлии в социальных сетях: «Юлия, я приехать в Омск не могу, но вы нашли своих предков, найдите мне моих родственников по примеру своей родословной».

– Заказчик сам предложил мне гонорар, – говорит Юлия Ефремова. – Таким образом, я поняла, что свое увлечение могу монетизировать. Сначала я бралась за заказы, где требовалось подтвердить или найти короткие факты с небольшими временными промежутками. Потом появилось понимание методики составления родословной и опыт. Тогда я стала расширять временные промежутки, стала искать более глубокие корни – как в советском периоде, так и в XVIII, и в XVII веках.

Книга на миллион

Как рассказала Юлия Ефремова, вообще все, что касается родословной, тематических запросов в архивы, – все платно. Причем за один запрос могут взять до 50 тысяч рублей.

– Себестоимость родо­словной состоит из стоимости архивных документов, командировочных и гостиниц, – объясняет Юлия. – В 2014 году было исследование в Костроме, Туле и Ярославле. Везде надо пожить, всюду побывать, плюс Костромской архив создавал особые платные условия для командировочных, в связи с чем я оставила там довольно крупную сумму. А иногда для полноценного исследования нужно пять-шесть таких экспедиций, поскольку сведения о родословной могут храниться в 15 – 20 архивах. Эта экспедиция обошлась мне в 200 тысяч рублей.

Есть еще моменты, которые необходимо учитывать. Например, архивы Белоруссии предупреждают, что тематический поиск у них может составлять одну тысячу белорусских рублей – это 29 тысяч рублей российских.

Политические проблемы с Украиной тоже заметно усложняют поиск родных. Украинцы вообще не хотят сотрудничать с историками. Там приходится искать партнеров, которые тоже пользуются ситуацией и ставят свои условия.

– Итоговая стоимость исследования родословной подразумевает все расходы на командировки, оплату счетов архивов, копии документов, в зависимости от сложности поиска стоимость может достигать трех миллионов рублей. Если учесть, что исследование длится два года, а себестоимость может достигать 50 процентов от цены, то зарплата генеалога не такая уж и высокая, – считает Юлия. – А если заказчик решает издать родо­словную книгу, то добавляются новые расходы, экспедиции по местам жизни предков, дополнительные источники: музеи, библиотеки, мемуары родственников. Типографии только за печать качественной родословной книги (при тираже для всей семьи) могут брать более миллиона рублей.

Женское начало

– Родословная – это очень женская тема, – говорит историк. – Чаще обращаются женщины. Может быть, женщины больше чувствуют связь поколений.

Несмотря на то, что у Юлии двое детей, она уверена: материнство и бизнес – понятия несовместимые. Бизнес убивает в женщине женственность. Женщина настроена на сохранение, используя особые инструменты достижения целей. Бизнесмен же должен действовать по определенным правилам выживания.

– Главная ценность в детях – продолжение рода, – уверена Юлия Ефремова. – Материнство – важный этап. Я осознанно отнеслась к рождению двух дочек. Вся система воспитания до меня утратила свою актуальность. Наверное, поколение наших родителей в 90-е было нацелено на выживание, и они не озадачивались тем, что внутри у ребенка, как и чем он живет, какие чувства испытывает. Одет, обут, сыт, ходит в школу – все. Но система такого воспитания – нерабочая для жизни. Детям я стараюсь прививать основы взаимоотношений, рассказывать о финансовой грамотности, давать уроки жизни, которые проходила самостоятельно. И моя работа с родословными позволяет мне не быть жесткой бизнес-леди, но дает возможность максимум посвятить своему будущему, зная все о своем прошлом.

СПРАВКА:


Родословное, родовое или генеалогическое древо –
схематичное представление родственных связей, родо­словной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» – представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» – различных линиях родословия – известные его потомки – «листья».
Генеалогическим (или родословным) древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще – всем этим занимается генеалогия (родословие).

Родословное, родовое или генеалогическое древо –схематичное представление родственных связей, родо­словной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» – представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» – различных линиях родословия – известные его потомки – «листья».Генеалогическим (или родословным) древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще – всем этим занимается генеалогия (родословие).


URL: http://omskregion.info/news/101985-do_sedmogo_kolena/
Дата публикации:08/12/2021 07:31
Автор:Татьяна Мастерских
Фото:Евгений Кармаев