Искусство жить в Сибири

В Государственном центре народного творчества выпустили карту этнокультурного ландшафта Омского Прииртышья

Издание приурочили к Году культурного наследия народов России. На карте обозначили самобытные традиции, которые отличают каждый район.

Как нематериальные культурные ценности могут способствовать развитию разных сфер деятельности, в частности – туризма, в беседе с корреспондентом «ОП» рассказала директор Государственного центра народного творчества Виктория Багринцева.

От человека к человеку

– Виктория Юрьевна, прежде всего, что такое «нематериальное культурное наследие»?

– Это праздничные, певческие, ремесленные, танцевальные, кулинарные традиции конкретных территорий. Культурные феномены, которые сообщество признает своим достоянием, и то, что отличает культуру одной местности от другой. У нас есть электронный каталог нематериального наследия народов Омской области. Его можно найти на портале Государственного центра народного творчества (www.omsk-gcnt.ru). А в этом году мы еще выпустили печатную версию – карту «Этнокультурный ландшафт Омского Прииртышья» с подзаголовком «Искусство жить в Сибири».

– И что, умели люди хорошо жить в Сибири?

– Еще как! И работали, и отдыхали. Тут стоит оговориться, что нематериальные культурные ценности передаются благодаря устной традиции, от человека к человеку. А значит, обязательно нужны наследники, которые станут хранителями и продолжателями традиций в современной жизни. И мы прилагаем немало усилий, чтобы актуализировать, восстановить забытые ранее навыки. Например, в Оконешниковском районе возрождают ковроткачество. Там есть такой заповедный край – село Крестики. Заповедный, потому что находится в природном федеральном заказнике «Степной» и еще потому что там зафиксирован целый комплекс культурных ценностей. В их числе – ворсовые «кладеные» ковры с геометрическими узорами. Их дарили на свадьбу – как золото или дорогой сервиз, в традиции никогда не стелили на пол и не вешали на стену. Очень сложной была техника производства: мастерицы «выкладывали» узор узлами – на нитях основы из разноцветной пряжи вручную завязывали до 50 тысяч узелков на одном квадратном метре. Ковры получались мягкими и пушистыми.

Восемь лет назад традиции ковроткачества села Крестики были признаны объектом нематериального культурного наследия Омской области. Энтузиасты под руководством Татьяны Владимировны Трифоновой получили грант, приобрели станки, провели мастер-классы, и дело сдвинулось с места. Сегодня в селе снова создают ковры.

Кстати, на федеральном уровне сейчас готовится «Золотая антология народной культуры», представляющая сто объектов нематериального культурного наследия народов России. И Омскую область будет представлять традиция ворсового ковроткачества села Крестики.

Танцевальный сет

– Местные жители в селах активно участвуют в возрождении традиций?

– Конечно! К примеру, в Седельниково сейчас восстанавливают деревенские кадрили! Просто так их не повторить – это целый танцевальный сет для четырех пар с замысловатыми передвижениями. Местные танцы сегодня осваивают центр традиционной культуры и хореографический коллектив «Жарки». Как-то раз на репетицию заглянула бабушка и спрашивает: «А почему вы танцуете не нашу кадриль? В нашей колена поинтереснее!».

В Седельниковском районе целая коллекция кадрилей. Там много деревень, основанных белорусскими переселенцами, которые себя называли «самоходами»: Денисовка, Соловьевка, Саратовка, Короленка, другие. И местные жители помнят, как раньше на вечерках танцевали кадриль. Мы так и называем – денисовская кадриль, саратовская, соловьевская.

В этом году мы общались с директором могилевского центра народного творчества и договорились, что, возможно, следующим летом пригласим фольклорную группу из Белоруссии. Они покажут, как у них сейчас исполняют кадриль, и мы сравним! Можно даже в перспективе провести фестиваль сибирской кадрили в Седельниково и собрать на мероприятие немало туристов.

Район с изюминкой

– Нематериальные культурные ценности, получается, помогают развивать туризм?

– Мы ставим перед собой задачу найти в каждом муниципальном районе какую-то изюминку. Самобытную песенную, ремесленную или даже театральную традицию, которая отличала бы его от других. И эти локальные бренды совместно с коллегами и партнерами мы продвигаем в современную практику. Так, в Калачинске проводят Фестиваль калача. Это самая популярная выпечка в городе. Хозяйки знают больше 25 рецептов калачей: пшеничные, яичные, творожные, сухие, тертые, плетеные и т.д.

Необходимо работать с бизнес-сообществом. Важна и сувенирная продукция. Что можно привезти на память из Сибири? Варежки! Орнаментальное вязание было популярно у разных групп переселенцев, приехавших на территорию Омской области, у каждой были свои узоры. Например, мастерица из Кормиловского района Светлана Савельева по канонам местных деревень создает целые коллекции варежек, украшенных цветочными мотивами и геометрическим орнаментом. Ее рукавицы носят в разных странах мира! Это отличный подарок и модный аксессуар.

Или возьмем предметы быта. Для многих открытием становится урало-сибирская роспись. Большинство мастеров, которые ею владели, жили в Усть-Ишимском районе. Сказочными садами с цветами и птицами украшали внешние и внутренние детали дома, мебель. Они использовали особый технологический прием, который называется – разживка. Это когда на кисточку берутся сразу две краски – белая и, например, красная, делается мазок и получается объемный лепесток. И мы подумали, почему бы и в наши дни не использовать урало-сибирскую роспись в интерьерах? Сегодня мастерству усть-ишимских художников обучают в Омском филиале Высшей школы народного искусства. И вместе мы стараемся привлечь как можно больше людей, чтобы традиция снова прорастала в жизни.

– А где омичи могли познакомиться с нематериальными культурными ценностями, бытующими в нашем регионе?

– В июне в Большеречье мы провели первый фестиваль сибирской культуры «Слетье». Такой вот разноформатный опен-эйр, как сейчас называют. И у нас большинство этнокультурных брендов, заявленных в карте, было представлено в живом исполнении. Лариса Мясникова из села Новинка Азовского района обучала интересной технологии росписи писанок – пасхальных яиц. В самом Большеречье сейчас восстанавливают «узорное письмо». Это технология создания поясов с вытканными словами. Как раньше было: «Кого люблю, тому дарю», например! Теперь в «Старине Сибирской» это современное производство нового модного аксессуара, который на фестивале все желающие могли приобрести.

URL: http://omskregion.info/news/114329-iskusstvo_jit_v_sibiri/
Дата публикации:29/09/2022 11:30
Автор:Наталья Бельская