В свои 33 года он сыграл под двадцать ролей на сценах московских театров им. Евг. Вахтангова, МХТ им. А. П. Чехова и Театра-студии под руководством Олега Табакова. Снялся в 28 фильмах. Среди них такие популярные сериалы, как «Хиромант», «Побег», «Мосгаз». К нам на фестиваль «Золотая маска» в Омске» приезжал со спектаклем «Старший сын» по пьесе А. Вампилова, где сыграл заглавную роль. С обсуждения этой работы и начался разговор с Юрием Чурсиным.
Этап в жизни
– У спектакля «Старший сын» была непростая история, и вы не сразу получили роль Бусыгина…
– Да, начала работу режиссер, которая не любит Вампилова, она хотела, чтобы спектакль шел в одном действии, в нем звучали песни Хоронько. Персонажи были уже не нужны. И в результате столкновения режиссера с недобрыми актерами работу остановили. Актеры режиссера сожрали.
– А в «Табакерке» и такое возможно?
– Конечно, если знаешь, как. Шучу.
– Это был нехарактерный случай для вашего театра?
– Конечно. Обычно все идет как часы. И пришел Константин Богомолов, дал мне роль. Времени на подготовку у режиссера не было. Может быть, это и хорошо. Спектакль «Старший сын» очень отличается от других его постановок. Костя показал удивительный профессионализм. И работали легко, радостно.
– Почему вы перешли из Вахтанговского театра в МХТ?
– Когда Олег Павлович Табаков пригласил меня, я был без работы. Из Вахтанговского театра ушел, играл в антрепризе. Мне предложили ввод в спектакль «Лес» Александра Островского в постановке Кирилла Серебренникова. И после премьеры пригласили в театр.
– Вы играете и в «Табакерке», и в МХТ. А где числитесь в штате?
– В МХТ. Но оба театра работают под руководством Олега Павловича Табакова, мы уже порой и сами не знаем, где мы.
– Как сочиняется образ героя?
– На этот вопрос сложно ответить. Даже перед началом спектакля не знаешь, что за герой будет в этот раз на сцене. Роль рождается сиюминутно, и многое зависит от партнеров.
– Какую роль вы бы назвали этапной в своей жизни?
– Сыгранную в Омске. Бусыгина. Сначала была обоюдная работа с режиссером. Не было никакого готового персонажа ни у него, ни у меня. Был кроссворд, и мы пытались понять героя, его время. Посмотрели на пьесу с исторической точки зрения. Герой – из поколения детей войны, безотцовщина.
1960-е – это время, когда стало не зазорно учиться на дневных отделениях, что до этого люди не могли себе позволить: надо было поднимать страну из разрухи. Вспомните фильм «Весна на Заречной улице».
Да, для меня роль Бусыгина – главная, этапная, потому что я никогда не играл героя с такой напряженной атмосферой внутренней жизни.
«Я не такой, как многие мои герои»
– У многих ваших героев, сыгранных в театре и кино, обостренное чувство справедливости. Вам этот нравственный максимализм близок?
– Я все больше убеждаюсь, что если хочешь себя разрушить, начни искать справедливость.
– Христианская позиция…
– Да, мне не близки упорные поиски справедливости. Я в таких ситуациях, как герои «Старшего сына» или сериала «Побег», не был. Но понимаю, что, если человек дает честное слово, а ему не верят, это его чрезвычайно раздражает. Здесь даже не поиск справедливости, а внутреннее переживание всего, что происходит вокруг.
Нет, не все мои персонажи обладают обостренным чувством справедливости. И ради разнообразия я, если есть выбор, предпочитаю играть противоположные характеры. Если раньше был справедливый парень, то хорошо бы сыграть подонка. Мне как актеру это интересно.
– У вас по четыре фильма в год. Как это удается совмещать с работой в театре? В кино и на сцене разная природа актерского существования.
– Именно поэтому и нужно совмещать. Чтобы не повторяться. В театре занимаешься одной профессией, в кино – другой.
– Работать приходится в бешеном ритме?
– Иногда – да, иногда, наоборот, выпадает затяжное бездельничанье, когда занимаешься другими делами. По-разному бывает.
– А как восстанавливаетесь, когда ритм бешеный?
– Меня лично восстанавливает только надежда, что следующий спектакль и фильм будут лучше прежних.
Досье
2005 год – Молодежная премия «Триумф».
2005 год – театральная премия «МК», сезон 2004–2005 гг. – за лучшую мужскую роль (в спектакле «Лес»А. Н. Островского) В МХТ им. А. П. Чехова.
2005 год – фестиваль «Виват, кино России!» Приз за лучшую мужскую роль в сериале «Хиромант».
2007 год – «Ника». Номинация «Открытие года» за роль Валентина в фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву».
2012 год – «Золотой орел». Номинация «Лучший актер на ТВ».
В 2010 году был представлен на премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (вместе с Сергеем Сосновским) за работу в спектакле «Старший сын» А. Вампилова в постановке К. Богомолова. Но премия была присуждена Евгению Миронову за спектакль «Рассказы Шукшина» в Театре Наций.
Кстати
Режиссер фильма «Третий лишний» Алексей Лисовец сказал: «Чурсин – актер калибра Смоктуновского».
После фильма «Хиромант» к нему пристала эта кличка. Люди, увидев на улице, восклицали: «Хиромант!».
Роли в спектаклях
«Табакерки»:
«Старший сын»
«Идиот»
МХТ им. А. П. Чехова:
«Лес»
«Господа Головлевы»
«Чайка»
«Примадонны»
«Человек-подушка»
«Пиквикский клуб»
Фильмография
1999 – «Простые истины»
2002 – «Неудача Пуаро»
2002 – «Трое против всех»
2005 – «Клоунов не убивают»
2005 – «Авантюристка»
2005 – «Хиромант»
2006 – «Билет в гарем»
2006 – «Игра в шиндай»
2006 – «Из пламя и света» (Лермонтов)
2006 – «Изображая жертву»
2007 – «Запах жизни»
2007 – «Контракт на любовь»
2007 – «Частный заказ»
2007 – «Третий лишний»
2009 – «Короткое замыкание»
2010 – «Глухарь в кино»
2010 – «Химик»
2010 – «Побег»
2011 – «Суперменеджер, или Мотыга судьбы»
2012 – «Кремень»
2012 – «1812-й. Отечественная. Великая» (Наполеон)
2012 – «Бригада: Наследник»
2012 – «Мосгаз»
2013 – «Три мушкетера» (Атос)
2013 – «Схватка»
Фото с сайта nesneg.com