У актера и режиссера Сергея Пускепалиса необычное, трудновыговариваемое отчество – Витауто – от отца-литовца и поражающая география жизни и творчества. Родился в Курске, вырос на Чукотке, в 14 лет переехал с родителями в Железноводск. Учился в Саратове и Москве, работал в театрах Магнитогорска, Саратова и Ярославля, ставил спектакли по всей стране.
Стал узнаваемым благодаря фильмам «Жизнь и судьба», «Метро», только что закончившемуся в эфире Первого канала сериалу «Защита свидетелей», но премии получал за другие картины – «Простые вещи», «Как я провел этим летом», «И не было лучше брата».
В Омске Сергей Пускепалис в 2007 году поставил в Пятом театре спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» Алексея Слаповского. В нынешнем году принял участие в кинофестивале «Движение», в рамках которого провел творческую встречу в Органном зале.
В кино начал сниматься вслед за сыном
– Сергей Витауто, вы актер театра и кино, режиссер. А в первую очередь кем себя ощущаете?
– Сергеем Пускепалисом.
– Но все ваши награды – за актерские работы в кино.
– И все-таки я не могу разделить, что лучше, что хуже у меня получается – играть или ставить. Для меня это достаточно болезненный вопрос, потому что я в первую очередь режиссер и всегда буду им оставаться. И при этом не могу отрицать того удовольствия от работы с моими товарищами, которые меня используют в качестве киноактера.
– Нет ли в этом противоречия: актер подчиняется режиссеру-диктатору. А вы постоянно меняете эти роли.
– Мне не нравится, когда формулируют иерархию подавления личности в театре и кино. Я как никто понимаю, что из подавления личности ничего хорошего не выходит. Можно только договариваться о чем-то с людьми, способными выразить тему в той или другой форме.
– Это правда, что киноактером вы стали вслед за сыном?
– Так и было. С Алексеем Попогребским нас связывает сегодня большая дружба, начавшаяся с того, что он, будучи вторым режиссером фильма «Коктебель», снял моего сына Глеба. Потом он позвал меня в качестве актера в фильм «Простые вещи». А продолжение нашей работы было в фильме «Как я провел этим летом». Можно говорить про некий творческий союз.
– На меня фильм «Как я провел этим летом» произвел большое впечатление. Но почему его называют фильмом ужасов? Мне кажется, что это мощная психологическая драма. А вы как думаете?
– Никак. Мы все сделали, а дальше это вопрос зрителей. Меня как зрителя в этом фильме нет. Хотя когда я смотрел этот наш фильм на фестивале в Берлине, он мне очень понравился: как хорошо Алексей все выстроил, смонтировал.
– Есть ли в планах продолжение работы с Попогребским?
– Это как он решит. У нас нет обязательств друг перед другом. Мафии нет.
– Ваши экранные герои, как правило, мужественные, цельные, сильные. Вы с ними похожи?
– Я тот же, я же не меняюсь.
– А как же с актерским перевоплощением?
– Я не понимаю, что это такое.
– Признаюсь, никогда не приходилось слышать такого от режиссера. А в театре?
– Я и в театре не требую от артистов перевоплощения. Иногда оно приводит к кривлянию. Для меня перевоплощение – это точно отражать предлагаемые обстоятельства в своем характере, находить то, что необходимо образу, в своей сущности, в своей личности.
Работа в удовольствие
– Я слышала, вы как-то смешно переводите свою фамилию на русский.
– Полубуханкин. По-литовски пусе – половина, пали – буханка.
– Владеете литовским, болгарским – ведь мама – болгарка?
– Литовским отчасти, болгарского не знаю.
– Вы сменили столько городов. А что такое для вас малая родина?
– Это место, где мы сейчас живем – Железноводск на Кавказских Минеральных Водах. Где бы ни работал, возвращаюсь туда.
– А как относитесь к Омску, где поставили спектакль «От красной крысы до зеленой звезды»?
– У меня замечательные отношения с Пятым театром, с его директором Александрой Илларионовной Юрковой, с артистами. Спектаклем, который здесь идет, я очень горжусь.
Для меня Омск – не случайный город.
– Вы как-то заметили, что должны быть определенные условия, чтобы вы согласились приехать в город и поработать в нем. Какие?
– Должна быть хорошая, подвижная команда. Чтобы работа была в удовольствие всем, не была только производственной необходимостью. Это, конечно, в огромной степени задача продюсера: устроить такую поляну, на которой может что-то вырасти.
– Пятый театр – подвижный, интересный.
– Я убедился в этом. Александра Илларионовна рассказала и о новых проектах и затеях.
– Почему сложилось содружество с Алексеем Слаповским?
– Это мой партнер, товарищ и друг. Удивительный писатель. Всем рекомендую почитать его романы и повести.
– Вы были худруком в театрах Магнитогорска, Ярославля, а сегодня «в свободном плавании». Это удобнее?
– В каждом состоянии есть хорошее. Я занимаюсь своим делом. Съемки в кино, спектакль в МХТ. В ноябре – премьера. Он называется «Не такой, как все» по пьесе Алексея Слаповского. Там заняты Игорь Золотовицкий, Алла Покровская, Ирина Пегова, Юлия Чебакова.
– А вас самого на сцену не тянет?
– Нет. Я режиссер, а вся моя актерская деятельность – творческий и жизненный факультатив.
Фильмография
2009 – «Скоро весна» – Павел Николаевич.
2010 – «Аптекарь» – Михаил Стрельцов.
2010 – «Как я провел этим летом» – Сергей.
2010 – «Попытка Веры» – Сергей.
2011 – «Сибирь. Монамур» – подполковник.
2011 – «Мой парень – ангел» – отец Саши, вулканолог.
2011 – «Защита свидетелей» – Андрей Иванович Мешечко, майор, замначальника отдела по оперативной работе.
2011 – «И не было лучше брата» – Джалил.
2012 – «Метро» – Андрей Гарин, врач-хирург.
2012 – «Жизнь и судьба» – Иван Греков, капитан.
2012 – «Написано Сергеем Довлатовым» – озвучание, текст от первого лица.
2013 – «Защита свидетелей» – Мешечко.