Армяне живут в сибири больше 200 лет

Российские армяне открыты для общения и доброжелательны.
Российские армяне открыты для общения и доброжелательны.

По версии газеты «Ноев ковчег», по итогам 2012 года омич Араик Татоян вошел в число 100 известных армян России. Он возглавляет Омское региональное отделение Союза армян России.

– Араик Гамлетович, на рубеже ХIХ–ХХ веков в Омске было около 500 армян. Каким был их путь в Сибирь?

– Армяне появились на Руси еще в ХI веке. Одна из церквей комплекса храмов Василия Блаженного в Москве Иваном Грозным названа в честь Григория Армянского. А Петр I подписал указ, приглашающий армян в Россию. Тогда приехали купцы, архитекторы, строители. И в Сибири армяне живут больше двухсот лет. Но основные потоки армян в Омскую область пришлись на ХХ век.

– Какие это потоки?

– В 30-е и послевоенные годы  – на стройки народного хозяйства. Среди армян много строителей, а строители – это созидатели. Армяне-крестьяне участвовали в распашке целины. Следующая большая волна переселенцев из Армении – после землетрясения в Ленинакане и Спитаке, а также вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. 

– Армяне довольно легко проходят процесс ассимиляции…

– Это так. Почему армяне для русских «свои»? Прежде всего – «по сроку давности и цензу оседлости». Они для русских давние соседи, с которыми «привыкли здороваться». Практически каждый россиянин сможет вспомнить несколько фамилий армян-одноклассников, однокурсников, друзей, хороших знакомых и т. п. Ближний круг для человека – главный источник «своих», а о народе обычно судят по конкретным людям.

Очень важно и то, что российские армяне – люди, глубоко интегрированные в русскую культуру, историю. От маршала Баграмяна до композитора Таривердиева, академика Амбарцумяна. Их имена на слуху, это часть истории, золотой фонд и всеобщее достояние страны. Армяне исповедуют христианство, что тоже делает их в среде православных русских своими. Наконец, даже в глубинах исторической памяти невозможно найти примеры вооруженных конфликтов между Россией и Арменией – страны всегда были союзниками и партнерами. А на бытовом уровне многое определялось поведением армян-переселенцев: они не образовывали «колоний», были открыты для общения, умели завоевать репутацию людей трудолюбивых и доброжелательных. Решающий фактор – общий язык. В прямом и переносном смысле. Представители армянской диаспоры не просто знают русский – очень часто это их родной или второй родной язык. 

– Омское отделение Союза армян России к 20-летию землетрясения выпустило книгу «И протянул нам руку помощи Омск». Это был знак благодарности?

– Мы всегда будем помнить, что трагедию нашего народа Россия восприняла как собственную боль. Равно как и в период карабахского конфликта, когда диаспора пережила этническую мобилизацию, многие русские выразили ей свою поддержку. Мы живем в Сибири как часть народа, считаем себя сибиряками, омичами. Здесь рождаются дети.

– Какие задачи решает ваша общественная организация?

– Очень широкие. Мы стараемся полностью участвовать в жизни региона. Если в Омской области будет сохраняться политическая стабильность и будет развиваться экономика, будет хорошо всем омичам и армянам тоже. А если говорить конкретнее: мы помогаем армянам адаптироваться в Сибири. Возникают миграционные вопросы, получения гражданства. В нашем офисе по адресу: ул. Орловская, 5, мы даем бесплатные юридические консультации. Помогаем найти работу. Мы очень довольны тем, что сумели добиться открытия прямого авиарейса Омск – Ереван, уже два месяца его раз в неделю выполняет компания «Ир АЭРО».

– Собираетесь заняться турбизнесом?

– Таких планов нет, но подумываем об организации экскурсий к великим памятникам Армении. Ну и, поскольку считаем своей миссией сохранить национальный колорит, передавать из поколения в поколение культуру и ценности армянского народа, открыли культурный центр «Урарту». Там есть и спортивные секции, и футбольная команда. Всем желающим даем уроки армянского языка. За год в жизни центра «Урарту» было более 60 интересных событий.  

– Расскажите, пожалуйста, о себе. В каком поколении вы сибиряк?

– В первом. Я родом с берегов Севана, это часть Армении, где климат похож на омский, только морозы зимой не так сильны.  Там по сей день живут родственники и на речке стоит мельница, построенная моими предками, – они были хлеборобами. Конечно, мельница не работает, это сегодня просто достопримечательность. В 1989 году приехал учиться в Омский сельхозинститут. Работаю в сельском хозяйстве, являюсь одним из учредителей Любинской птицефабрики, мы сейчас строим это предприятие.

– Много ли в Сибири армян из Еревана?

– Мало. Большинство из Гюмри (бывший Ленинакан) и из моей родной области Гегаркуник, что на востоке Армении. Если спросите, чем отличаются ереванцы от армян-сибиряков, я отвечу: как москвичи отличаются от омичей. Сибиряки – народ доброжелательный, дружелюбный. Таковы и сибирские армяне. 

– Удается ли омским армянам вдали от родины поддерживать кавказский обычай почитания старших?

– Пока удается. В армянских семьях это непреложный закон. Но мир меняется не в лучшую сторону, и, чтобы сберечь то, что нам передали предки, необходимы усилия.

– В каких сферах трудится наибольшее число омских армян? 

– В строительстве, дорожной отрасли, общепите, сельском хозяйстве, медицине, образовании, культуре, спорте – практически везде мы увидим армянские фамилии. Много армян, добившихся выдающихся профессиональных успехов. Их имена – ориентиры для армянской молодежи. Наша община растет, она сегодня крупнейшая за Уралом. По неофициальным данным, в области проживает 30–40 тысяч армян. И мы думаем, что армянский этнос в своих взаимоотношениях с другими (особенно русскими) представляет собой модель, оптимальную для дальнейшего поступательного развития, в ходе которого возникнут новые межэтнические и «надэтнические» общности, в которых деление на «своих и чужих» отпадает за ненадобностью.

Первый директор нефтезавода



Омские армяне гордятся именем своего соотечественника – первого директора нефтезавода Александра Малунцева. Утверждают, что настоящее отчество его не Моисеевич, а Маисович – по армянскому имени отца Маиса.

Родившийся в Баку, имевший опыт работы главным инженером Бакинского и директором Краснодарского нефтезаводов, Малунцев получил назначение в Омск в 1953 году. Он жил в Москве и возглавлял главк «Востокнефтепереработка» Министерства нефтяной промышленности СССР. Жена не пожелала оставить столицу, а он в свои 45 с молодым азартом отправился в Сибирь создавать новое предприятие.

Нефтезавод еще строился. Александр Малунцев сделал все, чтобы приблизить дату его ввода: моторное топливо нужно было стране, восстанавливавшейся после войны. Из Баку, Краснодара, Орска в Омск уже прибыли операторы технологических установок. Он зажег этих людей идеей помочь строителям. И они надевали монтажные пояса и поднимались наверх возводить резервуары и колонны. Малунцев с утра до вечера был на стройке. Стремительный, умеющий быстро принимать решения и отвечать за них, он добился невиданного темпа в работе.

5 сентября 1955 года в рекордный срок были пущены первые технологические установки. А через год предприятие выпускало уже столько продукции, сколько все заводы Грозного – старого центра нефтехимии.

Омичи оценили вклад Александра Малунцева не только в развитие производства. Много сил было отдано украшению Омска. Городок нефтяников, выросший на месте деревни с выразительным названием Захламино, на глазах омичей превращался в самый благоустроенный микрорайон города. Александр Моисеевич был соратником градоначальника Николая Рождественского в идее сделать Омск городом-садом. И премию, которую в 1956 году Омск получил за победу во Всесоюзном конкурсе на лучшее благоустройство, они не взяли себе, не потратили на мелочи, а приобрели для Омска три фонтана, до сих пор украшающие скверы напротив мэрии, университета путей сообщения и ул. Тарской.

О Малунцеве ходят легенды. Как он отказался от большой квартиры, уступив ее многодетному рабочему. Как предлагал нефтяникам подвезти их, если ехал по территории завода, а кто-то шел пешком. Технарь до мозга костей, рацио-нализатор, он был талантлив и в творчестве: играл на пианино и аккордеоне, задушевно пел романсы. Любил шахматы и открыл шахматный клуб. В 1962 году омичи избрали Александра Малунцева в Верховный Совет СССР. Но на следующий день он умер. Его имя носят улица и Дворец искусств. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска с бронзовым профилем.

По воспоминаниям преемника Малунцева на посту директора Виктора Рябова, после кончины Малунцева администрация еще два года выполняла обещания, которые он давал людям. Было 400 бараков, в 1964-м расселили последний. Памятью о нем остались спортклуб «Сибирский нефтяник», пионерский лагерь, детский дом техники, тепличное хозяйство, филиал института нефти и газа.  

Каждый год в конце лета проходит праздник улицы Малунцева.

– Нам дорого, что в празднике участвует армянская диаспора, – горит председатель клуба ветеранов «Факел» ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» Виктор Кобриков. – Омские армяне гордятся таким замечательным представителем своего народа и благодарны заводчанам за то, что хранят память об Александре Малунцеве.

«Луйс» – значит «свет»

Как все начиналось

Армянскому культурному центру «Луйс» 22 года. В 1991 году собрались студенты-армяне аграрного университета и спросили у преподавателя иностранных языков Альбины Манукян: «Как создать свою общину?».

Первым председателем культурного центра стал Владимир Ягутов, тогда студент технического университета, ныне бизнесмен. Первое, что сделали, – открыли воскресную языковую школу. Приезжие изучали русский, омичи – армянский, все желающие – английский. Школа работает и по сей день. Если в первые годы каждый букварь доставали с трудом, то в 2010-м Министерство диаспоры Армении (с 2008-го есть и такое в республике) сделало щедрый подарок в виде комплекта книг. Это произошло после того, как воскресная школа «Луйс» участвовала в конкурсе «Лучший армянский образовательный очаг» и удостоилась премии мэра Еревана.

С 2004 года воскресная школа носит имя основателя армянской письменности Месропа Маштоца.

О чем поют армяне?

На этот вопрос лучше всех может ответить Гаяне Акопян. С 1998 года она руководит вокальным ансамблем «Луйс», а с 2005-го – еще и национально-культурным центром с тем же именем.

«Луйс» – это по-русски «свет». Все, кто бывал на многочисленных праздниках – «Единение», «Певческое поле», Днях армянской культуры, фестивалях «Орнамент восточной души» и свадебных обрядов – были очарованы красотой пения и красотой участниц ансамбля. Воистину они открывают многочисленным и разным слушателям свет народной души. 

«Крещением» ансамбля его участники называют выступление 13 января 1999 года на фестивале православной музыки в Свято-Никольском казачьем соборе. Впервые в исполнении «Луйса» прозвучали многоголосные духовные песни великого армянского композитора Комитаса. Потом были сотни концертов на разных площадках – в Доме Дружбы, на фестивалях армянской музыки в Органном зале, в детдомах, парках.

Гаяне Акопян – выпускница Ереванской консерватории имени Комитаса. Ее коллектив отличает высокая культура исполнения, самодеятельный коллектив поет как профессиональный. Не случайно в 2002 году ему было присвоено звание «народный».

Гаяне приехала в Омск в 1984-м, чтобы забрать родителей, а получилось так, что сама стала сибирячкой.

О чем поют армяне? Репертуар очень широк: духовная, народная, классическая, эстрадная музыка. А главная тема – любовь. К далекой родине, людям, избраннику, своему дому, родным. Незнание языка не смущает слушателей, сердца трогает искренность и задушевность.

Есть у армян любимая песня, которая символизирует тоску по родине, – «Цицернак» («Ласточка»). Она переведена на множество языков, русский перевод сделал Валерий Брюсов. Трогательное произведение звучит по всему миру, а благодаря «Луйсу» и на омской земле. Ансамбль называют музыкальным послом Армении и мостиком дружбы между нашими странами.

Праздники

– У армян соблюдение традиций – в генах. Был атеизм, а в церковь ходили. Если в семье был партийный работник или военный, как мой отец – полковник, то он не посещал храм, а семье не запрещал, – рассказывает Гаяне Акопян. – Поэтому мы не забыли, как отмечать христианские праздники.

Они отмечают вместе Рождество, Пасху, Амбарцум (Вознесение Господне), Вардавар (Преображение). И есть еще в году два скорбных дня, когда армяне собираются вместе, чтобы почтить память: 24 апреля – жертв турецкого геноцида армян в 1915 году, 7 декабря – погибших во время землетрясения 1988 года. В эти дни вместе с армянами всегда много омичей разных национальностей.

– А новомодные праздники, такие как Хеллоуин, мы не любим, – подчеркивает руководитель «Луйса». – Это чужое, агрессивное, навязанное. И наша молодежь нас, старших, поддерживает.

И Айвазовский тоже

Омские армяне приглашали в центр «Луйс» Армена Джигарханяна. Они гордятся именами таких известных армян, как Таривердиев, Бабаджанян. Готовятся с Омской филармонией провести фестиваль, посвященный 100-летию Арама Хачатуряна. 

А в области изобразительного искусства… Не все посетители музея им. М. А. Врубеля, восхищенно рассматривающие полотна Айвазовского, знают, что художник – армянин. А в 2001 году музей провел выставку советских художников. И оказалось, что чуть ли не два зала занимают работы живописцев и скульпторов с армянскими фамилиями. В фондах музея самая большая национальная коллекция! Вот еще одна ниточка давних связей Сибири с Кавказом. Просветительский поиск продолжается.     

В ожидании храма

Армения первой в мире приняла христианство как государственную религию. Армянской Апостольской церкви более 1700 лет. Омские армяне давно мечтают иметь свой храм. И один – Святой Рипсимэ – уже построили – на ул. Кондратюка. Он пока не освящен, верующие ждут приезда в Омск епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ.

Приходской совет общины Святой Богородицы также получил участок под строительство армянского храма на улице Королева. Есть проект, предполагалось привезти из Армении для отделки туф – традиционный в этой стране материал для храмовых построек. Но начало строительства задерживается, есть недовольные выбором места под храм. 

Омские армяне много лет в особо важные для себя дни приходят в православный Свято-Никольский казачий собор. И надеются, что у них будут и свои храмы. На территории России сегодня действует 80 армянских церквей, в том числе три за Уралом: в Барнауле, Кемеровской области и  Красноярске.

Кстати
Армянские пословицы
• Беги от той воды, которая не шумит и не журчит.
• Все добро глупца можно погрузить на одного верблюда.
• Доброе ремесло с собой в могилу не уноси.
• Золото и в грязи блестит.
• Кто боится волков, тот не держит овец.
• Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
• Согласись на малое – получишь большее.
• Хозяин жены – муж, хозяин мужа – долг.
• «Тятя, а сколько нам еще терпеть такую бедность?» – «Сорок дней». – «А потом?»  – «Привыкнем».


Справка
В мире 12–14 миллионов армян. В Республике Армения проживает около 3 миллионов, армяне составляют 98 процентов населения государства.
Армяне также живут в 70 странах мира. В России – около 1,5 миллиона, во Франции  – 0,8 миллиона, в Иране – до 0,5 миллиона, в США – от 0,3 до 1 миллиона, в Грузии – 250 тысяч, в Украине, Польше, Канаде  – по 100 тысяч, в Аргентине – от 130 до 180 тысяч, в странах Ближнего Востока – до 0,5 миллиона. В непризнанной Нагорно-Карабахской Республике – 137 тысяч армян, что составляет 99 процентов населения.
В Омской области в 2002 году численность армянского населения составляла 6644 человека, по переписи 2010 года – почти 8 тысяч, и они составили шестую по численности национальную группу в регионе. В 2013 году число армян в области увеличилось до 10 тысяч.

©
URL: http://omskregion.info/news/13285-armyane_jivut_v_sibiri_bolshe_200_let/
Дата публикации:03/07/2013 09:43
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев