Николай Михалевский: «16 лет я не имею права на ошибку»

Николай Михалевский: «16 лет я не имею права на ошибку»

Дата публикации 28 августа 2013 12:52 Автор Татьяна Шипилова Фото Евгений Кармаев

В сентябре очередной сезон открывает уникальный, единственный в мире Омский театр живописи. Сегодня мы разговариваем с его художественным руководителем, актером Омского государственного театра драмы Николаем Михалевским.
В сентябре очередной сезон открывает уникальный, единственный в мире Омский театр живописи. Сегодня мы разговариваем с его художественным руководителем, актером Омского государственного театра драмы Николаем Михалевским.

«Я знаю о Театре живописи все»

– Николай Иванович, в конце июня пришло известие о том, что в Музее имени Врубеля откроется филиал Эрмитажа. Для него уже найдено здание на улице Музейной, 4. И там под одной крышей будет располагаться новое помещение вашего Театра живописи. Вы уже его посмотрели?

– Да, я побывал на площадке. Там будет фойе, зал на 60-80 мест, гримерки, складские помещения. Проектирование начнется в ноябре, и я должен в нем участвовать вместе с архитектором, поскольку знаю о Театре живописи все. Я не знаю, как строить, но интуитивно чувствую, каким должно быть пространство будущего театра, чем оно должно быть наполнено. Пространство должно быть гибким, рабочим, удобным, теплым, светлым. Чтобы зритель вошел в него и не захотел уходить.

– Давайте вернемся на несколько десятилетий назад. Как возникла у вас идея создания своего театра?

– Идея возникла еще в армии: хотелось ни от кого не зависеть. Из армии я написал жене Татьяне: «Будем делать Распутина – «Живи и помни». Поставили его на сцене Дома актера. Уже тогда о нас стали говорить: «семейный театр». Потом был спектакль по Шукшину, затем «Мокрый вальс» – на основе бардовских песен. Я вел много коллективов в институтах. В педуниверситете пять лет ставил спектакли в классе, ребята даже ездили с ними на фестиваль в Питер. В институте сервиса десять лет вел театр поэзии, при мне он получил звание народного. Потом меня пригласил ректор СибАДИ Горынин. Пять лет в подвале общежития мы вместе с женой строили театр – самый настоящий. Студенты встречались с актерами, перед ними выступали симфонический и камерный оркестры. А когда сменилось руководство в институте, мне пришлось оттуда уйти. Но тут же поступило предложение от Музея имени Врубеля. И вот уже нашему Театру живописи 16 лет.

Спектакль должен быть событием

– Каждая премьера вашего театра становится событием в культурной жизни Омска. Как вам это удается?

– Есть тип режиссеров, которые хотят чем-то удивить. У меня другой принцип: что ты хочешь сказать своим спектаклем? Я воспитан на этом. Когда я выхожу на сцену, для меня важен человек и его деятельность. Если ты что-то делаешь на сцене, это должно потрясать. Если это не потрясает - значит, это не искусство. Последнее, что меня потрясло, - это «Три сестры» в постановке Льва Додина, Чехов в постановке Евгения Марчелли. В театре должна быть какая-то тайна, недосказанность. Если бы хоть один спектакль в театре «пролетел», мы бы откатились назад. Спектакль должен быть событием. В течение 16 лет я не имею права на ошибку.

– Николай Иванович, спектакли ваши действительно потрясают. На «Сценах из «Мертвого дома» по Достоевскому зрители не скрывают своих слез. Как долго вам приходится готовиться к постановкам?

– На Достоевского ушло два года. Театр – это коллективное творчество. Каждый вкладывает в копилочку что-то свое. Я обращаюсь к искусствоведам, к художникам, композитор пишет музыку, художник по свету ставит свет, свое слово говорит дизайнер. В спектакле по Достоевскому мне было важно соединить день сегодняшний со временем, когда жил писатель. Я получил в УФСИНе разрешение на посещение колоний. Нам был необходим видеоряд, чтобы с экрана говорили заключенные. Получился спектакль в спектакле. «Сцены из «Мертвого дома» идут в основном для молодежи. Молодые ребята, заключенные, с экрана говорят: прежде чем совершить преступление, надо подумать. В этом мы видим просветительскую роль нашего спектакля. Театр живописи должен быть центром духовности и просветительства. Своими спектаклями мы это уже доказали. Взять хотя бы «Храм» или «Вид Иерусалима» и «Снятие со креста». Мы работаем с вечными темами.

В дуэте с картиной

– Вашему театру нет аналогов в мире…

– Мы идем от картины, мы в дуэте с картиной. Театр вникает в изобразительное искусство. Зритель идет не на Татьяну Филоненко, к примеру, он идет на картину, он должен почувствовать картину. А чтобы зритель ее почувствовал, надо включить его подсознание.

– Над чем работаете сейчас?

– В ноябре-декабре состоится премьера спектакля под условным названием «Русский авангард» - о художниках-авангардистах 10-30-х годов прошлого века. Пьесу написал наш сын Алексей, музыку к спектаклю – старший сын Тарас, он же приедет делать свет.

– Николай Иванович, расскажите о сыновьях.

– Тарас работает в Москве художником по свету, сразу в трех театрах. Он очень востребован. Пишет музыку, выпускает диски. Кстати, омичи уже видели его работу в спектакле «Метель». Там Тарас выступил и как художник по свету, и как композитор. Алексей окончил Литературный институт имени Горького, писал сценарии сериала «Супруги», «Кулагин». Они оба с детства много читали. И это чувствуется по работам сыновей. 

– «Русский авангард» получится семейным спектаклем?

– По-другому нельзя. Это те люди, на которых я могу положиться. Если бы в свое время сюда не пришла моя жена Татьяна, тогда Театра живописи не было бы.

Труппа из… искусствоведов

– Сколько лет я вас знаю и всегда удивляюсь, как много интересных идей рождается у вас. Наверняка есть идеи по новому репертуару в новом здании?

– 2016 год, когда намечена сдача нового здания, наступит очень быстро. Будет написана пьеса специально для открытия – «Эрмитаж». Такого еще никто не делал, но нам сам Бог велел – ведь мы будем с филиалом Эрмитажа под одной крышей.  Хочется сделать спектакль «История одного города»: об Омске, но не о том, какой он красивый и как мы его любим. Омск – это главное действующее лицо, и зритель должен его и любить, и сострадать ему. Я знаю, как это сделать. Третий проект – это русская народная сказка в слове и в живописи. 

– Театр станет больше, потребуются новые люди?

– Команда должна быть. Соберутся талантливые люди – будет талантливым проект. Я хочу создать труппу из искусствоведов. Пригласить молодых выпускников вузов, колледжей, которые умеют петь, танцевать, рассказывать истории. Наберу людей, подготовлю. На первый взгляд кажется, что это нереально, но ведь и театр живописи был чем-то нереальным. А ему в этом году уже исполнилось шестнадцать…
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов

Loading...