Александр Филиппенко: «Все испортили мыльные оперы»

Александр Филиппенко: «Все испортили мыльные оперы»

Дата публикации 2 октября 2013 09:46 Фото Евгений Кармаев

Свою новую программу «В поисках живой души» народный артист России Александр Филиппенко опробовал в Омске.
Свою новую программу «В поисках живой души» народный артист России Александр Филиппенко опробовал в Омске.

«Слово не воробей»

– Первая часть программы «В поисках живой души» – это местами гулаговские хроники, местами тоска от непонимания и одиночества. Вторая часть – гоголевская сатира, и чувствуется, что вы таким образом «подмигиваете» современности. Кировский лес даже упомянули. 

– Каждый раз после спектакля меня спрашивают: «Это все Гоголь написал?» Николай Васильевич – это махина для меня. И не то чтобы я жду, что победителем выйду, – живым бы остаться, чтобы он не раздавил. А про лес выскочило. В старые времена кавээновские, когда передачи шли прямым эфиром, у нас было железное правило: слово не воробей, поймают – и вылетишь. Кировский лес – только для «Пятого театра». В зале Чайковского этого уже не будет. 

– Можно ли сказать, что вы своими «Поисками» обличаете современную действительность?

– Конечно! Это же сатира. Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете. Когда-то давно, когда у нас был студенческий театр, помню прекрасно, как нас закрывали, выгоняли. Потом была «Таганка» – пять золотых лет для меня. Тоже закрывали. Сейчас… Не знаю, что будет дальше, но эпиграмма Юрия Благова подходит: «Нам нужны Гоголи и Щедрины, но такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Почему парткомы так не любили джазовую импровизацию? Импровизацию невозможно контролировать, в нее невозможно встрять – я сам решаю, как это будет. Людьми в форме легче управлять, нежели людьми в цветных пиджаках. Стиляги за это и страдали. 

«Я в тренде!»

– Почему вы не работаете с современными авторами?

– Мне присылают книги какие-то почитать, но в основном это экшн. Все испортили мыльные оперы. Я бы сказал, что думаю по поводу многих современных передач, но жена запрещает. Поэтому я не смотрю телевизор: все известно, знакомо. Авторы быстро научились в одном стиле писать. Никакой чеховщины! Семь цветов радуги! Экшн! Чтобы старушка отвлеклась – и тут же вернулась. А у меня Шаламов, Шукшин… Кстати, рассказ Шукшина «Забуксовал», который я использую в «Поисках», подсказал мне Михаил Александрович Ульянов. Сказал: «Сашка, выучи». И сегодняшний вечер был посвящен именно Ульянову. В Музыкальном театре я смотрел буклеты: Ульянов играл через день Ленина, через день Сталина, потом Степана Разина, и в нашей зависимой и продажной профессии это мог позволять себе только истинно свободный человек. И все это имело успех, и зритель кричал «браво!».

– Как современная молодежь воспринимает такой сложный жанр, как монодрама? 

– Я играл «Демарш энтузиастов» в знаменитом Политехническом музее. Сейчас он закрылся на ремонт. Там было очень интересное выступление с видеорядом, за моей спиной транслировались фотографии 1960-х годов. Я сам не знал, что это в тренде. Я читал им и добавлял какие-то свои личные комментарии, поскольку я прошел эти 1960-е рок-н-ролльные. Когда я их потом спрашивал: «Ну что? Ну как?» – молчат. Спрашиваю: «Почему вы так мало реагировали про август 1968-го?» – «Александр Георгиевич, у нас родители в 1968-м только из детсада пришли». Даже про 1991-й никто ничего не помнит. Еще есть такой молодежный театр – «Практика». Почти на каждой афише пометка: «Ненормативная лексика». Я читал там «Один день Ивана Денисовича». И я для них был как татаро-монгольское иго. Но что-то остается у них, оседает. 

«Нельзя идти против режиссера»

– Но, может, кто-то из молодых режиссеров театра или кино вам интересен?

– Бутусов, Богомолов, Серебренников очень интересные. Но театр слова ушел, и наступила эпоха визуального театра. Радиотеатры ушли. Сейчас просто нет специалистов этого жанра. Затоптали рынок аудиокниг. Решили эти продюсеры, что всего-то два положения – «вкл.» и «выкл.», посадили человека у микрофона, он прочитал – и можно продавать. Я вот хотел прочитать Стругацких «Улитка на склоне», а уже есть, уже отдано, продано. Кто-то понимает важность, например Акунин. Он сразу сказал, что «Пиковый валет» один Филиппенко должен читать. 

– Вы вносите свои коррективы в спектакли, спорите с режиссерами? 

– Нельзя идти против режиссера и предлагать свои интерпретации. Не соглашайся, если чувствуешь, что будешь свое вставлять. Должен быть автор и режиссер. А актер должен понимать свое место в формуле, прочитать материал и, если что-то не так, сказать: «Ёлки! Я не могу в это время». Или согласиться и сделать то, что должен. Я снимался у Алексея Германа в ленте «Мой друг Иван Лапшин». У Германа была формула: играть, ничего не играя, как бы под хронику. Это кажется, что это документ, а это все игра. И он собрал людей, которые понимали, что это такое. И я помню, как Андрей Миронов хотел выскочить из сложившегося стереотипа опереточного героя. И Герман попал именно тогда в мою биографию, когда я очень много из кино понимал и понимал, что такое режиссерская формула. А сейчас… легкость мысли у всех необычайная. Нельзя так.


Справка
Александр Филиппенко родился 2 сентября 1944 года в Москве. Окончил школу в Алма-Ате с золотой медалью. В 1967 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «Физика быстропротекающих процессов», а в 1974 году – Театральное училище имени Щукина. Работал в эстрадной студии МГУ «Наш Дом», Театре драмы и комедии на Таганке, Академическом театре им. Евг. Вахтангова. С 1996 года – руководитель театра «Моно-Дуэт-Трио». Снялся более чем в 80 фильмах. За моноспектакль «Мертвые души» в 1999 году получил Государственную премию Российской Федерации.

Автор Мария Митина
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиО свободе прессы в сереньких конвертах

Немного перефразирую классика: «Уж сколько раз твердили ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Каждый должен оставить свой след в истории Омска

Фонд «Город будущего» открывает в центре Омска общественную ...

Все авторы блогов

Loading...