С новым муфтием встретился обозреватель «ОП».
– Бота Веймил Хабуденович, расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда родом, из какой семьи?
– Я родился в Казахстане, в селе Талшик Кокчетавской области. Отец работал шофером, мать техничкой в школе. У меня пять братьев и сестра.
– Семья была верующей?
– Как и в большинстве семей советского времени, о нашей нельзя было сказать, что она верующая. Но мой прадед со стороны отца был муллой, и дедушка по материнской линии тоже. Я их никогда не видел, знал по рассказам, но это произвело впечатление. Сейчас все мои родные придерживаются традиций и веры отцов.
– Каким был ваш духовный путь?
– Я окончил Ташкентский исламский институт, вернулся домой и открыл мечеть в недостроенном с советских времен здании. Был сначала помощником имама, а потом имамом этой мечети.
– Как случилось, что приехали в Омск?
– Мои родители были знакомы с Анарбеком Бейскеновичем Жунусовым, омским муфтием. В 1998 году он совершил хадж в Мекку и после этого собрал в Омске той, чтобы рассказать о хадже. В числе приглашенных были и мои родные, с которыми в Омск приехал и я. Мы познакомились, и Анарбек Бейскенович сказал: «Мы строим мечети, не хватает имамов». И позвал меня в Омск. Я вернулся домой за советом, оставил за себя в мечети помощника и принял предложение. Сначала был в Омске помощником имама мечети «Хаир Ихсан», она считается областной. В 2001 году построили городскую мечеть «Сейт хазы» в Ленинском округе, я там был городским имамом. А с 2008 года стал главным имамом Омской области.
– Как вы стали муфтием? На эту должность выбирают или назначают?
– Назначают. Было так. 11 октября мы открывали мечеть в Крутинском районе. В этом событии принимал участие верховный муфтий Духовного управления мусульман азиатской части России шейх Нафигулла Аширов. После открытия мечети он беседовал с омским муфтием, и Анарбек Бейскенович, предчувствуя свой скорый уход из жизни (он был тяжко болен), попросил Верховного муфтия приехать, чтобы проводить его в последний путь, и назвал меня своим преемником. На похороны Анарбека Жунусова собралось более двух тысяч человек, в том числе приехавших из разных городов. Прибыл и шейх Нафигулла Аширов. Так состоялось мое назначение.
– Анарбек Жунусов был уважаемым в области человеком, он создал и возглавлял казахскую национально-культурную автономию. Вы готовы наследовать и эту общественную должность?
– Эта должность выборная. Но и в национально-культурной автономии я 15 лет работал бок о бок с Жунусовым. Мы вместе проехали все казахские аулы области. Если народ окажет доверие, буду работать. Конечно, это тяжелый и очень ответственный пост. Даже в семье у хозяина бывают затруднения и приходится обращаться к кому-то за помощью. А тут большая общественная организация.
– Каковы ваши первые шаги на посту муфтия?
– У нас в области 32 мечети. Нужно побывать в каждой, что я сейчас и делаю. Есть проблема кадров. В России мало образовательных учреждений, в которых готовят исламское духовенство. Молодежь едет учиться за границу и, случается, возвращается с другими взглядами, не соответствующими нашим традициям.
– А до революции в Омске было медресе…
– Я знаю об этом. Нужда в грамотных людях есть и сейчас. Есть проблемы с помещением, учителями. Их надо постепенно решать.
– В нашем регионе до сих пор не было проявлений религиозного экстремизма. А есть ли опасность?
– Опасность есть. Если приедут люди с экстремистскими взглядами, они пойдут к молодежи, а не в мечети. Будут работать втихаря. Бомбы изготавливают не в мечетях. Но все равно мы стараемся это предотвратить, поднимаем эту тему на каждой пятничной проповеди, говорим об ответственности родителей за воспитание детей, их образ мыслей.
– Каким был для вас главный завет вашего учителя муфтия Анарбека Жунусова?
– Он больше всего заботился о том, чтобы люди жили в мире. Анарбек Бейскенович был мне как отец и как пример служения религии, народу, Омской области и России. Для меня очень важны все его уроки, слова и заветы. Постараюсь сделать все, чтобы сохранить то доброе, чему он положил начало.