Оксана Кулешова: «инструмент мне как друг»

Оксана Кулешова: «инструмент мне как друг»

Дата публикации 25 декабря 2013 11:44 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Омичка Оксана Кулешова – участница четырех Сибирских международных фестивалей органной музыки.
Омичка Оксана Кулешова – участница четырех Сибирских международных фестивалей органной музыки.

На недавно завершившемся шестом фестивале, посвященном 30-летию омского органа, король инструментов под ее руководством звучал вместе со скрипкой и флейтой. Это один из серии интересных экспериментов первой омской органистки.

На урок – в шесть утра

– Оксана, игра на органе – женское ли дело?

– Сейчас не так уж и мало женщин органисток. Перелом, мне кажется, произошел в 70-80 годы, когда в консерваториях стали обучать игре на органе. Вот со мной в Казахской национальной консерватории учились юноши и девушки, а окончили курс только девушки. Это при том, что педагог, замечательный музыкант Габит Несипбаев говорил: «Это не женская профессия, женское дело – сидеть дома и воспитывать детей». Раньше были механические органы, с ними было сложнее управляться, сейчас же они оснащены электроникой.

– А как вы выбрали такой редкий инструмент?

– Я, пока не приехала в Алма-Ату поступать в консерваторию, вообще ни разу вживую орган не слышала, только в записях. Окончила фортепианное отделение музучилища в своем родном Петропавловске, еще год проучилась на факультете культуры в местном университете. А консерваторию окончила с двумя дипломами: «солист-пианист» и «солист-органист».

– Взяли на себя двойную ношу?

– Да. Самое трудное было рано вставать. Я сова. А педагог говорил: «Кто хочет заниматься органом, должен вставать в шесть часов утра». Только в это время у студентов была возможность позаниматься на учебном органе. А концерты мы имели честь играть на большом консерваторском инструменте и великолепном филармоническом – у него даже не три, как в Омске, а четыре мануала. 

«Король инструментов меня принял»

– Как вы познакомились с омским органом?

– В 1998-м приехала в Омск и стала работать концертмейстером в Институте культуры. Однажды шла по улице Ленина и решила заглянуть в Органный зал. От своего педагога я была наслышана о хранителе омского органа Викторе Сергеевиче Якшине. Несипбаев говорил, что никогда не встречал человека, который бы так душой болел за орган. Органный зал тогда фактически не существовал. В центре – земля, доски, вместо сцены леса и посреди этого хаоса закрытый пленкой инструмент. Охраняли это богатство, кстати, две женщины, сменявшие друг друга на вахте. Виктор Сергеевич спросил: «А вы можете что-то сыграть? Я буду счастлив, если вы будете приходить в любое время, иначе орган пропадет, его нужно продувать, а вокруг пыль и сырость». И я стала приходить вечерами, помогала хранителю органа и сама тренировалась. А через два года все завертелось с реконструкцией. Однажды, когда я играла, пришла комиссия. И губернатор Леонид Константинович Полежаев, и директор филармонии Василий Иванович Евстратенко попросили меня войти в штат филармонии. У меня тогда, честно говоря, было хорошее предложение и я собиралась уезжать в другой город. Но осталась. 

– Как у вас складываются отношения с органом?

– Мне кажется, он меня принял. Мне комфортно с ним, удобно, и кажется, что он лучший.

– Как вы в этом смогли убедиться?

– На гастролях. Выступала в Санкт-Петербурге, Иркутске. В Иркутске чуть не попала впросак. Приготовила мощную программу композиторов-романтиков, захожу в костел, где находится зал, а там милый маленький органчик с клавишами, как у клавесина: не черно-белыми, а бело-черными. Программу не изменить, она в афише, пришлось все быстренько переучивать, подстраиваться, убирать свой размах. И зрителям мое выступление понравилось. А вообще я не очень люблю ездить на гастроли, отрываться от своего инструмента.

– Любовь с первого взгляда?         

– Может, не любовь, но то, что омский орган мне как друг – это точно.  

– А бывает, что инструмент не в духе, не в настроении?

– Это зависит от ухода за ним. Нужно поддерживать режимы влажности, температуры. Зашли зрители в зал – температура подскочила. Нужно это учитывать, иначе звук будет другой.

Публику нужно удивлять

– Вы любите играть на органе в ансамблях?

– Очень люблю. Орган соло может звучать очень мощно, даже перекрывая звучание оркестра. А, например, с голосом – он тихий. Со скрипкой хорошо звучит, с виолончелью. Я даже играла на органе с саксофоном. Духовые и орган – родные инструменты, получается, как будто добавился еще один регистр. 

– А кто делает переложения музыки?

– Чаще всего я сама. Беру известное произведение, написанное не для органа. Скрипач, например, играет свою партию, а всю оркестровую партитуру я перекладываю для органа.

– Юбилейный VI Сибирский международный фестиваль весь был посвящен органу в союзе с другими инструментами. Чья идея?

– Это было мое предложение. Публику нужно удивлять и радовать.  

– Какую музыку вы больше всего любите?

– В каждой эпохе есть любимые авторы. Конечно, Бах. Старинная барочная музыка. А больше всего мне по душе композиторы-романтики – Франк, Лист. Может быть, оттого, что эта музыка у меня лучше получается.

– В Омске органисты – вы и молодой музыкант Кирилл Янковский. Есть дефицит профессионального общения?

– Мне нравилось, когда коллеги приезжали на все время фестиваля, слушали друг друга, обсуждали за «круглым столом». Но сейчас времени у всех мало: сыграли и уехали. Больше всего общаемся с Дмитрием Бардиным из Красноярска, Тарасом Багинцом из Екатеринбурга.

– К нам приезжали десятки органистов из разных стран. Кто произвел самое большое впечатление?

– Как ни странно, это не западные исполнители, где вековые органные традиции, а представители нашей школы – из России и бывших союзных республик. Органисты, работающие в соборах Европы, очень профессиональны, техничны на зависть. Но когда играл мой педагог Габит Несипбаев (он и в Омске был), в зале плакали. И киевлянка Ирина Калиновская своей блестящей темпераментной игрой вызывает эмоции. И японка из Калининграда, выпускница Московской консерватории Хироко Иноуэ, с которой мы играли в четыре руки. 

Хочу сыграть на клавесине

– Оксана, вы всегда сидите спиной к залу… А реакцию чувствуете?

– Конечно. Хотя не вижу. Однажды скрипачка говорит: «Женщина платочка от лица не отрывала». Так часто бывает, когда исполняешь «Адажио» Альбинони. Но многое может сказать и тишина в зале. Конечно, до сих пор бывает, что люди приходят на органный концерт в первый раз. Был смешной случай. После концерта стоим с ассистенткой на остановке, вокруг зрители. Но не узнают. И пожилая пара делится впечатлениями: «Какой хороший концерт! – говорит дама. – Только не понимаю, почему органистка по лавочке ерзала». Мужчина ей в ответ: «Она ногами играла». – «Неужели?». Этот культурный диалог рассмешил. А, с другой стороны, концерт-то понравился.

– Чего не хватает органистке Оксане Кулешовой?

– Клавесина. Тогда бы мы со струнным квартетом сыграли Вивальди. На органе «Времена года» звучат хорошо, но иначе. 

– Вы и на клавесине играете?

– Да. И в филармонии есть инструмент, но в нерабочем состоянии. Однажды мы его немного подправили и дали концерт. Даже в расстроенном состоянии звучание этого инструмента поразило публику.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиО свободе прессы в сереньких конвертах

Немного перефразирую классика: «Уж сколько раз твердили ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Каждый должен оставить свой след в истории Омска

Фонд «Город будущего» открывает в центре Омска общественную ...

Все авторы блогов

Loading...