Ефим Аркин: «Звонница» покажет в Сочи омский фольклор»

Ефим Аркин: «Звонница» покажет в Сочи омский фольклор»

Дата публикации 15 января 2014 12:30 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Фольклорный ансамбль «Звонница» – в числе четырех омских творческих коллективов, которые выступят в культурной программе Олимпийских игр в Сочи. Об этом событии и истории ансамбля длиной в 27 лет обозреватель «ОП» беседует с его художественным руководителем, заслуженным работником культуры России профессором кафедры хорового дирижирования и сольного пения ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Ефимом Аркиным.
Фольклорный ансамбль «Звонница» – в числе четырех омских творческих коллективов, которые выступят в культурной программе Олимпийских игр в Сочи. Об этом событии и истории ансамбля длиной в 27 лет обозреватель «ОП» беседует с его художественным руководителем, заслуженным работником культуры России профессором кафедры хорового дирижирования и сольного пения ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Ефимом Аркиным.

Все началось с «Лубка»

– Ефим Яковлевич, как «Звонницу» выбрали для выступлений на Олимпиаде?

– Наш коллектив представляет традиционную культуру Прииртышья, работает исключительно на местном фольклоре. И потому в 2011 году нам предложили участвовать в марафоне регионов, который проходил в Сочи. Выбор был сделан по его итогам.

– Вам уже известно, на какой площадке будете выступать?

– В течение последней недели Игр будем работать в Олимпийском парке. Это самое хорошее место – прибрежная, праздничная зона. Предполагаем, что у «Звонницы» будут отдельные выступления по 25 минут.

– Повезете в Сочи казачьи песни и пляски?

– Казачьи на Кубань не повезем. Это как в Тулу ехать со своим самоваром. Там свое казачество. Покажем в Сочи крестьянский фольклор, собранный в экспедициях по Омской области. Казачий репертуар – только часть того, что исполняет ансамбль «Звонница». За 27 лет выпущено 13 фабричных дисков омского фольклора, издано 4 монографии. Есть чем удивлять.

– 27 лет назад вы создали фольклорный коллектив «Лубок». Почему переименовали?

– В 1986 году я искал название, которого не было ни у кого. И нашел – «Лубок». Оно напоминало о ярмарках, а у нас в программе был театр Петрушки. Но в начале 90-х появились казачьи песни. Нам надо было ехать на конкурс «Голоса России». Я подумал: выйдут на сцену мужики с саблями, а название – «Лубок». Нужно искать другое. Так появилась «Звонница». А имя «Лубок» через много лет вернулось университетскому студенческому ансамблю факультета культуры и искусств.

В экспедицию за песнями

– Вас называют ведущим омским фольклористом. Это правда, что вы объехали сотни деревень и записали тысячи песен?

– Я этим занимаюсь много лет. Долго ездил один, потом со студентами. Случалось, за 10 дней удавалось 150 песен записать. Как повезет. Но я везучий. В 70-80-е годы еще не так трудно было найти пожилых людей, которые помнили старинные песни. Но и в 2006-2007-м мы со студентами еще собирали фольклор.

– Какая она, корневая сибирская песня?

– Разная. В Сибири нет моностиля. Откуда пришли переселенцы, то и привезли с собой. Приехал как-то в деревню Крестики Оконешниковского района, услышал отголоски донского пения. Казачья тематика, акающий, якающий говор: «Ой, казаяченьки гуляют!». Спросил, откуда предки? Говорят: «Мы чалдоны, деды наши с Дона».

А в Крутинском районе первые переселенцы – с российского севера. Их исполнение необычного стиля, сложного по ладо-гармоническому построению, очень напевное. Знаменитый Крутинский народный хор когда-то взял за основу песни более поздних переселенцев из Тулы, но сейчас вводит в репертуар и фольклор северян.

В гостях у «Бурановских бабушек»

– Вы часто работаете в жюри. Как относитесь к тому, что преподносят хоровые коллективы в качестве народных песен, народных костюмов?

– Костюмы чаще всего не похожи на народные. Любят у нас, чтобы было богато. А вот у нашей «Звонницы» ни золота, ни блесток, а всегда у зрителей неподдельный интерес к нашим костюмам, они скроены и сшиты специалистами по подлинным образцам. А что касается песен… Мало коллективов, которые ищут что-то незапетое. Берут шлягеры от Надежды Бабкиной, Хора имени Пятницкого. Кстати, так нынче популярная «Что ж ты, роза, вянешь без мороза» – вовсе не народная песня. Ее сочинил мой товарищ по Саратовской консерватории Миша Устинов. Пел ее сольно, под гармонь, очень обаятельно, камерно. И вот раскрутили в громкий шлягер.

Мне по душе, когда поют свое, омское – и самодеятельные, и профессиональные коллективы, такие как Омский русский народный хор. Материала для этого достаточно.

– А у найденных в глубинке и обработанных вами песен были истории всероссийской популярности?

– Были. Ансамбль «Звонница» выступал в зале им. Чайковского. И художественному руководителю Хора имени Пятницкого Александре Пермяковой так понравилась наша песня «Я на печке молотила» с моей хореографией, что она взяла ее в свой репертуар. Теперь ее поет вся страна, в том числе и наши местные самодеятельные коллективы. Никто, правда, не знает, откуда песня пошла, хотя Пермякова, в отличие от многих, источник указывает.

– Ансамбль «Звонница» выступал на международном Бурановском фестивале в Удмуртии. Как вам «Бурановские бабушки»?

– Понравились. Это этно-рок. И не новый эксперимент. Первым наложить фолк на рок попробовал Дмитрий Покровский с оркестром Пола Уитмена. Бабушки свежо прозвучали на Евровидении, потому что для конкурса это был совершенно необычный жанр. Аутентики на Евровидении не было, и вот появилась. Это сработало. А сами бабушки замечательные. Какие были до своей славы, такие и есть.

– Церковь на гонорары построили…

– Да. И остались простыми, неизбалованными всеобщим вниманием, обаятельными. Мы с ними встречались, разговаривали. Чувствуется, немножко они устали от всего этого шума. Но после выступления на Евровидении министр культуры Владимир Мединский позвонил руководителю региона и предложил на паритетных с министерством началах создать международный Бурановский фестиваль. Бабушки прославили свою Удмуртию.

– А выступление вашего коллектива им понравилось?

– Сказали, что очень понравилось.

Фольклор – любовь моя

– Ефим Яковлевич, вы городской человек. Откуда такая тяга к фольклору?

– Да, я коренной омич. Окончил «Шебалинку» по классу баяна. Первое знакомство с традиционной народной песней произошло в новогоднюю ночь 1974 года. В «Голубом огоньке» принимал участие ансамбль Дмитрия Покровского. Это был экспериментальный коллектив при Союзе композиторов СССР. Я был потрясен. Это было совсем не то, что я привык слышать в исполнении государственных хоров. В Саратовскую консерваторию я поступил на народное хоровое отделение потому, что уже был большой интерес к этому жанру. А мой профессор Лев Львович Христиансен воспринимал фольклор как дело своей жизни. И во время учебы на меня обрушилось все многообразие фольклора Советского Союза, потому что у нас были студенты разных национальностей.

– Ансамбль «Звонница» стал и семейным вашим делом?

– Да, есть семейственность. Жена Галина поет, пляшет и ведет театр Петрушки. Сын Эдуард, его жена Анна – артисты «Звонницы». И не мы одни здесь семьей. Елена и Виктор Крюковы, их сын Артемий, жена Артемия Ульяна.

– Корневая народная культура уходит. Много мы теряем?

– Много. Самоидентификацию. И весь мир движется в этом направлении. В широком быту традиционную культуру, наверное, уже и не восстановить. Но в локальном пространстве – исполнительском, научном, учебном – фольклор будет жить и поддерживать самобытность народа. Интерес к традициям то угасает, то вспыхивает ярко. И чем больше сегмент фольклора в культуре страны, тем лучше.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской областиЗачем продавать за бесценок объекты, которые нужны городу?

Недавнее заседание комитета Законодательного собрания по ...
Иван Сычев

Иван Сычевблогер, редактор geektimes.ruВремя первых: к премьере фильма

6 апреля 2017 года на экраны выходит фильм о космическом полёте ...
Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиДень суслика — 5, или Полет на Марс

Я уже говорил о своей любви к г-ну Сусликову? Повторюсь: я его ...

Все авторы блогов

Loading...