Русские со знаком качества

Русские со знаком качества

Дата публикации 22 января 2014 08:38 Автор Светлана Васильева

Пройдя через все испытания и войны, белорусский народ сохранил свою самобытность.
Пройдя через все испытания и войны, белорусский народ сохранил свою самобытность.

С 90-х годов в регионе работают национально-культурные объединения: сначала был создан центр «Верасы», а в 2010 году зарегистрирована национально-культурная автономия «Омские белорусы». Ее цель – сохранение традиций славянского народа. Как это удается, рассказывает заместитель председателя автономии «Омские белорусы» Валентина Шевченко.

Долгий путь в Сибирь

– Валентина Николаевна, принято считать, что белорусские фамилии оканчиваются на «ич». Что-то не так много таких в Сибири…

– Но много фамилий, оканчивающихся по-украински на «о», а на самом деле у них белорусские корни, и вместо «о» раньше был звук «а». Когда я слышу фамилии Литвиненко, Абушенко, Кулешовы, Ковали, могу предположить, что люди с этими фамилиями имеют белорусские корни. И моя фамилия по мужу Шевченко в Беларуси звучала бы Шавченка. 

– Ваши предки – из сибирских переселенцев?

– Да. Но в моей семье в отличие от многих было несколько путешествий в Сибирь и обратно на белорусскую землю. История – как киносериал. Мои дедушка и бабушка во время Столыпинской реформы приехали в Исилькуль. Мама в 1908 году родилась уже здесь. Врезалось в память ее детское воспоминание: однажды в дом постучался беглый каторжник, и сердобольная бабушка согласилась его накормить и укрыть. Когда пришли жандармы, она села прясть куделю, а гостя спрятала под юбкой. Дети сидели ни живы ни мертвы, а жандармы, обшарив избу, ничего не нашли.

Муж бабушки Кати Андрей ушел на германскую войну и попал в плен. А сама бабушка умерла при родах, и ребенок не выжил. Мама и ее старшая сестра остались сиротами. Приехала из Гомельской губернии бабушка, забрала мою маму. А старшую Матрену оставила – очень уж просила ее себе в дочери бездетная пара. Так на всю жизнь у нас в Омской области осталась родная душа.

– Значит, вы родились и выросли в Белоруссии?

– Да. Когда дедушка вернулся с войны, он сказал моей, еще маленькой маме: «Учись делать все сама по хозяйству, чтобы нам работников не нанимать. И мама все умела: пахать, косить, забор городить. Замуж вышла за Николая Ковалева. Она неграмотная, а у отца было четыре класса церковно-приходской школы. Он работал председателем сельсовета, потом в райсобесе.

– Что вновь вернуло семью на сибирскую землю?

– Чернобыль. Авария была в 90 километрах по прямой от нашего дома. Я работала заву-чем в школе, жена директора, педиатр, сказала: «Если можете, увозите детей». И я отправила детей в Омск, куда раньше переехали тетя и две мои сестры. Папа хотел вернуться в Сибирь, но не довелось. А маму, которой под 80, спрашиваю: «Ну что, поедем?» – «Поедем, дочка». Через полгода вслед за детьми и выехали. Помню, разгружаем контейнер, а мама говорит: «Вот ты с двумя ящиками приехала». А я девочкой из Сибири везла вагон добра – и зерно, и валенки, и кожухи (тулупы).

О довольстве в Сибири у нас в Белоруссии легенды ходили. Помню, старшая сестра Лида рассказывала, как побывала у тети Веры в исилькульском селе Пробуждение: «У нас на чердаках солома лежит, а у нее зерно. Мы ходим кур кормить с баночкой зерна, а она насыпала в подол – и как сыпанет, без меры».

Чтить традиции предков

– Раз в вашей белорусско-сибирской семье вы дольше всех жили на родине, значит, и национальные обычаи хорошо знаете?

– Знаю и вижу, где и как в Сибири их сохраняют. Вот, например, вышивка. Наши полотенца к иконам вышивали буквой П и называли фиранками. Яркие, разноцветные, с использованием не только креста, но и глади. Праздничные платки-хустки тоже должны быть яркими, такими, как у нас говорили, чтобы вся улица цвела. Платки эти были гарусными: не выгорали, не садились. Храню мамин, ему лет 40, а по-прежнему хорош. Еще в белорусских домах женщины ткали.

– Сегодня можно научиться белорусским ремеслам?

– У нас в автономии «Омские белорусы» кружок ремесел ведет Людмила Шумик. Она уникальный мастер рогозоплетения. Рогоза – это болотный тростник. Из него получаются замечательные куклы, фигурки птиц, зверей. На выставках эти работы всегда привлекают внимание. Людмила Павловна – профессиональный художник, окончила худграф, вся ее жизнь связана с творчеством.   

– А кто собрал народные песни?

– Первый руководитель автономии «Омские белорусы» Любовь Тимошенко тоже подошла к этому профессионально. Она подала заявку на грант, чтобы создать при областном колледже культуры и искусства лабораторию по изучению истории появления белорусов-самоходов на территории Омской области. Руководит лабораторией Наталья Добрынина. Здесь же, в колледже, родился ансамбль «Славянский венок». Среди его студентов есть и белорусы. Ансамбль постоянно в поиске песен. Их помогает нам найти, например, фольклорист ОмГУ Ефим Аркин. Например, собрана коллекция волочебных песен. Это пасхальные песнопения, которые исполняют мужчины, посещая дома односельчан. Таков старинный белорусский обычай.

– А какие еще обычаи нам мало знакомы?

– На Троицу девушки плетут венки, делают крестики из соломки, ходят хороводом вокруг берез, и обмениваются крестиками. Это называется куменьем. Отныне они близкие люди. Обязательно готовят троицкую яичницу – огромную, на всех. На Масленицу делали большую куклу в национальном костюме – Масленку. Ее в костре не сжигали. На Ивана Купалу – это была Купалка.

На Рождественские колядки ходят, переодеваясь в журавля, козу, медведя, петушка. Образ журавля – по-белорусски жерова – есть на колодцах белорусов. А символ семейного очага – аист (бусел). Есть такая легенда: «Бог дал человеку узел с животной нечистью – лягушками, ужами – и сказал: «Отнеси на болото и выброси». А человек полюбопытствовал, развязал мешок. «Вот теперь ходи и всю жизнь собирай», – сказал Бог. И тогда аисты пришли людям на помощь. Они ловят лягушек и ужей на болотах. В Беларуси на столбы кладут колесо, чтобы аисты гнездились. И годами с юга прилетают на свое место одни и те же птицы.



Побратимы Гомеля

– Земля Беларусь полита кровью солдат и партизан и в 1812-м, и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. Я знаю, что вы чтите ветеранов-омичей.

– В омском Доме дружбы по инициативе автономии были вручены юбилейные медали «70 лет освобождения Республики Беларусь» от немецко-фашистских захватчиков». Провели встречу с участником Парада Победы на Красной площади 9 мая 2010 года Афанасием Кухтиным.

«Омские белорусы» – организаторы и участники митингов, посвященных Дню партизан и подпольщиков, 120-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерала Дмитрия Карбышева. Наши ветераны – частные гости в школах № 90 и 96. Работаем с советом общественной организации узников фашистской неволи. Не раз проводили встречи памяти жертв Хатыни. В нынешнем году готовим художественно-литературную композицию к 22 марта. Вечер пройдет в техническом университете.

– Есть ли в Республике Беларусь город-побратим Омска?

– Это Гомель. Около Свято-Никольского казачьего собора делегацией Гомеля посажены деревья – об этом можно прочесть на памятных табличках.

– Русские и белорусы очень близки. А какие черты отличают белорусов?

– У «Песняров» есть рок-опера про Ваньку-Встаньку. Народ столько вынес испытаний, войн, но не согнулся. Его бьют, а он встает. Потому и трудности в Сибири выдержал. Президент Лукашенко сказал: «Белорус – это русский со знаком качества».

Кстати
Общая численность белорусов – около 9,4 миллиона человек. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются доминирующей национальностью. (В 2009 году – 83,7%.) Значительное число белорусов населяют смежные с Беларусью территории России, Польши, Украины, Латвии и Литвы. Также широко расселены по территории бывшего СССР. Считается, что этноним «белорусы» произошел от названия части древнерусских земель – Белая Русь. Белорусов называли также литвины, поляки, русины, пинчуки, полещуки, полесяне, а в Сибири – бульбашами (по-белорусски «картошка» – «бульба»).
В конце ХVIII века после вхождения белорусских земель в состав Российской империи началось переселение белорусов в Сибирь. А после разгрома восстания в Польше 1830–1831 годов в Зауралье было сослано немало участвовавших в нем представителей белорусской шляхты. В 1840–1850 годах произошло массовое добровольное переселение белорусских крестьян. Эти переселенцы называли себя панцирными боярами. Еще волна: ссыльных белорусов – поле польского восстания 1863–1864 годов и добровольных переселенцев – в ходе Столыпинской аграрной реформы. С 1885-го по 1915 год в Сибирь переселилось более 600 тысяч белорусов. Движение белорусов в Омское Прииртышье шло и в 1930 годы, ехали в надежде спастись от коллективизации. Белорусы были и в числе целинников.
Большинство выходцев из Белоруссии оседали в Тарском уезде. К 1926 году здесь существовало 165 хуторов, населенных белорусами. По переписи 1959 года, в Омской области насчитывалось 9634 белоруса, в 1970-м – 9977, в 1989-м – 10 964, 2002-м – 9075. Сегодня в области около 4 тысяч белорусов. Снижение объясняется ассимиляцией с русскими. Как и в случае с украинцами, браки русских с белорусами никогда не считались межнациональными, а дети от таких браков в России считают себя русскими. Сегодня половина белорусов региона – горожане.


Визиты дружеские и деловые


Фото с сайта bdg.by

В 1998 году наш регион посетил президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. В Историческом архиве Омской области хранятся 144 видеофильма об этом событии!
Встречали батьку в аэропорту хлебом-солью под здравицы Омского хора. Первый визит – в парк Победы, где президент Беларуси возложил венки к памятникам павших в Великой Отечественной войне.

Гость побывал на объединении «Полет», встретился с руководителями предприятий, где заявил о своей позиции: «Я категорически против ухода государства из экономики». Овацией завершилась часовая встреча Александра Лукашенко с представителями белорусской диаспоры области, тогда насчитывающей одиннадцать тысяч человек. Всеобщее внимание привлек и хоккейный матч с участием президента Беларуси, в котором он забил две шайбы.

В восстановленной Серафимо-Алексиевской часовне были зажжены три свечи, символизирующие славянское единство, одна – от белоруса Александра Лукашенко, другая – от русского Леонида Полежаева, третья – от украинца владыки Феодосия.

Белорусские делегации побывали в Омске в 2004-м, 2010-м.

А в прошлом году состоялся визит омской делегации во главе с губернатором Омской области Виктором Назаровым в Беларусь. Президент Лукашенко на встрече с омичами назвал нашу область одним из ведущих регионов России и среди перспективных направлений работы отметил совместные проекты по производству техуглерода и медицинских изделий из льна.

Общение продолжилось и летом 2013 года в Омске. Речь шла о больших новых совместных проектах, например по производству сельхозтехники. А что касается повседневных товаров, произведенных в Беларуси, то они не уходили с прилавков и постоянно присутствуют в нашей жизни. Спросите омичей, многие скажут об одежде, трикотаже, белье: «Белорусское – значит, отличное».

Храмостроители


Фото с сайта rmx.ru

На омском севере есть два храма, которые называют жемчужинами деревянного зодчества: церковь Александра Невского в Екатериновке Тевризского района и церковь Василия Блаженного в Вятке Усть-Ишимского района. Оба храма построили белорусы, объединившиеся в артели мастеров по возведению храмов.

В Екатериновке, образованной в 1897 году выходцами из Гродненской и Могилевской губерний, храм открыл двери в 1904 году. Все, кто был там тогда и в течение ста с лишним лет спустя, единодушно говорят об этом произведении зодчества как о шедевре. Яркое, с резьбой и узорными решетками здание не снесли даже в годы богоборчества – руки не поднялись. Правда, нашлись люди, что в 1939 году сбросили колокола со звонницы и разбили стеклянный свод с выложенным на нем крестом. А в 1982-м, еще в пору государственного атеизма, благодаря напору председателя местного колхоза «Путь большевика» Владимира Чернова началась реставрация. Он сумел доказать на заседании Тевризского райкома КПСС, что церковь Александра Невского – это бесценный памятник архитектуры. Работы провела бригада из шести киевских реставраторов. С 90-х годов ХХ века здесь вновь идут службы.

А построенный также из дерева, без единого гвоздя, храм Василия Блаженного в деревне Вятка был освящен в 1911 году. Возводился он по проекту, разработанному в Санкт-Петербургском университете, на постройку деньги были выделены из переселенческого фонда. В 1937-м храм был закрыт и разорен. Возродили храм в 1996 году и ныне стал центром скита Большекулачинского Свято-Никольского монастыря.

Два северных храма хранят память о своих созидателях-белорусах, которые, как принято в православии, молитвенно поминаются на каждой службе.

Иван Черский – первый омский геолог

Ивана (Яна) Черского на родине считают «выдающимся сыном земли белорусской». Так написано на табличке, установленной на месте родового имения Черских на Витебщине.

Будущий ученый – геолог, географ, палеонтолог, исследователь Сибири в юности, будучи студентом в Вильно, принял участие в Польском восстании 1863 года и был осужден на службу в Сибири. В Омске он служил солдатом в Западно-Сибирском линейном батальоне, а потом денщиком в офицерском собрании. Здесь познакомился с естествоиспытателем А. Чекановским, географами Григорием Потаниным и Александром Миддендорфом. Собрал богатую коллекцию ископаемых раковин.

В Омске на берегах Иртыша и Оми прошли его первые геологические и палеонтологические исследования на площади более 1000 кв. километров. Здесь же появился его первый научный труд «Очерк геологического строения окрестностей города Омска». Берег Иртыша с геологическим обнажением в районе Новой Станицы ныне носит имя Берега Черского. В Историко-краеведческом музее хранятся и были выставлены к юбилею Ивана Дементьевича фотографии его жены и сына, а также найденные Черским в окрестностях Омска останки млекопитающих четвертичного периода.

Уволившись со службы в 1869 году, Иван Черский еще два года давал уроки и занимался исследованиями в Омске, а потом переехал в Иркутск. В числе его дальнейших сибирских работ – составление геологической карты Байкала, исследование Сибирского почтового тракта. Он был в экспедициях на Восточном Саяне, сплавлялся по реке Иркут и изучал долину реки Селенги, Нижнеудинскую пещеру, области рек Индигирки и Яны, сплавлялся по Колыме.Имя Черского сегодня носят поселок в Якутии, два горных хребта в Сибири, две горные вершины, берег Байкала в Баргузинском заповеднике, проезд в Москве, улицы в Иркутске, Вильнюсе, Верхнедвинске и поселке Зырянка, Иркутское товарищество белорусской культуры.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской областиЗачем продавать за бесценок объекты, которые нужны городу?

Недавнее заседание комитета Законодательного собрания по ...
Иван Сычев

Иван Сычевблогер, редактор geektimes.ruВремя первых: к премьере фильма

6 апреля 2017 года на экраны выходит фильм о космическом полёте ...
Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиДень суслика — 5, или Полет на Марс

Я уже говорил о своей любви к г-ну Сусликову? Повторюсь: я его ...

Все авторы блогов

Loading...