Неизвестная война

В Омском историко-краеведческом музее открылась выставка из фондов Государственного исторического музея «Последняя война Российской империи».
Подвиг за подвигом

В 2014 году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны. Ее называли германской, империалистической, а спустя годы – неизвестной и забытой.
А во время хода боевых действий наши соотечественники писали о ней: Великая война. Ее участниками были 33 государства, она привела к   невиданным прежде человеческим жертвам, крушению четырех империй и возникновению нового мирового порядка.

На выставке – фотографии, документы, карты, плакаты, рисунки современников, открытки, письма. Все экспонаты повествуют о сражениях, героях, подвигах, фронтовых буднях, о жизни в тылу, политических настроениях, благотворительности – обо всем, что передает дух времени.

Кто для нас стал символом воина в Великую Отечественную? Литературный герой Василий Теркин? Реальный Александр Матросов? Каждый школьник назовет еще с десяток имен. А героев Первой мировой даже взрослые затруднятся назвать. Поэтому каждый подвиг и каждая судьба – открытие.

Например, все слышали про такую фигуру высшего пилотажа – «петля Нестерова». А этот доблестный летчик погиб, впервые в мире совершив таран неприятельского самолета. И был выпущен плакат во славу героя, чтобы Россия знала о подвиге и помнила.

С портрета подпрапорщика Калистрата Панченко на нас смотрит простое крестьянское лицо. Отнюдь не богатырем был боец 13-го Сибирского стрелкового полка, но заслужил две Георгиевские медали и четыре Георгиевских креста. Впечатляет описание его подвигов. 12 февраля 1915 года был опасно ранен в бою, но до конца оставался в строю, потом ушел на перевязку, после чего вернулся в часть. 4 июня 1915 года, командуя взводом, выбил противника штыковым боем из окопов. Будучи окружен, не растерялся, ободрил своих подчиненных, бросился в штыки, пробил цепь неприятеля и вывел людей своего взвода. И таких записей много. Месяц за месяцем – подвиг за подвигом.

Храбрость на поле боя продемонстрировал член императорской фамилии князь Олег Романов. Он погиб в сражении с неприятельским разъездом – выехал на коне навстречу один против многих. В начале войны Россия демонстрировала единство народов и сословий.

Конфеты с портретами

«Граждане! В город прибудут раненые воины. Надо их встретить и приютить». Это листовка из омской истории.  Есть и редкие фотографии: группа пленных австрийцев прибыла в Омск 10 августа 1915 года. Экспозицию из Москвы дополняют экспонаты Омского историко-краеведческого музея.

Тыл поддерживал фронт очень активно и в ныне забытых формах. Средства на помощь армии собирались на пасхальных базарах, в лотереях-аллегри. Можно увидеть такой выразительный плакат: «Жертвуйте на противогазы и медикам для лошадей и санитарных собак!». Поражает письмо из плена, адресованное в Москву княгине Щербатовой. Солдат Федор Ксенофонтов благодарит за гостинцы и просит раз в месяц присылать сухари, сахар и чай. Вообще, письма из плена довольно спокойные, с приветами всем родным и уверенностью в скорой встрече. В этом смысле Первая мировая была гуманнее Второй.

Любопытно рассматривать обертки шоколадных конфет «Доблестная армия» с лубочными солдатами России, Франции, Бельгии, Японии. Лубок как искусство для народа был самым востребованным жанром изобразительного искусства. Было даже издательство в Москве «Сегодняшний лубок». Вот образец его творчества:

Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой.
Да казак Данило Дикий
Продырявил его пикой.
И ему жена Полина
Шьет штаны из цепелина.

Но не только шутки поднимали боевой дух. Война – это квинтэссенция веры и чаяний народа. Никто не сомневался в справедливости войны, по крайней мере, в ее начале, и потому люди были готовы к знамениям с неба, возвещающим о победе. Такое произошло накануне боя под Августовым в Польше 1 сентября 1914 года. Воины двух частей видели в небе явление Богородицы с младенцем. Все встали на колени. И русской армии удалось занять августовские леса, выдержать немецкий контрудар и в начале октября вступить на территорию Восточной Пруссии. В следующем году по благословению митрополита Макария Невского была написана икона Богородицы «Августовская».

Хотели ли русские войны?

Война могла быть победоносной, но закончилась позором страны – Брестским миром, отторгнувшим у России территорию в 780 тысяч квадратных километров с населением 56 миллионов человек – треть населения Российской империи. Большинство территорий, в их числе Украина, должны были превратиться в протектораты Германии. Поколения детей учили, что война не была нужна народу, с нее бежали, братались с противником. Это сделала революция в тылу воюющей страны. Однако не все готовы были помогать поражению своего правительства даже в революционное лихолетье. Вот свидетельство студента консерватории Сергея Швайковского, который в письме «милой маме» рассказывает о событиях октября 1917 года в Первопрестольной. Он пишет, что толпа с пением «Марсельезы» двинулась на Театральную площадь, где стали говорить речи: «Кто-то начал говорить: «Долой войну!» – но его чуть не побили». Нет, не готовы были люди к бесславному поражению. Они знали о германских амбициях. А мы можем на выставке с ними познакомиться на   карте  «Чего хочет Германия». «Царь Европы» Вильгельм II хотел очень многого, вплоть до островов в Индийском океане, Кубы и части Южной Африки. А потерял даже свою корону. Такова диалектика истории.

Выставка дает повод задуматься о многом.
©
URL: http://omskregion.info/news/24113-neizvestnaya_voyna/
Дата публикации:25/06/2014 08:34
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев