Императрица танца

Императрица  танца

Дата публикации 16 июля 2014 11:55 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Спектаклем «Голландочка» Омский музыкальный театр отметил 100-летие балетмейстера, заслуженного деятеля искусств России, кавалера орденов «Знак Почета» и Дружбы народов, почетного гражданина Омска Валентины Яковлевны Тулуповой (1914–2003 гг.).
В одной жизни – история двух театров

Валентину Яковлевну называли императрицей танца, ее все знают как одного из основателей Омского театра музыкальной комедии. Но мало кому известно, что ее можно именовать ветераном и Академического театра драмы. В 1934 году на старейшей омской сцене был Государственный синтетический театр под руководством Торского, куда была принята солистка балета Валя Тулупова. Слово «синтетический» тогда не имело никакого отношения к химическим волокнам. В названии театра оно означало синтез жанров.

На одной сцене ставились оперы, оперетты, драматические спектакли. В 30-е годы это было распространенным и модным экспериментом. Удивительно, но Валентина Яковлевна утверждала, что часто одни и те же актеры исполняли роли в операх, опереттах, драматических спектаклях. А мужем Валентины стал тенор Петр Бархаш – красавец, по амплуа, естественно, герой.

Она рано осталась без родителей и в 15-летнем возрасте уже вышла на сцену. Впрочем, папа, железнодорожный инженер дороги Петропавловск – Омск (по тем временам, конечно, интеллигент, образованный человек), сделал немало для будущего дочери: он отдал ее в частную восьмилетнюю балетную школу Бранкович, которая работала в здании, где ныне находится Органный зал. Валентина ее окончила в тот же год, что и среднюю школу.

– Только два года я была «кордяшкой», а потом уже всегда солисткой, – вспоминала начало своей карьеры Валентина Яковлевна.

В ее молодости было немало театров. Дебютировала в Иркутском театре оперы и балета. Потом работала в Ташкенте, где окончила экспериментальный балетный класс при театре. Танцевала до Омска в Хабаровске.

В 1935-м, когда расформировали Омский синтетический театр, поехала работать в Куйбышев, затем в Сталинград. Здесь и застала война.

Новелла о любви


Был у балетмейстера Тулуповой балет «Мгновенья», состоящий из хореографических миниатюр. Одна из них называлась «Мечта». Он и Она под лучами прожектора тянутся друг к другу издалека. Вот в мечтах они вместе, соединились в движениях, полных ласки и нежности. Но лирический дуэт заканчивается – двое расходятся в темноте. Увы, это была только мечта. Новеллу о любви, поставленную на музыку Евгения Крылатова, танцевали солисты Музыкального театра Наталья Торопова и Олег Карпович. А до них танцевали другие, и жила миниатюра «Мечта», тридцать лет трогая сердца новых зрителей.
Поставила этот балет Валентина Яковлевна про себя и своего мужа, потерявших друг друга в войну и четыре года мечтавших о встрече. Случилось это так.

Петр Бархаш ушел добровольцем на фронт, когда прозвучал клич: «1000 коммунистов Сталинграда – на защиту Москвы!». Удрал из дома ночью, чтобы не прощаться, не видеть Валины слезы. Полагал, что оставляет жену в тылу. Из этого «тыла» она выбралась чудом. За сутки немецкие самолеты превратили город в руины, по Волге текла горящая нефть, но толпы людей устремились к реке, где их расстреливали с самолетов на бреющем полете. Ей посчастливилось вскочить на переправу с военными. А потом пришлось 200 километров идти пешком до Камышина, пить из луж, питаться сырой картошкой. В трюме парохода ехала в Казань. Что делать дальше, было не ясно, и Валя Тулупова пошла в военкомат: «Возьмите меня на фронт». – «А что вы умеете?» – «Танцевать. Я солистка балета».

В ответ смеялись от души. Но в армию взяли – сначала разносить письма, газеты, а затем в армейский клуб. А в Подольске, куда ее послали, уже был танцовщик из хора им. Пятницкого – вышла пара. Особенно хорошо удавался им русский перепляс. Исполняли его в кирзовых сапогах и гимнастерках, сцена – два грузовика со сброшенными бортами. Но аплодисменты-то настоящие, искренние!

Когда Валя и Петр нашли друг друга и встретились, они начали жить словно заново. И опять в Омске, потому что в 1946-м у нас открылся Театр музыкальной комедии.

200 спектаклей, 180 – удачных

Как-то Валентина Яковлевна взялась и из интереса подсчитала, сколько ею сделано. Вышло: она как балетмейстер поставила 200 спектаклей (как сама отмечала, 180 из них – удачные), 525 балетных номеров, 731 актерский танец.

А балетмейстером ведущую солистку сделал случай. В 1950-м в театре случился кризис. Последний балетмейстер уехал, танцовщики разбегались. Некому было ставить музыкальную комедию «Трембита». У Валентины уже был кое-какой опыт постановки танцев в других городах, и когда на роль балетмейстера в своем театре сначала стали уговаривать не ее, было даже немножечко обидно. Вскоре, правда, руководство театра и к ней обратилось: не поставит ли она хотя бы только актерские номера? Тулупова ответила: «Не знаю, получится ли». Но просили настойчиво: «Кроме тебя, некому».

– И вот взялась я ставить 13 актерских номеров, и как будто всю жизнь этим занималась.
А потом говорят: «Ну еще хотя бы один балетный номер!» Сделала всю хореографию этого спектакля, и меня, не спросив моего согласия, назначили и. о. балетмейстера театра. Я так плакала: «Я же танцевать хочу!» Успокаивали: «Вы будете и танцевать». Но совместить две профессии невозможно. Потом были спектакли «Рядом с тобой», «Табачный капитан», и очень быстро меня сделали главным балетмейстером.

– Прекрасная это профессия, – отмечала Валентина Яковлевна. – И редкая. Нас, балетмейстеров, очень мало. Сочинять танцы нельзя, не изучив историю того или иного народа, лексику его хореографии. Я всю жизнь училась. Еще девочкой в Ташкенте брала уроки у воспитанниц Вагановой – Обуховой, Даниловой. А когда меня сделали балетмейстером, муж возил меня на консультации в Москву к Моисееву, Голейзовскому. На это не жалко было и отпуск потратить. Болгарские танцы я изучала в Болгарии, чешские – в Чехословакии, польские – в Польше. В народном танце не должно быть приблизительности, надуманности. Иначе получится не русский, например, танец, а «а-ля рюс», что мы часто и видим. А я стремилась фантазировать на основе традиций. Рисовала движения на бумаге, расставляла на столе оловянных солдатиков, придумывая комбинации. Ох, тяжкий у нас труд! Но я им жила, сочиняла танцы даже во сне.

Все худели и красились в блондинок


О ее требовательности в Музыкальном театре ходят легенды. Никто в балете не смел потолстеть. Танцовщицы кордебалета должны были выглядеть как куколки. Она даже заставляла всех краситься в блондинок, чтобы на сцене все были личико к личику, никакой пестроты. Добилась в Министерстве культуры, чтобы омскому театру разрешили иметь балетную труппу в 30 человек, когда во всех других было по 14-18 танцовщиков. А как пестовала солисток! Валю Загуменную увидела в 15 лет на самодеятельной сцене. Девочка была сиротой из детдома, жила у тетки. Тулупова открыла в ней талант, полюбила и сделала из нее звезду омского балета. Светлана Маслак училась у Тулуповой с 13 лет. Светлану Кедровскую она нашла в школе у своей сестры-завуча. Ее любимыми ученицами были и Тамара Азарьянц, и Тамара Тзапташвили. У всех разные индивидуальности и своя интересная судьба на сцене.

Когда ей исполнилось 85, Валентина Яковлевна хотела, чтобы ее юбилейный вечер назывался «Моя жизнь в моих учениках». Так и вышло. Выступали не только ее воспитанники, но и ученики учеников – из школы искусств № 3, ансамбля «Мечта». Считай, балетные внуки. Потому что не будет преувеличением сказать, что все ниточки омской хореографии от нее тянутся. Начиная от самодеятельности, где она с 1946 года – бессменный участник и председатель жюри на самых крупных омских конкурсах, и до солистов Музыкального 2000-х – все учились у «императрицы танца». Леночку Шихову она привезла в Омск, когда открывался Музыкальный театр. Юной ученице знаменитого балетного педагога Сахаровой предлагали работу в Горьковском оперном театре, но Тулупова уговорила и ее, и педагога, и руководство Пермского хореографического училища. Так в Омске появилась талантливая исполнительница ведущих партий в балетных спектаклях.

У Тулуповой танцевали все: и певцы, и хор. Валентина Шершнева, смеясь, рассказывает, как пришла на прослушивание в Омский музыкальный. В зал вошла главный балетмейстер, посмотрела и сказала: «Берем! Какие ноги!» А много лет спустя к юбилею Шершневой Валентина Яковлевна приготовила поздравление и написала: «Танцующей певице и поющей балерине».

Ее нежно любили в театре. А сама Валентина Яковлевна говорила, что жалеет только об одном: рано ушла из театра. Рано – это протанцевав на сцене 20 лет, проработав еще 32 года главным балетмейстером и семь лет – балетмейстером.

Организованный романтик


Большим другом Тулуповой была академик Валентина Павловна Бисярина. Жили в одном доме, друг над другом, обе Валентины, обе родились в июле, работали вместе в Комитете защиты мира, были депутатами горсовета и получили звание почетных граждан Омска. Каждая из женщин стала яркой личностью в своей области. И вот, что однажды написала Валентина Павловна Бисярина в книге отзывов выставки, посвященной творчеству Тулуповой: «Я давно знаю Валентину Яковлевну. Она большая труженица, настоящий мастер балетного искусства, человек большой душевной щедрости и обаяния. Валентина Яковлевна – натура образованная, возвышенная и романтическая…» Редкостное сочетание – трудолюбие, организованность и душевная приподнятость. Это удивительно привлекало и обязывало в общении с ней».

А спектакль «Голландочка» с хореографией Тулуповой идет в театре с 1986 года.



КСТАТИ

Валентину Яковлевну приглашали ставить спектакли в разных городах. Звали и на постоянную работу. Причем не куда-нибудь, а в лучшие театры оперетты, например, в Екатеринбургский, и в солнечные, теплые города – Краснодар, Одессу. Директор Одесского театра (у Тулуповой в архиве хранилась целая пачка писем и телеграмм от него) просто умолял приехать. Дрогнула, уже подумывала – не принять ли предложение. А ее в Омске орденом наградили. Решила: «Никуда я не уйду из своего родного театра. Вся жизнь в Омске и могила мужа тоже здесь…»
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской областиЗачем продавать за бесценок объекты, которые нужны городу?

Недавнее заседание комитета Законодательного собрания по ...
Иван Сычев

Иван Сычевблогер, редактор geektimes.ruВремя первых: к премьере фильма

6 апреля 2017 года на экраны выходит фильм о космическом полёте ...
Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиДень суслика — 5, или Полет на Марс

Я уже говорил о своей любви к г-ну Сусликову? Повторюсь: я его ...

Все авторы блогов

Loading...