Амангельды Шакенов: «Я человек двух культур»

Амангельды Шакенов: «Я человек двух культур»

Дата публикации 3 апреля 2012 09:11 Автор Светлана Васильева

На его полотнах – березы и кони, православные храмы и мечети, виды старого Омска и пейзажи бескрайней Великой степи, портреты русских и казахов. В творчестве художника Амангельды Шакенова без споров и противоречий сошлись Запад и Восток.
На его полотнах – березы и кони, православные храмы и мечети, виды старого Омска и пейзажи бескрайней Великой степи, портреты русских и казахов. В творчестве художника Амангельды Шакенова без споров и противоречий сошлись Запад и Восток. Он сам себя называет человеком двух культур.

ДЕТСТВА ЯРКИЕ МГНОВЕНЬЯ

В родном ауле Чукут Шербакульского района его при рождении нарекли Уразбаем. Шел 1943 год, с фронта неожиданно вернулся домой дядя. Он был учителем, сельских педагогов не хватало, вот его и отправили с передовой работать по специальности. По такому радостному случаю младенца переименовали. «Амангельды» – означает «благополучно приехал».

На многих полотнах Амангельды Шакенова – картины, с детства запечатлевшиеся в памяти. Айтысы – песенные состязания, байга – конные.

На коня мальчика посадили в шесть лет. В скудном на житейские блага послевоенном детстве яркой вспышкой радости остались походы в ночное. Ребятам доверяли вывести лошадей на пастбище в степи. Иногда они, тайком от взрослых, устраивали соревнования. Если бы старики узнали – попало бы по первое число, ночью кони должны отдыхать. Но им хотелось, чтоб все, как у взрослых, на байге. Отец – председатель колхоза, а мать разнорабочая. Труднее дела, чем у нее, – поискать. Жена руководителя хозяйства возила на быке воду на поля: ее – много требовалось для колесных тракторов. Амангельды с малолетства – с нею. Потом он напишет портрет матери – внешне хрупкой, но сильной духом женщины с натруженными руками. Этот выразительный образ скромной неизбалованной матери пятерых детей, которая никогда не роптала на судьбу, – сыновний поклон Амангельды Шакенова. Спустя годы он создает картину «У памятника Евдокии Акатьевны Ларионовой» – русской крестьянки-матери, потерявшей на фронте семерых сыновей и не уронившей достоинства в страшном горе.

КАК ОН СТАЛ ХУДОЖНИКОМ
Уроки рисования в школе, как и пения, физкультуры, были нагрузкой для учителей основных предметов. Заочными наставниками стали великие – мальчик копировал из учебника работы знаменитых художников, например Репина. О холстах и красках в ауле не было речи. Амангельды прочитал в книжке, что можно картон пропитать маслом. Конечно, он был в ауле белой вороной – единственным, кто интересовался искусством. 10 классов оканчивал в Боголюбовской школе Марьяновского района, жил в интернате. Получил аттестат – и в Москву, в Суриковский институт. Привез пейзажи, портреты, написанные с натуры. Преподаватели посоветовали сначала поступить в Московское художественное училище имени 1905 года.

– И они были правы, у меня же не было никакой подготовки, – говорит художник. – А я обиделся и уехал – в Омск, на худграф Пединститута.

ХУДГРАФ НАВСЕГДА
Его дипломная работа называлась «Джайляу». Воспитанник русской классической школы в поисках своего творческого почерка решил обратиться к казахским национальным традициям, чтобы представить их красоту и поэзию. Джайляу – летние пастбища, летовки, куда выезжают родами, аулами. Уже оседлые потомки кочевого народа ведут образ жизни такой же, как предки в глубине веков. На этюды Шакенов поехал в Казахстан, туда, после ликвидации малых деревень и аулов, переселились родители. В Казахстане дядя был директором школы, родной брат – чабаном. Амангельды привез 15 графических листов, выполненных гуашью. А дипломная картина поражает яркостью красок. Юрты, ковры, чаепитие в степи написаны открытым цветом. Что ж, художники издавна стремились на юг, чтобы «очистить палитру».

– Меня критиковали.
Я послушался и стал усложнять цветовые решения, – говорит Амангельды Шакенов.

Кисть становилась уверенней, что-то менялось в творческой манере, но самобытность молодого художника Амангельды Шакенова с первых шагов в творчестве выделила его в ряду коллег-выпускников худграфа. Алексей Николаевич Либеров сразу пригласил его на преподавательскую работу. Тогда, в начале 70-х, стать художником было непросто.

– При Союзе художников было молодежное объединение, в котором нужно было заявить о себе перед вступлением в Союз, – вспоминает Амангельды Шакенов. – К 1975 году я участвовал в нескольких зональных, трех или четырех республиканских выставках и, конечно, во всех областных. Потом обязательна была претендентская выставка – тех, кто подал заявление на вступление в Союз. Ее обсуждали на общем собрании организации и голосовали за каждого тайно. Бывало, отказывали в приеме. После собрания документы с фотографиями творческих работ отправляли в Москву. У меня все прошло гладко, рекомендации мне дали А. Н. Либеров и А. А. Чермошенцев. Своими учителями я также считаю Геннадия Штабнова, Станислава Белова, Михаила Слободина. Но у нас тогда было столько маститых художников, что у каждого было чему поучиться. Мы, молодые, бегали по коридорам Дома художника и радовались, если кто-то из старших товарищей одарит красками, холстиком – все это было тогда в дефиците, за всем ездили в Москву. Но время было замечательное – ездили на творческие дачи на два месяца, причем бесплатно, бывали в творческих командировках.

Спустя годы Амангельды Шакенов войдет в правление Омского отделения Союза художников России, а с 2001-го по 2004-й возглавит его.

И будет озабочен приемом в Союз, помощью молодым. Впрочем, давать путевку в жизнь – его постоянная работа: ассистент, старший преподаватель, доцент, декан худграфа, а ныне профессор живописи – преподавание всегда и естественно в его жизни сочетается с творчеством.

КРАСКИ И НЕМНОГО ПОЭЗИИ
У Амангельды Шакенова состоялось более 40 персональных выставок – в Омской, Томской, Тюменской областях, в Казахстане. На выставке в Алма-Ате журналисты назвали его творчество «колдовством». Он на это сказал: «Никакого колдовства нет, только краски и немного поэзии».

Поэзия – в обобщенной до символа фигурке юного всадника на коне, в бескрайних, изменчивых, своей жизнью живущих между прошлым и будущим пространствах, суровых и притягательных горных отрогах, в состязании акынов. Однажды на таком состязании – айтысе – старый аксакал из жюри показал мастер-класс этого старинного казахского искусства. Собрав человек 15 гостей, в числе которых был и омский художник Шакенов, он обратился к одному из участников: «Покажи, на что способен, если ты настоящий акын». Каждый из гостей назвал свое имя и профессию, и каждому тут же была посвящена только что рожденная песня. Казалось, запомнить имена невозможно, а вышло чудное, искрометное представление. Вот такие моменты дарили вдохновение Амальгельды Шакенову. Он написал портрет омского акына и тезки Амангельды Жунусова. Вспоминал, как играли на домбре его отец и брат. Да и мастерскую художника украшает старинный инструмент – подарок старшего коллеги Валентина Кукуйцева.

Образ будущей картины порой рождается внезапно, чудом интуиции. Однажды в Казахстане брат пригласил на рыбалку. Художник взял с собой не только удочки, но и этюдник. На перевале был заворожен пейзажем грозового неба, цепью лошадей, передвигающихся по холмам друг за другом. Рыбалка была забыта. Сюжет дышал вечностью, и эта картина с простым названием «В степи» стала одним из самых эмоциональных и философичных полотен Амангельды Шакенова.

ОБЪЯСНЕНИЕ ГОРОДУ В ЛЮБВИ
Больше ста работ, на которых запечатлен Казахстан, приобрел друг, бизнесмен и меценат Мурат Сарсембаев. Они украшали выставки в Астане, Алма-Ате, Усть-Каменогорске. Амангельды Шакенов – заслуженный работник культуры России и действительный член Академии художников Казахстана. Состоялось признание в двух странах. Но Шакенов подчеркивает: он омский художник.

Его сердцу близок такой щемяще русский мотив: березы. Он в отличие от многих казахов истовый и удачливый грибник.

Волнуют душу художника величавые образы омских православных храмов: от часовни в Парке Победы до Успенского собора, который Амангельды Шакенов начал писать еще во время строительства, в радостно-приподнятом настроении, с небом в тон куполов, а они у храма цвета морской волны. Художник и по городу ходит с этюдником, чтобы, удивившись увиденной красоте, остановиться, запечатлеть состояние природы или городского пейзажа – для будущей работы в мастерской. Он любит писать омскую старину, печалится, когда исчезают дома – живые свидетельства патриархального, задушевного Омска. Так не стало деревянного дома на углу улиц Куйбышева и Лермонтова. А у него 50 этюдов сделано с «участием» этого дома. В «Галерее» музея «Либеров-центр» даже была выставка одного мотива в творчестве художника Амангельды Шакенова. Он писал этот городской уголок в весеннем пробуждении, золоте осени. А картина «Покров» – та же натура в снежном наряде. Художник увидел красоту, а окружающие почему не замечают? Этюды у Шакенова – это предчувствие картины, заявка музыкальной темы, которая в окончательном варианте мощно зазвучит симфонией. Кстати, «Предчувствие картины» – это тоже название выставки, которая прошла в Музее К. П. Белова.

В городских пейзажах много любви, тонкого лиризма, прозрачности, а порой и призрачности – будто художник объясняется в любви городу, которого мы не знаем. Или не видим, как он?

ПОРТРЕТ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ
Амангельды Шакенов много написал портретов. Нефтяников Тюменского Севера, речников, крестьян… Особая, любимая тема – дети. Он считает: изображать молодость все равно, что цветущий бетон, необычайно сложно, но неизмеримо приятно, если эта работа удается.

«Родные мотивы» – три девочки с домбрами в национальных костюмах – картина стала визитной карточкой художника. Портреты дочерей Динары и Жамили так искренни, прекрасны и разнообразны, что тоже могут претендовать на отдельную экспозицию. Серию продолжают портреты внуков Розы и Леонарда, волею судьбы растущих далеко от Омска – в Германии.

Каким художник видит самого себя – об этом рассказывают автопортреты. Амангельды Шакенов на автопортретах строг, аскетичен – ни одной детали, указывающей на богемность профессии. И есть какое-то неуловимое сходство с героем российской, омской и казахской истории – Чоканом Валихановым.

Это любимый персонаж из легендарных деятелей прошлого. Художник прочел о нем все что нашел. Потомок чингизидов, кадет, адъютант генерал-губернатора, султан, отважный разведчик, практически Штирлиц на Востоке, благодаря его отчету о путешествии в образе андижанского купца в Кашгарию была выверена политика России в отношении Китая на пятьдесят лет вперед. А еще: друг Ф. М. Достоевского, денди в петербургском свете, но главное:– неутомимый исследователь и просветитель своего народа, добровольно взявший на себя миссию наведения мостов к согласию и единению народов в регионе. К тому же, литератор и художник. Увы, рано ушедший из жизни, не до конца понятый современниками как своей родной Великой степи, так и сибирскими администраторами. Он обогнал свое время, предвосхитил будущее.

Чокан Валиханов духовно и душевно близок Амангельды Шакенову. Он снова и снова возвращается к образу этого выдающегося человека. На одном из портретов художник поместил над головой Чокана Валиханова шанрак – деталь, закрывающую отверстие в верхней части юрты. Это символ того, как высоко был поднят Чоканом престиж его народа. А другой портрет работы Амангельды Шакенова «Юность Чокана» был преподнесен губернатором Омской области Леонидом Полежаевым президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.

Человек двух культур – нужно большое сердце, чтобы принять, понять и полюбить столь непохожие обычаи, традиции, национальный и ландшафтный колорит. Нужен талант, чтобы донести гармонию зрителям по обе стороны российско-казахстанской границы. Таков наш земляк художник Амангельды Шакенов, выбравший путь Чокана.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов