Владимир Золотарь: «ТЮЗ – больше, чем театр»

Владимир Золотарь: «ТЮЗ – больше,  чем театр»

Дата публикации 10 сентября 2014 09:39 Автор Светлана Васильева Фото Сергей Мельников

Художественный руководитель Театра юного зрителя – о том, как воплощается идея театра-лаборатории, театра-клуба, театра-фестиваля, и о планах сезона.
Какао, конфеты и разговор

– Владимир Александрович, смысл концепции, с которой вы в ноябре прошлого года победили в конкурсе на должность руководителя: ТЮЗ больше, чем театр?

– Да, я в этом убежден, и потому говорил, что детский и юношеский театр должен существовать как театр-лаборатория, театр-клуб, театр-фестиваль. Лаборатория – место, где можно экспериментировать, фестиваль – пространство для объединения искусств, а клуб – для общения и даже развлечений. Для меня важно было в качестве первого шага опробовать идею клуба. Мало ставить спектакли, нужно общаться со зрителями по поводу того, что они увидели.

– Я слышала, что вы приглашали маленьких зрителей на репетиции премьерного спектакля «У лис длинные носы».

– Да, на несколько репетиций приходили по 40-50 человек – один-два класса. Конечно, бесплатно, это ведь еще не совсем спектакль, артисты не выходят на поклон. Мы говорили детям: нам важно проверить, где вам интересно, а где нет. И в результате кое-что скорректировали.

Благородное дело

– Почему вы из взрослого театра перешли в детский, где столько дополнительных сложностей?


– Потому что у меня было внутреннее ощущение, что мы живем в очень нетеатральное время. И во взрослом театре ты в большей или меньшей степени угождаешь уже сформированному вкусу. А детский театр растит зрителя, это, с моей точки зрения, более благодарное и более благородное занятие. В Москве, Петербурге у каждого театра есть своя аудитория, а в большинстве крупных городов рядом в зале могут сидеть университетский профессор, который видел театры наших столиц и Европы, и пэтэушник, который пришел в первый раз, чтобы порисоваться перед своей девушкой. У меня в спектакле Алтайского театра «Великодушный рогоносец» была шутка, которая казалась нам прелестной: цитата из чеховской «Чайки». Над ней смеялись только на фестивалях. Так вот я хочу воспитать зрителя, который будет знать Антона Павловича и никогда не произнесет ужасную, разрушающую суть театра фразу: «У нас и так в жизни много проблем, а вы тут нам показываете…». Он будет понимать, что театр и для зрителей тоже – это работа, пусть и в удовольствие.

– Нужны режиссеры-единомышленники. Они есть?


– Круг очень узок. Мало режиссеров, которые осознанно занимаются детским театром, молодых еще меньше – по пальцам одной руки можно пересчитать.
А все-таки это молодое дело. Одна из немногих – Полина Стружкова, постановщик спектакля «У лис длинные носы». Вышла из Российской академии театрального искусства с желанием заниматься этим. И за семь лет не поставила ни одного взрослого спектакля.

– Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассное чтение», которая прошла весной, поможет открыть новые имена?


– Для того и создавалась.

В этом сезоне обязательно проведем еще одну. Мне хочется пригласить выпускников театральных вузов, чтобы они могли попробовать себя в детском театре. Не знаешь, чего от них можно ждать, – и в этом азарт.

– А какова судьба пьес, за которые проголосовали зрители во время лабораторных показов?

– Две из них – «Собиратель пуль» и «Битва по средам» – будут поставлены в этом сезоне. Наши распространители билетов говорят, что зрители ждут спектакли на школьную тему. «Битва по средам» – такой, правда, американский. Но эта дистанция, географическая и временная (периода вьетнамской войны), не мешает показать и исследовать подростковые радости и боли. К сожалению, российских сегодняшних пьес о школе нет.

«Отелло» – молодежная история

– У вас не было желания переименовать ТЮЗ, как это сделали во многих городах?


 – А он давно переименован, в официальных документах пишут: «Театр для детей и молодежи».

А в Новосибирске ТЮЗ стал «Глобусом», но от детей ему никуда не уйти. В Москве же Российский академический молодежный театр гораздо больше выполняет функции детского театра, чем ТЮЗ Яновской и Гинкаса. Дело не в названии.

У ТЮЗа очень большой театральный объем. Юный возраст – это ведь и студенчество. Меня встретили на пороге театра словами: «Ну, студентов вы сюда не приведете». А ведь это наш целевой зритель.

– И на «Отелло» вам удалось привести студентов. И взбудоражить город – вы этого хотели?

– Этим спектаклем я как художественный руководитель решал сразу много задач. Времени было мало, и надо было для первого моего спектакля выбрать название, которое бы меня действительно волновало. Занять много актеров, зацепить новую категорию зрителей. Ну и отметить 450-летний юбилей величайшего драматурга мира. Почему-то эта дата оставалась в Омске в тени. И меня поддержали актеры. Когда объявил, возник радостный ажиотаж.

А Анатолий Ильич Звонов сказал: «Я подумал: а ведь «Отелло» и правда хорошо подходит для нашего театра, очень молодежная история». Ставить Шекспира прекрасно, но и опасно – из-за сравнений с великими спектаклями и артистами. Но когда я ставил в Барнауле «Собачье сердце» и сомневался, режиссер Вячеслав Кокорин сказал: «Наш зритель очень любит, чтобы ему рассказывали сказки, которые он знает». И это правда. Тот мой спектакль коммерчески опередил считавшегося кассовым «Слишком женатого таксиста» Куни. И на «Отелло» билетов в кассах не было за две недели, а на закрытии сезона мы увидели у входа старушек, которые перепродавали билеты по 550 рублей – это два с половиной номинала. И в зале на 550 мест уместились 700 зрителей, все проходы были забиты.

– И с «Отелло», в котором участвовали музыканты филармонии, началось объединение творческих сил города под крышей ТЮЗа?

– Мы хотим сделать это правилом в жизни театра. Когда проводили шекспировскую вечеринку, а потом пушкинскую и опен-эйр «Воздух – Воздух», за два дня начинали запись, и приходилось ее закрывать, потому что желающих было больше, чем мог вместить наш дворик. Приглашали молодежь, вывешивая объявления в вузах, в социальной сети «ВКонтакте», и студенты почувствовали, что театр им интересен.

Зрителям на удивление

– Омский ТЮЗ выиграл грант Министерства культуры России в 8 миллионов рублей на постановку «Маленьких трагедий» Пушкина. Вошел в десятку театров, которым выделена поддержка. Чем удивлять будете?


– Проект называется «Маленькие трагедии. Опыт драматических изучений». Спектакль будем ставить совместно с Омской филармонией, потому что в конце прозвучит «Реквием» Моцарта в исполнении Омского академического симфонического оркестра и хора. Художественный руководитель оркестра Дмитрий Васильев заинтересовался проектом, скоро начнем работу.

А главной составляющей сценографии станет видео, при помощи которого будет создано пространство спектакля. Надо оживлять и пространство фойе, чтобы оно задышало. Сначала здесь пройдет фестиваль граффити – фантазии на тему «Маленького принца» Экзюпери, потом фотовыставка. Постоянной экспозиции не будет. Хотим оборудовать настоящий выставочный зал.

– Еще об одном новом для Омска проекте рассказывал арт-директор фестиваля «Академия» Александр Вислов. Вы готовите с ним вербатим – спектакль из жизни омской молодежи. О чем он будет?

– Мы с Александром начали размышлять, что интересно омской молодежи? Ну, это же на поверхности лежит – «Авангард», его болельщики. Там жизнь кипит. Тут же приходит актер: «Я 15 лет смотрю игры, могу дать телефоны фан-клубов». К концу сезона выйдем с этим спектаклем.

– Сезон обещает быть напряженным для вас?


 – Я однажды в жизни поставил шесть спектаклей в сезон в разных городах. Думал, не выживу. Что-то похожее будет и нынче. «Остров сокровищ», «Маленькие трагедии», вербатим, а еще с Игорем Григурко мы задумали к 70-летию Победы сделать пластический спектакль, в котором показать драматизм истории войны через жизнь танцплощадки. Это то, что я буду делать как режиссер. А я ведь еще и художественный руководитель. Но в других театрах ничего ставить не буду.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов

Loading...