Виктор Ставицкий: «Современному зрителю не хватает понятий о культуре кинематографа и истории кино»

Выпускник ВГИКа, ведущий киноклуба «Зеркало», о проблемах современного кинематографа.
Неделю назад через наш город проехал необычный железнодорожный состав. Его сложно было не заметить. На ярко-оранжевых вагонах крупно написано «ВГИК-95».

Кинопоезд, по благословению Никиты Михалкова отправившийся по городам и весям в честь юбилея главного кинематографического вуза, на омском перроне задержался ненадолго. И, увы, не все смогли взять автограф у его знаменитых пассажиров. Однако омичам к общению с воспитанниками ВГИКа
не привыкать. В нашем городе проходят и фестивали дебютного кино, и встречи с режиссерами. О последних и грядущих омских событиях, связанных с кинематографом, корреспондент «ОП» беседует с выпускником ВГИКа Виктором Ставицким – киноведом, доцентом кафедры кинофотовидеотворчества ОмГУ им. Достоевского, бессменным участником практически всех кинофестивалей в Омске, ведущим киноклуба «Зеркало».

Сразу на второй курс

– Виктор Григорьевич, помните свои вступительные экзамены во ВГИК? 
 
– После трех специальных экзаменов моя судьба решалась на собеседовании. В комиссии сидели Сергей Аполлинариевич Герасимов, Сергей Федорович Бондарчук, Виталий Иванович Ждан. Присутствовали также представители ЦК комсомола и, скорее всего, КГБ. Идеология в то время лютовала.
 
– Какие вопросы вам задавали?

– Ректор Виталий Иванович Ждан взял слово: «Вот Ставицкий Виктор Григорьевич, сдал все экзамены на пять, сибиряк, из Омска. Что с ним будем делать? У меня есть предложение. Но я его пока не буду оглашать. Давайте поделимся мнениями, зададим вопросы». Вопросов было немного. Спросили, что бы хотел сделать, если б закончил наш факультет? Ответ у меня был почти готов: написал бы книгу о молодых  кинематографистах, моих ровесниках, которые только приходят в кино. Ждану моя идея показалась любопытной. Затем прозвучал вопрос: «А чем вы занимаетесь у себя в глубинке?» «Омск – это не глубинка, а большой город на Иртыше», – ответил я. Сергей Аполлинариевич Герасимов, который сам родом с Урала, как мне показалось, оценил мой ответ. Я рассказал, что работаю редактором в управлении кинофикации и кинопроката. «Это хорошо, – заметили экзаменаторы, – поскольку выпускники часто остаются без работы, а вы могли бы там, у себя, продолжать продвигать кино широкому зрителю». Забегая вперед, скажу, что так оно и получилось. А предложение Ждана заключалось в следующем: зачислить меня сразу на второй курс. Я как-то засомневался, примут ли меня в сложившемся уже коллективе группы? «На это и есть наш институт, чтобы рискнуть и попробовать», – сказал Ждан. Вот так в июле 1982 года я стал студентом сценарно-киноведческого факультета ВГИКа.

– К тому времени вы уже имели стаж работы в кинопрокате и не только. Сколько вам было лет?

– Тридцать. Сейчас у молодых, как им кажется, облегченный путь в кино. Фильмов, интервью в Интернете и по телевидению полно. Аппаратура доступна каждому. Теперь говорят: стать режиссером можно за год. Я этого не понимаю. Александр Сокуров, например, в своем недавнем интервью рассказал, что может научить навыкам, но начинать надо с глубинного изучения литературы.

Попкорн и мороженое


– ВГИК для вас – второе высшее образование. А какие до этого были «университеты»?

– Я окончил филфак Омского педагогического института  им. Горького. После чего несколько лет работал в селе Александровка Шербакульского района, теперь это Азовский национальный округ. 

А приезжая домой в Омск раз в месяц, ходил в кино. Это был 74-й год, период мощного кинематографа.

В Омске самым крупным кинотеатром в то время была «Родина». Там шли замечательные картины: «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, фильмы Евгения Матвеева. Имя Тарковского где-то гремело, однако его работы негде было посмотреть. Помню, картину «Андрей Рублев» должны были показать в омском концертном зале. По всему городу висели афиши. Но в один прекрасный день афиши убрали, а фильм запретили. Тем не менее кино шло вперед, а зритель знакомился с новыми режиссерами, их работами.

В какой-то момент я приостановил учительскую деятельность и начал работать в Управлении кинофикации и кинопроката Омской области. На работу меня принимал бывший  председатель облисполкома, фронтовик Петр Михайлович Григорьев. Именно он придумал открыть во всех районах Омска, в каждом городе области свой кинотеатр, а в селах  – киноустановки. Тогда по всему городу действовали площадки, на которых омичи могли посмотреть самое разное кино. А теперь? «Родины» нет, «Октября», «Художественного», «Сатурна», «Первомайского» и многих других – нет. Из «ветеранов» остались «Космос» и «Маяковский». Появились, правда, киноцентры, но они несут совершенно другую функцию.

– И какую, на ваш взгляд? 

– Откровенное зарабатывание денег. Нынче мы имеем дело с полным незнанием киноситуации. Кинопрокатчик вынужден покупать обойму фильмов, которые принесут ему доход. Я далек от мысли, что он просматривает, скажем, всю американскую продукцию. Нет, ему дают один и тот же набор. А в итоге зритель подходит к кинотеатру и видит безликие названия картин. Если я не специалист кино, то не смогу понять, о чем та или иная картина. Зритель просто выбирает удобное время сеанса, берет мороженое, попкорн и садится в кресло.

Дыхание зала

– Что помогает сделать правильный выбор? 

– Есть кинематографические издания. Но большинство ограничивается жизнеописанием актеров и рекламой чужой продукции. А это опять дезориентация. Что дал мне родной ВГИК, так это понятие о культуре кинематографа, истории кино. Чего, конечно, современному зрителю не хватает. А в те далекие времена в кинотеатрах «Маяковский», «Спутник», «Кристалл», «Художественный» действовали киноклубы. Владимир Иванович Бусоргин вел на телевидении просветительские передачи «Кинопанорама», «Голубой экран». Управление кино раз в год организовывало фестиваль  студии «Ленфильм». В Омск привозили по четыре премьеры, а также съемочные группы, которые их рождали. В нашем городе тогда побывали и Семен Аранович, и Илья Авербах, и Динара Асанова, и многие другие. 

Киноклуб «Зеркало» возник при кинотеатре «Спутник». Его постоянно поддерживала директор кинотеатра Тамара Будко, методист Татьяна Захарова, уже названный выше Владимир Бусоргин.

Мы показывали документальное кино, игровые отечественные и зарубежные фильмы. В киноклуб «Зеркало» пришли студенты, рабочие, высокообразованная публика – конгломерат любителей, которые впоследствии стали знатоками кино. Позже мы вступили в федерацию киноклубов СССР, что давало возможность ездить на московский международный фестиваль. Для нас, киноклубовцев страны, на нем организовывали отдельные кинопоказы.

Прошли годы: ушли из жизни Владимир Бусоргин, Тамара Будко. Кинотеатр «Спутник» стал центром творчества. Но желание познакомиться с редкими картинами и обсудить увиденное на экране у омского зрителя возникло вновь. Директор киноцентра «Атриум-кино» Валерий Костылев предоставил омичам уютный зал для встреч в киноклубе.

– Чем теперь вы можете удивить зрителя, когда все можно посмотреть в Интернете?

– Интернет – это всего лишь подспорье для тех, кто хочет ворваться в мир кино. Только в кинозале можно получить опыт коллективного просмотра. Дома вы один на один с экраном монитора. Зал дает другое дыхание, общение художника, который выражает свои мысли на экране, и зрителя. Выходя из зала, можно с кем-то поговорить, обсудить увиденное.

– Какие фильмы интересны зрителю сегодня?

– В прошлом сезоне мы показали три киноработы: сборник короткометражек «У каждого свое кино», малоизвестную картину Василия Шукшина «Ваш сын и брат» и легендарный польский черно-белый фильм Анджея Вайды «Пепел и алмаз». В середине октября мы возобновим наши сеансы. Однако в октябре кинолюбителей ждут и другие события. Мы проведем в Омске фестиваль документального кино «Сибирь». Не хочу открывать все карты, но омичей ждет масса картин и встреч с интересными режиссерами.
©
URL: http://omskregion.info/news/26784-viktor_stavitskiy_sovremennomu_zritelyu_ne_xvataet/
Дата публикации:08/10/2014 11:22
Фото:Евгений Кармаев