Эдуард Павлинцев: «В кукольном театре возможно чудо»

Эдуард Павлинцев: «В кукольном театре возможно чудо»

Дата публикации 26 ноября 2014 10:19 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

В театре куклы, актера, маски «Арлекин» состоялся бенефис заслуженного деятеля культуры Омской области Эдуарда Павлинцева.
50-летний юбилей был отмечен спектаклем «Ревизор» Н.В.Гоголя, в котором актер сыграл роль Городничего. А накануне в интервью обозревателю «ОП» Эдуард Павлинцев рассказал, как одна мечта в его жизни привела к осуществлению другой, и о секретах профессии кукольника.

Признание в Китае

– Эдуард, у вас замечательный подарок к юбилею – Гран-при фестиваля «Золотая магнолия» в Шанхае за спектакль «Двенадцать месяцев», в котором вы сыграли две роли. Примите поздравления.

– Ну, это не меня, а театр нужно поздравлять. В первую очередь постановщика спектакля Светлану Евстратенко и художника Ольгу Сидоренко.

– Но вы единственный актер в театре, кто три раза ездил на фестиваль в Китай, и всякий раз успешно. А в 2012 году вам вручили в Шанхае приз «Лучший актер». А ведь в Китае история работы с тростевыми куклами насчитывает тысячелетия. Чем поразили омичи?

– В Китае любят яркое, эффектное искусство. Мы это видели по реакции зрителей. И нравятся добрые, трогательные наши сказки. Китайский театр, например, сыграл спектакль «Золотой ключик».

– А что вас поразило в традиционном китайском кукольном театре?

– У них невероятно отлажена работа кукловодов. Если шесть человек управляют куклой, выверено каждое движение. У нас все-таки есть место импровизации. Ну и еще раз порадовались за наш театр. В Шанхае театр, принимающий международный фестиваль, находится на пятом этаже небоскреба, в котором расположены офисы фирм, парикмахерские и прочие учреждения.

Мечтал стать клоуном

– За 25 лет работы в «Арлекине» вы сыграли около 40 ролей. А правда, что в детстве мечтали стать не актером, а клоуном?

– Правда, я в детстве просто болел цирком. Покупал по пять-десять раз билеты на одну программу. До сих пор помню: входной стоил 80 копеек. Потом дома перед зеркалом строил рожи, учился жонглировать.

– Почему же вместо циркового училища пошли в речное?

– Потому что на мое письмо в цирковое училище мне ответили, что в 16 лет в клоуны идти рано, и вообще лучше поступать после армии. А плавать – это была вторая детская мечта. И я две навигации отходил на сухогрузах. А отслужив, два года подряд пытался поступить в цирковое училище – не удалось. На третий, когда приехал в дирекцию Госцирка на курсы клоунады, сказали: «Вы уже старый для учебы». Но увлечение цирком осталось на всю жизнь.
– Вы выбирали романтические профессии, совсем не те, наверное, что друзья.

– Да, тянуло куда-то от прозы жизни. Мне нравилось бывать на вокзалах – железнодорожном, речном, в аэропорту. Брал у мамы проездной и садился в автобус. Потом, взрослым, спрашивал себя: почему? Видимо, нравилось скопление людей, атмосфера встреч, прощаний, дальних дорог. Любил ходить на демонстрации, городские праздники, салюты. Смотрел на людей, впитывал. Сейчас в московской толчее у меня начинает голова болеть, а тогда наслаждался своими наблюдениями.

– А интерес к театру как возник?

– У нас соседями были Елена Аросева и Борис Каширин, и я смотрел все спектакли в театре драмы. Потом в речном училище всех отправили в танцевальный кружок в ДК «Юбилейный», а я увидел афишу о наборе в театральную студию и попросился туда. Мне разрешили поменять коллектив. Я работал во Дворце культуры на самых разных должностях: и электриком, и кассиром, и осветителем в ансамбле «Протей» Валерия Слагаева, который принимал участие в спектаклях любительского театра с тем же названием и играл на вечерах «Кому за 30».

– Когда же случилась счастливая встреча с кукольным театром?

– Мой друг Виктор Заводов работал радистом театра кукол. Однажды он сказал, что требуется заменить актера на гастролях в Челябинске. Я посмотрел спектакль «Месс-Менд» режиссера Юрия Фридмана по роману Мариэтты Шагинян и был потрясен, увидев там эксцентрику, похожую на клоунаду.
Исполнитель театру требовался в спектакль «Ашик-Кериб», нужно было работать «в живом плане», без куклы. На показе перед худсоветом Алексей Гализдра за меня спел три песенки, а я только открывал рот. Но меня взяли на гастроли, а потом предложили остаться в театре. С условием, что получу театральное образование. И я поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино на кукольное отделение. Учился заочно, а всю науку кукольника постигал от старших коллег в театре. Спасибо им за это.

Кукла может думать, переживать

– В «Арлекине» вам удалось соединить все увлечения: и клоунаду, и игру на музыкальных инструментах?

– Я рад, что наш старейший актер Эдуард Ураков поставил для меня спектакль «Колобок». Можно сказать, что этот моноспектакль стал воплощением моей детской мечты. В нем сочетание театра и цирка. Есть жонглирование, эквилибр на катушках. У каждого из моих героев есть свой музыкальный инструмент, соответствующий образу: Заяц играет на барабане, Волк – на гитаре, Еж – на губной гармошке. Есть дудочка, балалайка.

– «Колобок» – для самых маленьких зрителей. А какую аудиторию вы больше любите?

– Самую юную. За открытость, искренность. Если сто взрослых смотрят спектакль, потом дружно аплодируют и говорят: «Какой хороший спектакль!» – не всегда правда, что они так одинаково думают. А однажды мои друзья сняли на видео «Колобка», в том числе и реакции зрителей после спектакля. И одного маленького мальчика бабушка спрашивает: «Понравилось?». А он честно отвечает: «Нет». Не стал подбирать слова, чтобы быть, как все. Зато и у похвалы маленьких зрителей очень высокая цена.

– Часто актерам-кукольникам приходится выходить на сцену и играть «в живом плане». А вы что предпочитаете?

– Работу с куклой за ширмой. Когда актер стоит на сцене с куклой, есть опасность, что он лицом будет играть больше, чем куклой. Внимание зрителей переключается, кукла не работает. А ведь она может создать образ глубже и интереснее, чем актер, работающий по системе Станиславского.

– Выразительность куклы зависит от замысла художника?

– На первом этапе – да. Но, бывает, после первых репетиций куклу переделывают, добавляют ей возможностей двигаться, переживать. Это наша кухня.
– Во взрослых спектаклях кукла может стать блестящей пародией на людей?

– Может. Но мне не по душе пародии, даже такие знаменитые, как «Необыкновенный концерт». С куклой можно не только смешить зрителей. Мне нравится, когда кукла вдруг начинает жить своей жизнью. Она не просто двигается, а думает, переживает, оценивает, принимает решение. И тогда происходит чудо, невозможное в другом театре. Только у нас персонаж спектакля может вдруг полететь, и покажется, что вы летите вместе с ней. Это чудо, фокус, как в цирке.

– Ваши любимые кукольные герои – это…

– Ван из спектакля «Добрый человек из Сычуани», Сотник из «Вия». Они дороги. Смотрю на кукол и вижу, что это я.

– Эдуард, вы пишете стихи, песни, записали диск. Считаете себя бардом?

– Нет. У меня нет ни музыкального, ни литературного образования. Не могу сказать: я пишу музыку. Создаю, как Высоцкий говорил, ритмическую основу. Только раз, в молодости, участвовал в конкурсе авторской песни, стал призером. Тогда приезжал известный бард Александр Лобановский, жил у нас. А позже в театре написал музыку к спектаклю «Чемодан чепухи» и стихи для спектакля «Сказка о безопасности». В актерской профессии все может пригодиться.

– В день юбилея вы услышали много добрых пожеланий. А что бы пожелали сам себе?

– Много работы. Нет конкретной мечты, ну, скажем, сыграть Гамлета. Пусть будут неожиданные роли. Сейчас репетирую заглавную роль в спектакле «Мороз Иванович» – хорошо. Пусть будут три спектакля в день и жизнь, как у белки в колесе, а ночью будешь просыпаться в поту от страха, что опоздал в театр. Приятно, когда ты нужен.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов

Loading...