«Русскую печь никакая духовка не заменит»

«Русскую печь никакая духовка не заменит»

Дата публикации 2 декабря 2014 10:28 Автор Татьяна Шипилова Фото Сергей Мельников

Давая мастер-классы по приготовлению блюд русской традиционной кухни не только омичам, но и всей стране, жительница Большеуковского района Тамара Шампурова хочет вернуть на столы россиян шаньги, курники, калачи. Полной аутентичности мешает лишь одно обстоятельство – отсутствие настоящей русской печи.
«Заразилась русской культурой»
 
Тамара Шампурова родилась в деревне Форпост Большеуковского района, ставшей знаменитой на всю Россию благодаря экскурсиям в кандалах по Московско-Сибирскому тракту, выучилась на библиотекаря и 22 года проработала  в райцентре. Когда Тамаре  Витальевне предложили создать Центр традиционной русской культуры, ей пригодилось все — умение вышивать, шить, вязать, конечно же, готовить.
 

«Начинался центр со стола и стула. А потом я пошла к людям — за старинными рецептами, за утварью и традиционными русскими костюмами. Сейчас я увлекаюсь  шитьем народных костюмов. Участвую в конкурсах и выставках. Заразилась русской культурой», — говорит Тамара Шампурова.
 
Впрочем, подобных «болезней» у Тамары Витальевны много. Например,  она любит готовить по старинным рецептам,  которыми с ней поделились бабушки из деревень Большеуковского района. О том, что ели-пили жители сибирской глубинки сто лет назад, Тамара Витальевна может рассказывать часами:
 

 
«В наших местах выращивали репу, турнепс,  морковь, картошку.  Капусту солили десятиведерными бочками. Также в бочках солили и грузди. Других грибов деревенские жители не собирали — никаких обабков, боровиков. А груздей на Московско-Сибирском тракте и подгрузков — сухих груздей —  было видимо — невидимо.  А сколько ягод в рямах  росло, да и сейчас растет — голубика, клюква, брусника, в лесу — клубника, смородина, малина, черемуха. Ни у кого и мысли не было сажать смородину в огороде. Зачем, когда ее в лесу полно? Варенье варили редко, поскольку сахару было недостаточно. Поэтому ягоду толкли, делали лепешки, сушили. А зимой лепешки распаривали, добавляли сахарку и делали кисели. Крахмала было в достатке. Его делали из картошки. В нашей семье кисели варили из овсяной муки. И меня этой премудрости научили бабушка и свекровь.
Чая в нынешнем понимании в деревнях не пили. Заваривали травы — Иван-чай,  лабазник, душицу».
 
По словам Тамары Витальевны, Большеуковский район всегда был рыбным. Все деревни стояли на реках и озерах. Водились щуки, караси, чебаки. И было даже озеро, где водились лини. Рыбу запекали в сметане в русской печи. Там же готовили гуся. Но поскольку зима была долгой, целого гуся никогда не готовили, а делили его на несколько раз, чтобы растянуть удовольствие. Чтобы мясо отваливалось от костей. Гуся томили в печи часов десять.  Пчел не держали, потому и  медовуху не ставили. Ели только тот мед, что находили в лесу. А вот пиво в Больших Уках всегда вар—ли – хмель рос повсеместно.
 
Передача на Первом канале — это шоу, где все неправда
 
Старинных рецептов приготовления блюд у Тамары Витальевны около сотни. Вот только готовит она их на газовой плите. Русской печи в Центре традиционной культуры у Шампуровой нет.  Есть настоящие жернова, сечка, деревянная маслобойка, глиняная посуда, все собрано по деревням района. В Больших Уках еще остались дома с русскими печами. И если Тамаре Витальевне для какого-нибудь мероприятия необходимо испечь курник или приготовить гуся, она напрашивается в гости.
 

 
«К кому-то в печку прошусь. Глиняной старинной посудой не пользуюсь, берегу. Беру ту, что продается на ярмарках. Благодаря глиняной посуде я стала участницей передачи «Время обедать» на Первом канале. Менеджер канала позвонил в Сибирский культурный центр и  спросил,  кто может готовить в глиняной посуде. Там ответили: «Тамара Витальевна Шампурова». Я думала, что они приедут ко мне. Но менеджер  настаивала, чтобы я вылетела в Москву. На дворе стоял ноябрь 2013-го. В областном экспоцентре проходила ежегодная сельскохозяйственная выставка. Я говорю менеджеру, что я не могу приехать,  у меня сельхозвыставка, традиционно я ее всегда закрываю. «Вас что, каждый год приглашают на Первый канал?», — спросила московский менеджер.  Довод оказался весомым. Потом мы решили, какое блюдо я буду готовить. Но запись передачи меня разочаровала. Это шоу, где все неправда. Сидящим в зале раздали листочки, где было написано, что сказать об участниках программы, кто какую оценку поставил за блюдо. То, что я приготовила, никто и не попробовал, дали поддельную рыбу», — сетует Тамара Витальевна.
 
Но память о поездке в столицу у Шампуровой все же осталась: видеозапись передачи, настенные часы от соперника омички, шеф-повара Никиты Шапошникова и несколько фотографий, на одной из них Тамара Витальевна снята с ведущей и певицей Натальей Королевой. И, конечно же, о телевизионном дебюте Тамары Витальевны на главном государственном канале  сообщили все омские СМИ, в том числе и наш  «ОМСКРЕГИОН».
 

 
На столе – целое богатство
 
А недавно руководителя Центра русской традиционной культуры пригласили на мастер-класс в Сибирский культурный центр:  рассказать о рождественских блюдах, какие готовили наши предки в XIX начале XX века. Мастер-класс назначили на 27 ноября, как раз накануне  Рождественского поста, чтобы его участники могли скоромных блюд отведать и на 40 дней о них забыть.
 
Все блюда, о которых Шампурова решила рассказать на мастер-классе, она приготовила дома. И  с двумя огромными сумками приехала в Омск. Нарядившись в русский костюм, начала вынимать из сумок привезенную снедь, и по кабинетам стал распространяться удивительно вкусный запах.
 
«Шанежки морковные, свекольные, картофельные,  пиво из настоящего хмеля, сухие пустые калачи, запеченные в сметане чебаки, грузди с льняным маслом, курник», — перечисляла Тамара Шампурова все блюда на столе. — На Рождество в деревнях собирались большими компаниями. Готовила не одна хозяйка. Все несли то, что могли приготовить. На современный взгляд, может показаться, что стол бедноват. А для того времени это было целое богатство.
 

 
Естественно, участников мастер-класса заинтересовали и сухие калачи, на первый взгляд, похожие на заварные. И курник, от которого  курицей совсем не пахло. Тамара Витальевна поделилась секретами.
 
«На калач берем 5 ложек молока, 3 яйца. Муки — как на густую сметану. Посуду смазать маслом, по центру поставить морковку, чтобы после выпечки в калаче получилось отверстие,  и залить тесто. Температуру надо угадать. Довожу температуру в духовке до 180 градусов. Вместо глиняной посуды в этом случае я использовала стеклянную,  французскую. Калач  печется около часа, затем надо убавить температуру и еще печь около часа.  За калачом надо смотреть,  с первого раза редко получается.  Раньше их пекли и замораживали целыми  тазами, потом доставали, ломали и ели. Начинка для курника — квашеная капуста и лук, пережаренный со свиным салом, лучше,  если сало будет с мясными прослойками. Одну половину кислого теста раскатать и на дно сковороды, затем начинку, сверху — вторую половину, и хорошо бы — в русскую печь. Русскую печь никакая духовка не заменит», — уверена Тамара Витальевна.
 
Культура будет жить
 
В октябре 2014-го Тамара Витальевна  оформила пенсию и уже хотела сидеть дома. Но от начальства  услышала: «Выкинь дурь из головы». Она и выкинула. В  октябре Центр традиционной русской культуры под руководством Шампуровой принял участие в ежегодной Покровской ярмарке в Омске и занял там второе место. Организаторам праздника понравилась тема выставки большеуковцев — «Тайна нити шерстяной».  Северяне показали весь процесс создания шерстяной нити и изделий из нее.

Кроме того, на Покровской ярмарке Тамара Шампурова приняла участие в конкурсе «Этностиль» в номинации «вышивка», представив на суд жюри украинскую рубаху, которую вышила сама. 19 ноября в областном экспоцентре открылась «Сибирская агропромышленная неделя».  В день открытия Тамара Витальевна на экспозиции своего района пекла блины из льняной муки и угощала ими посетителей. А в конце ноября приехала на мастер-класс в Омск. Все, что она умеет сама, она охотно передает другим. И чем больше людей будут знакомиться с традициями русской культуры, тем лучше. Значит, эта культура будет жить, о чем, собственно, Тамара Шампурова и мечтает.


©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиО свободе прессы в сереньких конвертах

Немного перефразирую классика: «Уж сколько раз твердили ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Каждый должен оставить свой след в истории Омска

Фонд «Город будущего» открывает в центре Омска общественную ...

Все авторы блогов

Loading...