Мраморное мясо с омского севера

Как в Больших Уках работают над импортозамещением.

Особая порода

Жители Большеуковского района шутят: если бы они вдруг оказались в полной продовольственной изоляции, то с голоду бы точно не умерли. Хлеба и мяса местный аграрный сектор производит достаточно.

Заметим, что условия для ведения сельского хозяйства в Больших Уках суровые. Но именно АПК был и остается главной «градообразующей» отраслью.
– Сегодня у нас в девяти сельских поселениях работают три коллективных хозяйства и пятнадцать крестьянских фермерских хозяйств. Все они специализируются на мясном животноводстве. Это традиционное для наших мест направление скотоводства. Мы и при колхозах занимались откормом скота. У нас же летом гнус. Дойные коровы от него сильно страдают, резко снижают продуктивность. Поэтому «молочки» в районе нет. Хотя население, конечно, дойное стадо держит. А с мясным скотоводством у нас получается неплохо, – рассказывает начальник районного управления сельского хозяйства Сергей Барановский.

В самом большом животноводческом хозяйстве – СПК «Уралы» – разводят специальную мясную породу крупного рогатого скота – герефордскую.

– Она хороша тем, что очень скороспелая и нормально переносит наш температурный режим и гнус, – поясняет руководитель кооператива Виктор Мочанкин.
Мясо у герефордов отличного качества. Оно считается деликатесом благодаря особому вкусу, мягкости и нежности, которые ему придают жировые прослойки, равномерно расположенные между мышечными волокнами. За характерный рисунок на срезе такое мясо называют мраморным. Почему-то бытовало мнение, что производят его только за границей. Но в Уралах герефорды выращиваются уже 14 лет.

И, как считает Виктор Мочанкин, наша мраморная говядина даст фору заграничной.

– У нас-то она естественная, потому как никакими стимуляторами и добавками мы не пользуемся. Даже зерно, которым скот кормим, выращивается без химии, на чистом навозе, – отмечает председатель.

По этой причине проблем с реализацией у сельхозкооператива нет. Главный покупатель – один из омских мясокомбинатов. А вот на губернских ярмарках мраморное мясо из Уралов, увы, не увидишь. Из-за большой удаленности от Омска (290 километров) большеуковским аграриям ездить на ярмарки не с руки.
– Пришлось бы закладывать в стоимость товара транспортные расходы, и его бы у нас просто никто не брал, – говорит председатель районного комитета по экономике и имущественным отношениям Галина Юсковец.

По этой же причине не работают местные товаропроизводители и с омскими ресторанами, столкнувшимися после введения продовольственного эмбарго с дефицитом говядины.

– Мне они предлагали сотрудничество. Но не повезешь же две туши в такую даль. Конечно, будь от нас до города километров 50 или хотя бы 100, мы бы не только с ресторанами дружили, но и свою торговую точку открыли. А так не получается, – говорит председатель СПК «Уралы» Виктор Мочанкин.

Рынок


В администрации района считают: расширить каналы сбыта производимой животноводческой продукции можно было бы за счет внутреннего рынка. Но этому мешают некоторые законодательные нормы.

– Понимаете, законы порой пишутся без учета местных особенностей, – рассуждает глава экономического комитета Галина Юсковец. – Мы, например, могли бы снабжать собственным мясом наши школы, садики, магазины. Но вышло постановление, по которому учреждения соцсферы могут закупать для своих нужд только мясо промышленного забоя. А в районе нет убойного цеха. И строить его нецелесообразно. Численность населения-то у нас небольшая. Убойный пункт просто не будет загружен.

В результате складывается абсурдная ситуация: садики Больших Уков обеспечивают продуктами крупные городские поставщики. Причем везут они не только мясо, но даже хлеб, хотя в районе имеется собственное хлебопекарное производство.

– Есть и другая проблема. Чтобы стать поставщиком, нужно участвовать в конкурсе, – поясняет Галина Юсковец. – А нашим товаропроизводителям, даже самым крупным, с городскими конкурировать сложно, тем более что на торгах цена всегда идет на понижение.

Большеуковских аграриев радует, что в последнее время закупочная цена на мясо повысилась.

– Раньше килограмм говядины стоил 150 рублей, сейчас 200–220. По такой цене ее уже можно сбывать, – считает фермер Валерий Белянкин.
В хозяйстве Валерия и его дочери Ксении Волнянко, которая, собственно, и считается главой КФХ, не только крупный рогатый скот, но и лошади, овцы. И, как утверждает Белянкин, до недавнего времени их «КРС жил за счет коней».

– Потому что на конину ценник на порядок выше, – рассказывает фермер. – А по говядине у нас, по большому счету, сбыта нет. И даже если закупочная цена нормальная, мы по этой цене ничего продать не можем. Половину забирают посредники. Только на рынке в райцентре торгуем по приемлемой стоимости. Но там много не продашь.

Очередь за грантами

Несмотря на трудности, Валерий планирует расширять производство: купить высокопородных коров, увеличить площади под посев кормов.

По мнению начальника сельхоз­управления Сергея Барановского, хорошим стимулом для занятий животноводством является государственная поддержка. Как опытным, так и начинающим фермам из федерального и областного бюджетов выплачиваются крупные гранты – от 1,5 до 3 миллионов рублей. Благодаря такому гранту и было образовано хозяйство Волнянко-Белянкиных.

©
URL: http://omskregion.info/news/30266-mramornoe_myaso_s_omskogo_severa/
Дата публикации:26/02/2015 09:39
Автор:Татьяна Лелякина
Фото:Евгений Кармаев