Впрочем, тревога по поводу будущего Театра живописи была отнюдь не беспочвенной. Уникальный творческий коллектив за 17 лет своего существования стал изюминкой омской культуры и своими спектаклями украсил Музей им. Врубеля. Но не вписался в финансовые инструкции, согласно которым режиссеру и актерам в музеях работать «не положено». Нет такой статьи в бюджете. В связи с чем художественному руководителю Николаю Михалевскому и его коллегам 20 февраля были предъявлены извещения о сокращении. А через несколько дней режиссеру позвонил министр культуры Омской области Виктор Лапухин и заверил: коллективу ничего не грозит, решение отменено.
Поскольку недавно в Омске побывал министр культуры России Владимир Мединский, посетивший здание будущего центра «Эрмитаж-Сибирь», где предполагалось создать новую площадку для музейного театра, именно в его адрес в Интернете и обрушился шквал обвинений в уничтожении театра. На одном из сайтов вынесли в заголовок – комментаторы подхватили. Мединский, закрывший Театр живописи, – версия столь же фантастичная, как и про Путина, сбившего малазийский лайнер, в некоторых западных СМИ. Где российский министр и где небольшой омский театр? Это исключительно омская история, уже, к счастью, исправленная.
Быть первыми
Что же в основе ситуации?
– В перечне новых стандартов госуслуг в музеях нет театральных коллективов, для этих учреждений культуры приглашение зрителей на спектакли – несвойственная функция, – говорит министр культуры области Виктор Лапухин. – Однако регионы имеют право выходить в федеральные министерства и регулировать статьи расходов в связи с местной спецификой. Мы этим займемся, чтобы Театр живописи при Музее им. Врубеля продолжал свою большую просветительскую работу, являясь, по сути, пропагандистом сокровищ музея изобразительных искусств.
Быть первыми – это значит ломать стандарты. А омский Театр живописи не только первый, но и единственный в стране и в мире. Другие не додумались. Театр долго находился в неопределенном статусе. Создан был супругами – артистами академического театра драмы Николаем Михалевским и Татьяной Филоненко почти на голом энтузиазме. Суммы, которые они зарабатывали на протяжении долгих лет постановкой и показом спектаклей, смехотворны. Бывало, и 500 рублей в месяц, и 2 тысячи. 10 тысяч за исполнение трех должностей – только в последние несколько лет. Получив грант на один спектакль, умудрялись выпустить два. Сегодня на все про все – с приглашением ведущих артистов Омска, 12 ставками и постановочными требуется около миллиона в год.
А успехи впечатляющи. Они подтверждены не только зрительским признанием (а среди омичей немало тех, кому именно Театр живописи открыл двери в мир изобразительного искусства и в музей), но и дипломами престижных конкурсов. Коллектив – лауреат премии правительства Омской области в области искусства, лауреат областного фестиваля лучших театральных работ и Всероссийского конкурса инновационных музейных проектов. В прошлом году с успехом прошли первые зарубежные гастроли в Австрии, нынче омский музейный театр приглашают выступить в Венгрии.
Николай Михалевский активно работает с проектировщиками над проектом нового помещения, перед Новым годом представил новую постановку для детей по русским сказкам, работает над созданием спектаклей «Эрмитаж» и «История одного города» к 300-летнему юбилею Омска. Пусть все сбудется.
Сокращений не будет
В отличие от музея слухи о негативных переменах в филармонии и вовсе не имеют под собой никакой почвы. Никому из музыкантов уволиться не предлагали, СМИ не били тревогу, но у страха глаза велики, и в комментариях прозвучало: состав академического симфонического оркестра уменьшат. Говорят и о том, что угроза нависла над камерным оркестром.
А как на самом деле?
– Сокращений не планируется, – говорит директор Омской филармонии Андрей Чувашов. – Омский симфонический готовится к записи дисков в июле с англичанами и в августе с представителями Израиля. 24 – 25 апреля в филармонии пройдет ярмарка-продажа абонементов на следующий сезон. Симфонический оркестр немного увеличит число концертов, у камерного оркестра будет новый, третий абонемент на пять концертов, свой абонемент появится у духового оркестра. Будут работать все творческие коллективы. Перемены в филармонии будут организационные. С 1 апреля объединятся концертный отдел и детская филармония, но вся деятельность будет сохранена.
Директор филармонии также пояснил, что считает своей важной задачей сохранить среднюю зарплату сотрудников филармонии на уровне 2014 года. А она составляет 26 тысяч рублей. К этому обязывает «дорожная карта», разработанная с целью выполнения указов Президента России от 7 мая 2013 года о повышении зарплаты бюджетников, которую, несмотря на кризис, никто не отменял. Если возникнет необходимость в оптимизации, то перемены коснутся только административно-управленческого аппарата, но не творческих работников.
Честно говоря, поверить в сокращение Омского симфонического может только совсем не знакомый с этим коллективом человек. В конце 90-х он был увеличен на треть, что было необходимо для филармонического оркестра достойного уровня. А экономическая ситуация тогда была похуже нынешней. Сделать шаг назад было бы за гранью здравого смысла, тем более несообразно с подачи нового директора – профессионального музыканта.
А слухи всегда анонимны, тем и коварны.