Новая жизнь на новой сцене

Слухи о ликвидации Театра живописи и сокращении коллектива симфонического оркестра оказались преждевременными.
Вопреки инструкции

Впрочем, тревога по поводу будущего Театра живописи была отнюдь не беспочвенной. Уникальный творческий коллектив за 17 лет своего существования стал изюминкой омской культуры и своими спектаклями украсил Музей им. Врубеля. Но не вписался в финансовые инструкции, согласно которым режиссеру и актерам в музеях работать «не положено». Нет такой статьи в бюджете. В связи с чем художественному руководителю Николаю Михалевскому и его коллегам 20 февраля были предъявлены извещения о сокращении. А через несколько дней режиссеру позвонил министр культуры Омской области Виктор Лапухин и заверил: коллективу ничего не грозит, решение отменено. 

Поскольку недавно в Омске побывал министр культуры России Владимир Мединский, посетивший здание будущего центра «Эрмитаж-Сибирь», где предполагалось создать новую площадку для музейного театра, именно в его адрес в Интернете и обрушился шквал обвинений в уничтожении театра. На одном из сайтов вынесли в заголовок – комментаторы подхватили. Мединский, закрывший Театр живописи, – версия столь же фантастичная, как и про Путина, сбившего малазийский лайнер, в некоторых западных СМИ. Где российский министр и где небольшой омский театр? Это исключительно омская история, уже, к счастью, исправленная.

Быть первыми

Что же в основе ситуации?

 – В перечне новых стандартов госуслуг в музеях нет театральных коллективов, для этих учреждений культуры приглашение зрителей на спектакли – несвойственная функция, – говорит министр культуры области Виктор Лапухин. – Однако регионы имеют право выходить в федеральные министерства и регулировать статьи расходов в связи с местной спецификой. Мы этим зай­мемся, чтобы Театр живописи при Музее им. Врубеля продолжал свою большую просветительскую работу, являясь, по сути, пропагандистом сокровищ музея изобразительных искусств.

Быть первыми – это значит ломать стандарты. А омский Театр живописи не только первый, но и единственный в стране и в мире. Другие не додумались. Театр долго находился в неопределенном статусе. Создан был супругами – артистами академического театра драмы Николаем Михалевским и Татьяной Филоненко почти на голом энтузиазме. Суммы, которые они зарабатывали на протяжении долгих лет постановкой и показом спектаклей, смехотворны. Бывало, и 500 рублей в месяц, и 2 тысячи. 10 тысяч за исполнение трех должностей – только в последние несколько лет. Получив грант на один спектакль, умудрялись выпустить два. Сегодня на все про все – с приглашением ведущих артистов Омска, 12 ставками и постановочными требуется около миллиона в год.

А успехи впечатляющи. Они подтверждены не только зрительским признанием (а среди омичей немало тех, кому именно Театр живописи открыл двери в мир изобразительного искусства и в музей), но и дипломами престижных конкурсов. Коллектив – лауреат премии правительства Омской области в области искусства, лауреат областного фестиваля лучших театральных работ и Всероссийского конкурса инновационных музейных проектов. В прошлом году с успехом прошли первые зарубежные гастроли в Австрии, нынче омский музейный театр приглашают выступить в Венгрии.

Николай Михалевский активно работает с проектировщиками над проектом нового помещения, перед Новым годом представил новую постановку для детей по русским сказкам, работает над созданием спектаклей «Эрмитаж» и «История одного города» к 300-летнему юбилею Омска. Пусть все сбудется.

Сокращений не будет

В отличие от музея слухи о негативных переменах в филармонии и вовсе не имеют под собой никакой почвы. Никому из музыкантов уволиться не предлагали, СМИ не били тревогу, но у страха глаза велики, и в комментариях прозвучало: состав академического симфонического оркестра уменьшат. Говорят и о том, что угроза нависла над камерным оркестром.

А как на самом деле?

 – Сокращений не планируется, – говорит директор Омской филармонии Андрей Чувашов. – Омский симфонический готовится к записи дисков в июле с англичанами и в августе с представителями Израиля. 24 – 25 апреля в филармонии пройдет ярмарка-продажа абонементов на следующий сезон.  Симфонический оркестр немного увеличит число концертов, у камерного оркестра будет новый, третий абонемент на пять концертов, свой абонемент появится у духового оркестра. Будут работать все творческие коллективы. Перемены в филармонии будут организационные. С 1 апреля объединятся концертный отдел и детская филармония, но вся деятельность будет сохранена.

Директор филармонии также пояснил, что считает своей важной задачей сохранить среднюю зарплату сотрудников филармонии на уровне 2014 года. А она составляет 26 тысяч рублей. К этому обязывает «дорожная карта», разработанная с целью выполнения указов Президента России от 7 мая 2013 года о повышении зарплаты бюджетников, которую, несмотря на кризис, никто не отменял. Если возникнет необходимость в оптимизации, то перемены коснутся только административно-управленческого аппарата, но не творческих работников.

Честно говоря, поверить в сокращение Омского симфонического может  только совсем не знакомый с этим коллективом человек. В конце 90-х он был увеличен на треть, что было необходимо для филармонического оркестра достойного уровня. А экономическая ситуация тогда была похуже нынешней. Сделать шаг назад было бы за гранью здравого смысла, тем более несообразно с подачи нового директора – профессионального музыканта.

А слухи всегда анонимны, тем и коварны.
©
URL: http://omskregion.info/news/30424-novaya_jizn_na_novoy_stsene/
Дата публикации:04/03/2015 07:45
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев