Фахртдинов: «В песне главное – чудо»

Фахртдинов: «В песне  главное – чудо»

Дата публикации 25 марта 2015 09:21 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Фахртдинов: «В песне главное – чудо»
В областном молодежном центре «Химик» прошел II Омский региональный фестиваль авторской песни и поэзии «Камертон». В качестве гостей были приглашены известные российские барды. С одним из них – Павлом Фахрт­диновым – встретилась наш обозреватель.

Гитара по кругу

– Павел, вы автор-исполнитель авторской песни во втором поколении. Любовь к авторской песне – это у вас наследственное?

– Наследственное, безусловно. Другое дело, что папа Марат Фахртдинов не писал и не пишет тексты, он исполняет песни на чужие стихи.

– Вы выросли в атмосфере поющих гостей в доме, гитары по кругу?

– Именно так. Еще были походы, палатки, песни у костра.

– И вы не могли не стать бардом, хотя в вашем поколении жанр авторской песни уже не был так популярен, как прежде?

– Мне повезло с родителями: они не были зациклены на одном жанре и предоставляли свободу выбора. Я мог слушать и «металлику», и Шарля Азнавура, и «Нирвану», и Булата Окуджаву. Бывал и на симфонических концертах. Наверное, поэтому мои песни выходят за рамки жанра.

– Электросталь, откуда вы родом, был городом авторской песни?

– Был и есть. Там и сегодня четыре клуба авторской песни. Откуда такой интерес? На огромный завод приезжало по распределению много молодых специалистов, а интеллигенция неравнодушна к песням под гитару. Мой отец до сих пор работает на заводе и выступает с концертами. До 2009 года и у меня была основная профессия – я работал финансовым аналитиком.

– А на сцене с какого возраста?

– С семи лет. А мне скоро 33.

Я взял в руки гитару, конечно, чтобы нравиться девочкам. А сочинять начал в пубертатном возрасте – от подростковых проблем, которые нелегко переживал. Тяжелые проблемы – тяжелые песни.

«Я не знаю, что такое авторская песня»

– Что в авторской песне первично – музыка или стихи?

– Мы подходим к разговору, что такое для меня авторская песня?

– Да. Одни говорят, что это исповедь под гитару, другие считают беседой с единомышленниками, способом самопознания…

– А у меня нет ответа на этот вопрос. Если вы спросите наших бардов-мэтров, которые меня знают, они, возможно, скажут, что Фахртдинов к авторской песне не имеет никакого отношения. И по-своему будут правы. У меня непонятно, какой жанр. Для кого-то в моих песнях слишком много рока, для кого-то – экспрессии. Мне интересно заниматься музыкой, а не каким-то стилем. Я сочиняю песни, а к какому стилю их отнесут, меня не интересует.

– Но они делят судьбу жанра: их также не допускают на телеэкраны, как сочинения классических бардов, аудитория несравнимо меньше, чем у эстрадных исполнителей…

– Тут вы правы. Но мне грех жаловаться, у меня часто бывают и большие залы. Кто-то думает, что я ушел в эстраду. Такая точка зрения тоже может быть. Но вот мы сейчас обсуждали на мастер-классе, что в песне главное. Для меня – чудо. Есть оно или нет. Чудо может быть от слов, или от музыки, или от сочетания того и другого. Как развивалась авторская песня? Барды первого призыва, начиная с Булата Окуджавы, – это поющие поэты. Потом появился Александр Дольский – великолепный музыкант, поэзия у него другая. Алексей Иващенко и Георгий Васильев – профессионалы, прекрасно владеющие гитарой и пишущие стихи, которые поклонникам Окуджавы могли показаться легкомысленными. Можно ли их назвать поющими поэтами? Нет. Сергей и Татьяна Никитины вообще не писали стихи, они исполнители. Поэтому что первично? Первично чудо. Задевает песня за живое или нет. Шаблонные слова, но так и есть.

– Давайте поговорим о ваших песнях. Вы с иронией говорите о себе как о поэте: «жалко, что я не поэт», «недурацких стихов у меня нет», «поэт – это слишком громко, я стараюсь быть потише»…

– Это строчки из стихотворений. Я, конечно, иронизирую над собой. Разумеется, в 20 лет у меня были мечты стать поэтом, заниматься литературой. А потом я просто перестал себя обманывать. Меня интересуют песни, а это другой жанр, тоже сложный – совокупность текста и музыки. Если прочесть стихи Иосифа Бродского, Льва Лосева, Юрия Левитанского, станет понятно, что это поэзия, а у меня – литературные тексты. Я считаю, что настоящий поэт не только пользуется языком, но еще и обогащает его, как Владимир Маяковский, Александр Введенский, Юрий Левитанский.

– У вас тоже есть стилизованная под народную песня «Я ходил по полю» – с неологизмом, вы поете: «Нету меня одинокей». А своей маленькой гордостью называете простую, прозрачную «Колыбельную для Веры и Нади». Почему?

– Мне кажется, что в этой песне больше поэзии, чем в других. Это не чистая лирика, там несколько слоев: это песня о вере и надежде.

Автор-пылесос и автор-колодец

– Раньше источником вдохновения барда часто была романтика дальних дорог. А что вас вдохновляет?

– Самый сложный вопрос. Если б ­я знал ответ, старался бы искусственно вызвать состояние творчества, потому что, бывает, не пишется. Я вообще делю авторов на два типа: автор-пылесос и автор-колодец. Вот Дмитрий Быков воспринимает все извне – яркий, талантливый представитель первого типа. А я автор-колодец. Вычерпал – и пока заново не наполнюсь, не могу писать. Чем будет наполняться мой колодец: сточными, мутными или светлыми водами – второй вопрос.

– Этот колодец нуждается в чистке?

– Сам очищается, только нужно дождаться этого.

– В ваших песнях есть мотив полетов – от себя, к себе, к Богу. Вы, например, поете: «Человеку груз человечности после полетов легче нести». Вас порой называют жестким автором, а я услышала во многих песнях утверждение самых высоких идеалов добра. «Слушай, сынок» звучит как заповеди, положенные на музыку.

– Мне приятно это слышать.

– Вы верующий человек?

– Да, я православный.

– А политику не впускаете в свое творчество?

– Я в каждой песне выражаю свою гражданскую позицию. А политика, мне кажется, от лукавого, служение маммоне, а не Богу. Я не хочу служить маммоне, хочу не терять ориентир, идти к свету. «Важно не то, что дорога длинна, главное – она одна».

Без фальши

– Какова география ваших выступлений?

– Мне легче назвать города, где я не был: Чита, Улан-Удэ, Петропавловск-Камчатский. Во всех крупных городах страны выступал по нескольку раз. Как и в Белоруссии, до недавнего времени на Украине, куда сегодня въезд для мужчин запрещен.

– Барды говорят, что у них есть свои города, где их знают, принимают, любят и ждут. Омск входит в число ваших городов?

– Входит. Меня позвали сюда в третий раз – значит, меня здесь ждут.

– А что такое «квартирники»?

– Выступления на квартирах. Это давняя бардовская традиция, которая родилась, когда выступать было негде. В Петербурге, например, устройством таких концертов занимается Дима Гороховский. Когда-то начал, ему понравилось. Организовывает в своей сталинской квартире по 4 концерта в неделю. У него и Шевчук выступает. На моем «квартирнике» у Димы было 96 человек. Это, конечно, сумасшествие, 50 слушателей – много, квартира плотно набита.

– Авторская песня никогда не была коммерческим проектом. Всегда приветствовался альтруизм, «чтобы жить километ­рами, а не квадратными метрами», как пел Евгений Клячкин. И сегодня идеология та же?

– Конечно.

– Аудитория прирастает молодежью?

– Когда-то Окуджава сказал: «Авторская песня умерла». Она действительно умерла в том виде, какой была во времена Булата Шалвовича. Но не исчезла, а видоизменилась. И, думаю, через 30 лет изменится еще.

– Чего ни при каких обстоятельствах не должно быть в авторской песне?

– Фальши. Впрочем, ее не должно быть и в живописи, и в театре, и в отношениях между людьми.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиО свободе прессы в сереньких конвертах

Немного перефразирую классика: «Уж сколько раз твердили ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Каждый должен оставить свой след в истории Омска

Фонд «Город будущего» открывает в центре Омска общественную ...

Все авторы блогов

Loading...