Андрей Стороженко: «Омская медицина идет правильной дорогой»

Глава регионального министерства здравоохранения Андрей Стороженко прошел проверку  на «Детекторе правды». Вопросы к министру журналисты «ОП» по традиции начинали со слов «правда ли, что…»

Каждому врачу – по планшету


– Андрей Евгеньевич, правда ли, что министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, приехавшая в Омск в рамках Форума социальных инноваций, дала высокую оценку работе региональной системы здравоохранения, и в частности перинатального центра?


– Вероника Игоревна побывала в перинатальном центре, центре кризисной беременности. Несмотря на то что федеральный министр, она по-настоящему профессиональный врач и с персоналом говорила на одном языке. Основной итог встречи, который озвучила Вероника Скворцова, – здравоохранение Омской области идет правильной дорогой. Оптимизация у нас проходит достаточно мягко – не страдают ни пациенты, ни врачи. Акцент делается на развитие станций скорой помощи, диспетчерской службы, стационарозамещающих технологий. Отдельно она отметила то, что уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза, онкологии, дорожных травм, а также детской и материнской смертности идет в регионе на спад. Эти основные индикаторы в Омской области сегодня реально лучше, чем в Сибирском федеральном округе и по России.


Министр оценила работу службы детства и материнства. Ведь основной показатель работы медицины – это младенческая смертность. Так вот у нас она снижается, растет выживаемость недоношенных младенцев весом 500 граммов: по России в среднем выживают 53,3 процента таких детей, у нас – 83 процента. В Омске снижается количество абортов: в прошлом году в центр кризисной беременности обратилось 1 860 женщин, из них 1 670 – только по поводу абортов. Так вот почти четверть сохранили беременность и родили малышей.


Высоко отметила Вероника Игоревна организацию диспетчерской службы скорой помощи. Одними из первых по стране мы выдаем врачам «скорой» планшеты. Мы взяли базу данных амбулаторных пациентов с 2012 года (а там один миллион двести человек на текущий момент, и будет больше), загрузили на сервер информационного центра минздрава, создали программу, которая соединила этот центр со службой скорой помощи, и дали доступ врачам. Пока бригада едет на вызов, доктор может узнать возраст пациента, основной диагноз. А сейчас мы работаем над электронной медкартой – историей болезни. Подключаем к этой работе стационары. Это значит, что врач «скорой» уже на пути к пациенту будет понимать, к чему готовиться. Например, может понадобиться бригада кардиореаниматологов или срочная госпитализация.


Благодаря планшетам на восемь минут сократилось время обслуживания вызова, экономия – шесть бригад в сутки. Представляете, что это такое? Каждая бригада в сутки обслуживает 30 вызовов. То есть мы можем обслужить на 180 вызовов больше.


И мы ведь только начали этот проект! Думаю, к концу лета планшетами мы обеспечим всех врачей «неотложки».


… родильные дома Омской области загружены на сто процентов в связи с благоприятной демографической ситуацией и резерва уже нет?


– Неправда, у медицины всегда есть резерв. Роддома работают с нормальной нагрузкой, среднее количество родов у нас не меняется: 70–80 в сутки. Единственное, что мы сделали в рамках борьбы с младенческой и материнской смертностью, – вывозим сегодня беременных женщин из сельских районов, особенно тех, у которых есть опасность рождения недоношенного ребенка, в город, и они рожают здесь под присмотром специалистов.  


В целом наша родильная служба работает хорошо. Даже с учетом той грязи, которую на нее периодически выливают в средствах массовой информации. Мы прошли через это, мы доказали, что наши доктора качественно выполняют свои обязанности. Нужно просто разбираться в каждой  ситуации. Самое интересное, что те люди, которые пишут гадости про врачей, потом к ним же и обращаются. И эти врачи, ничего не говоря, оказывают им медицинскую помощь.  


Жалоб нет


– Правда ли, что благодаря сотрудничеству со Страсбургским университетом врачи областного онкодиспансера стали проводить операции на европейском уровне?


– Наш онкодиспансер работает на высоком уровне, но вовсе не благодаря сотрудничеству с французскими врачами. У нас свои классные специалисты. Хотя есть технологии, которым мы учимся у коллег из Страсбурга.


Есть светила мирового уровня – например, профессор Жильбер Массард, известнейший трансплантолог. Понятно, что это хирург экстра-класса, и у него всегда будет чему учиться. Он проводит для врачей даже не семинары, а мастер-классы. Помимо онкодиспансера мы планируем пригласить его в МЧС № 9, где лечат поражения позвоночника при онкологических заболеваниях. Мы такие операции уже проводим, но здесь есть шанс узнать что-то новое.
Областной онкодиспансер вообще считается ведущим в СФО. Директор Федерального исследовательского центра имени Герцена Андрей Карпин, когда был в Омске, предложил рассмотреть возможность открыть один из филиалов центра на базе нашего онкодиспансера. Всего по России планируется три таких филиала.


Мы не говорим, что вылечили онкологию. Но ранняя выявляемость и выживаемость у нас действительно увеличилась. Смертность в 2012 году была 217,7 человека на 100 тысяч населения. В 2014 году – 208 человек на 100 тысяч. Люди сегодня получают мощные дорогостоящие препараты, которые раньше им были недоступны: химиотерапия может стоить от ста тысяч рублей до двух миллионов в месяц. И пациенты получают это лечение бесплатно, все оплачивает бюджет региона. И сопровождающую терапию тоже.


У нас и жалоб практически нет на онкодиспансер. Хотя вот недавно был случай. На прием ко мне приходит женщина, говорит: «Мой муж болеет раком, его в вашем диспансере не лечат». Я спрашиваю: «Давно болеет?» Выясняется, что 12 лет. Понимаете? Двенадцать лет человек живет! Разве это не говорит о том, что его как раз правильно лечат?


…Омская область планирует отказаться от закупки дорогостоящих импортных препаратов для льготников, в том числе для пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями?


– Нет, неправда. Мы тратим десятки миллионов рублей на орфанных больных. Даже при дефиците средств в бюджете. Хотите пример отношения главы региона Виктора Назарова к медицине? По всем секторам идет секвестирование, а нам понадобились медикаменты – около 120 млн. рублей требовалось на закупку. Я обратился к Виктору Ивановичу. Нам в течение недели добавили эту сумму – целевые деньги на приобретение лекарств. У нас только в 2014 году ушло 1,79 миллиарда рублей на лекарства льготникам.


… правительство области держит под контролем цены на некоторые лекарства в омских аптеках?


– Когда везде началось повышение цен, по инициативе главы региона Виктора Назарова мы договорились с сетями, чтобы они удерживали цены на ряд препаратов. Это «Омское лекарство»  и еще несколько коммерческих компаний. По 60 наименованиям препаратов в итоге мы заморозили цены на три месяца. И пойдем дальше с этим проектом, продлим его.


А еще вот что мы сделали. Во всех поликлиниках сейчас стоят инфоматы – к сожалению, мало кто из пациентов на них обращает внимание. В этих устройствах есть функция «Поиск лекарственных препаратов». Наберите любое название – и вы увидите стоимость этого лекарства в разных аптеках Омска в режиме он-лайн, а также предельно допустимую цену, установленную Правительством РФ. И если первая цифра будет больше, чем вторая, пациент может смело звонить в наше министерство и жаловаться. Это на самом деле работает.


Городу нужны поликлиники


– Правда ли, что строительство новой поликлиники на Левобережье идет не по графику?


– Нет, это не так. Мы укладываемся в сроки, уже оборудование и мебель закупаем. Все лежит на складе, в здании ведется отделка, и мы сдадим поликлинику, как и планировали,  к юбилею города. Такого в Омске не строили, наверное, с советских времен. Конечно, на Левобережье нужны еще объекты здравоохранения, но эта поликлиника на тысячу посещений в смену решит ряд проблем для жителей города.


Безусловно, потребность в таких поликлиниках есть и в других частях города, особенно это касается жителей новых и строящихся микрорайонов. Мы написали письмо мэру города Омска и председателю горсовета, где попросили их при утверждении градостроительных проектов соблюдать федеральное законодательство и строить объекты здравоохранения. Такая проблема возникла у жителей «Рябиновки» – и хорошо, что правительство региона сумело найти частного инвестора, который там построит медицинский центр. Таких районов немало, и это зона ответственности органов местного самоуправления, которые – я надеюсь – скоро начнут решать проблему.


… после реконструкции в обновленный стационар детской городской больницы № 3 будут привозить маленьких пациентов по всем направлениям «неотложки»?


– Да, мы планируем это. Сейчас там завершаются работы в здании инфекционного стационара, две трети уже работают, остальное откроем в текущем году. В педиатрическом корпусе снаружи все сделано, внутри – коммуникации готовы, работы вовсю идут. Из бюджета РФ мы получили на этот объект 50 млн. рублей, и к концу года мы работы там закончим. На ремонт хирургического корпуса выделено более 770 млн. рублей,  из них более 400 млн. – средства региона. Готовность этого объекта – до 85 процентов, срок ввода в эксплуатацию – 2016 год.


В результате у нас в Нефтяниках будет работать мощнейший детский центр на 800–900 коек и единственная в регионе служба детской неотложной помощи. Со всего города сюда будут везти ребятишек с заболеваниями по различным направлениям: хирургия, нейрохирургия, урология, травматология, торакальная хирургия, ортопедия. Плюс мы переведем туда еще детскую челюстно-лицевую хирургию и лор-отделение.

 
Опять же нужно отдать должное Виктору Ивановичу Назарову: благодаря ему амбициозный проект осуществляется и получает поддержку из областного и федерального бюджетов.


Здоровье на первом месте


– Накануне Дня Победы Виктор Назаров вручил инвалидам войны мобильные устройства с кнопкой экстренного вызова. Правда ли, что они приносят реальную пользу пожилым людям?


– Правда. Сама идея, которую придумал Виктор Иванович, очень хорошая. Представляете, у 85-летнего одинокого ветерана потекла батарея – да для него это трагедия, может быть! Или нужен соцработник – лекарства купить. Куда звонить? Вот кнопка – он нажал, отвечает диспетчер центра медицины катастроф, работает круглосуточно. Узнает проблему, записывает, передает в соответствующую службу. На данный момент около 50 звонков нам поступило на абсолютно разные темы, мы на все отреагировали.


– А центры здоровья, которые работают в Омске уже не первый год, помогают выявлять заболевания на ранних стадиях?


– В определенной степени – да, так и есть. Туда можно прий­ти и бесплатно определить уровень сахара в крови, холестерина, получить рекомендации о здоровом образе жизни. Но вот если в процессе у человека выявляются какие-то заболевания, то данные об этом передаются в поликлинику, куда он прикреплен, и уже там его более тщательно обследуют и назначают лечение.


Насколько эти центры востребованы? За год их посетило 138 тысяч человек, из них 36 тысяч – дети. Приличный показатель, как считаете? Люди у нас стали больше заниматься своим здоровьем, они понимают, что болезнь проще профилактировать, чем лечить. Поэтому омичи обращаются в центры здоровья, где получают помощь.

URL: http://omskregion.info/news/33659-andrey_storojenko_omskaya_meditsina_idet_pravilnoy/
Дата публикации:17/06/2015 08:49
Фото:Евгений Кармаев