От Иртыша до северных морей

Омское НПП «Прогресс» занято в производстве самых мощных в мире подводных лодок.

На воде и под водой

Проходивший в Санкт-Петербурге с 1 по 5 июля Международный военно-морской салон (МВМС-2015) показал, что труд омских ученых и производственников очень востребован. В Омске разрабатывают и производят самые современные военные и гражданские системы, применяющиеся на земле, в космосе, на воде и даже под водой.

Об уровне разработок предприятия и степени квалификации его работников говорит, в частности, то, что в 1984 году оно было награждено орденом Трудового Красного Знамени за участие в отработке и испытаниях отдельных узлов космического корабля многоразового использования «Буран».
Сегодня основное направление работы предприятия – создание систем виброакустической защиты для особо сложных объектов Министерства обороны, в том числе для ВМФ. За почти секретными формулировками скрыта информация о том, что омичи уже давно и успешно участвуют в разработке программ «Борей» и «Булава».

При этом в копилке омских инженеров разработки, аналогов которым в мире пока нет. Недаром шесть работников НПП «Прогресс» стали лауреатами премии Правительства РФ в области науки и техники за 2013 год.

– Производим специальные изделия, патрубки пониженной жесткости, большой типоряд – под разные среды и давления. Они используются и в корабельных системах подводных лодок, и в силовых агрегатах. Главное – жизненный цикл этих патрубков равен жизненному циклу кораб­ля. Представьте, что требуется заменить систему патрубков. Надо вытащить лодку в сухой док, разрезать, вытащить силовые блоки и прочее, заменить все. Потом опять сварить, провести весь цикл испытаний и много еще чего. Цена вопроса до двух миллиардов рублей. С нашими разработками экономия ощутимая, – пояснил в одном из недавних интервью генеральный директор  ФГУП «Научно-производственное предприятие «Прогресс» Александр Зубарев.

 

Охотник за континентами

Что же представляют собой оснащенные омскими узлами ракетоносцы проекта «Борей», которые начнут базироваться в специальном пункте на Камчатке с 1 октября 2015 года?

В 2013 году на вооружение Российского флота была принята первая стратегическая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта «Борей» – «Юрий Долгорукий».

Жителям нашего региона хорошо знаком подводный ракетоносец «Омск». В составе его команды сегодня служат 8 наших земляков, а региональное правительство шефствует над моряками и членами их семей.

Американцы зовут его «убийцей авианосцев» за умение точно поражать крылатыми ракетами любую надводную цель на большом расстоянии.
В задачи стратегических ракетоносцев проекта «Борей» не входит охота за транспортными кораблями или боевыми соединениями враждебных флотов. Они обеспечивают ядерное сдерживание угрозой неминуемого ответного удара в случае нападения.

Глубина погружения «Юрия Долгорукого» почти полкилометра. Подводный ход – 29 узлов, надводный  – 15 узлов. Водоизмещение – 24 тысячи тонн. Каждый квадратный метр корпуса, выполненного из легированной сверхпрочной аустенитной стали АК-100, выдерживает 40-тонную нагрузку. Длина корабля – 170 метров.

Питьевая вода добывается из-за борта опреснительными установками, оттуда же берется и кислород, необходимый для обогащения им воздуха внутри корабля. На поверхность можно не подниматься месяцами. Для экипажа созданы прекрасные бытовые условия.

Атомная подводная лодка «Борей» видит и слышит все, что движется на расстоянии многих десятков миль вокруг, обладает устойчивой связью по закодированным акустическим каналам и всегда готова выполнить боевую задачу. Назначение корабля, как уже было отмечено, стратегическое. Он способен нанести массированный ракетно-ядерный удар, мощности которого достаточно, чтобы целый континент превратить в безжизненную пустыню.

 

Нас не догонят

В связи с применяемыми против России санкциями термин «импортозамещение» последнее время используется довольно часто. К строительству, вводу в строй и последующей эксплуатации современных АПЛ и кораблей флота в целом он малоприменим. Курс на использование исключительно российских технологий в данной сверхсекретной отрасли был взят задолго до введения санкций Западом.

К примеру, специалисты Омского НИИ приборостроения, разработки которого также заинтересовали посетителей МВМС-2015, готовы были обеспечить злополучные вертолетоносцы типа «Мистраль» связью. Не той, которой корабли оснастили французы, а более функциональной и надежной. Причем без демонтажа каких-либо узлов и агрегатов кораблей.

Не получилось из-за чьих-то политических капризов сотрудничать с французами – ничего страшного. Омские разработки применят  на оте­чественных верфях. Со дня на день стартует производство российских  вертолетоносцев, во многом превосходящих по своим эксплуатационным качествам зарубежные аналоги. К производству таких объектов стратегического значения иностранцев и близко не подпустят. А значит, вопрос дальнейшего участия омских предприятий в разработке и производстве серийных ракетоносцев проекта «Борей-А» решен принципиально. К 2020 году их количество достигнет десяти. Они сменят на боевом дежурстве «Акулы» и «Дельфины», которые к этому времени уже отслужат свой век.

URL: http://omskregion.info/news/34204-ot_irtsha_do_severnx_morey/
Дата публикации:08/07/2015 11:40
Автор:Алексей Сафронов