Питер Донохоу: «Мне кажется, что я понял русскую душу»

Питер Донохоу: «Мне кажется, что я понял русскую душу»

Дата публикации 15 июля 2015 10:07 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Знаменитый британский пианист рассказал о том, как он почувствовал Россию на уровне ДНК.

Лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского, Командор ордена Британской империи Питер Донохоу впервые выступил в Омске в 2003 году. А недавно, после работы в жюри XV конкурса им. П. И. Чайковского, дал концерты в нескольких городах нашей страны. В Омск он приехал после Екатеринбурга и Перми и сыграл с Омским симфоническим оркестром Третий концерт Сергея Рахманинова – тот самый, что привел его к победе в Москве 33 года назад. Омские слушатели устроили музыканту овацию и долго не отпускали со сцены. Журналистам прославленный пианист рассказал об истоках своей любви к русским композиторам и к России.

 

Успех на конкурсе изменил жизнь

– Мистер Донохоу, насколько трудна была работа в жюри XV конкурса им. Чайковского?

– На конкурсе прекрасная атмосфера и трудная работа: как будто у жюри есть специальный хрустальный шар, на котором нужно четко определить победителя. И сделать это так, чтобы потом от чрезмерной известности талант не совершил самоубийство своей карьеры. 57 пианистов, и почти все высокого уровня. Приходилось учитывать и артистизм. По статистике, на любом конкурсе мира в победителях – русский пианист. Из-за этого жюри обвиняют в манипуляциях. Но я-то не русский, меня не в чем обвинить. Я даже никогда не читаю биографию конкурсанта. Поскольку я часто бываю в России, знаю, как здесь учат музыкантов, могу сказать, что такой результат практически неизбежен. И это предмет национальной гордости.

– А какую роль в вашей исполнительской карьере сыграла победа на Международном конкурсе им. Чайковского в 1982 году?

– Очень большую. Она открыла мне дорогу в международную музыкальную деятельность. Хотя это не было началом моей карьеры. До этого моя страна прекрасно помогала мне и продвигала в течение десяти лет, я посещал и другие страны. Но успех на конкурсе им. Чайковского, одном из самых престижных в мире, невероятно изменил мою жизнь.

– Когда музыкант на протяжении долгих лет играет одно и то же произведение, у него меняется к нему отношение? Омичи услышали Третий концерт Рахманинова в той же интерпретации, что была высоко оценена жюри 33 года назад?

– Я недавно сыграл этот концерт в Великобритании. И это точно отличалось, никакой связи с 1982 годом. Хотя партитуры, написанные композиторами, творившими в начале ХХ века, очень детальны и подробны. Они в отличие от предшественников не очень доверяли исполнителям. И я их за это не виню, потому что музыканты слишком часто злоупотребляют желанием представить свою трактовку. Я сторонник того, чтобы четко следовать замыслу автора.

– За что вы любите этот концерт?

– Сыграть его – как Эверест покорить. И не только для пианиста, но и для дирижера, музыкантов оркестра. Я вот в прошлый приезд играл в Омске Второй концерт Брамса – тоже одно из самых сложных произведений, которое можно приравнять к рахманиновскому. В следующий раз приеду – может быть, что-нибудь полегче сыграю.

– Чем вам близок Рахманинов?

– Интересный вопрос для того, кто не является русским. Рахманинов не просто русский, а очень русский, русский-русский. Чайковский все-таки больше был ориентирован на Европу, на него большое влияние оказали Шуман и итальянская опера. Мусоргский смотрел на Восток. А на творчество Рахманинова повлияло то, что он, происходивший из аристократической семьи, вынужден был покинуть страну после революции, долго не мог писать. Он испытывал огромную ностальгию по России, в его музыке память детства. Когда я приезжаю в вашу страну и вижу огромные пространства, я чувствую, что это нашло выражение в музыке Рахманинова. Не космос, а бесконечность пространств.

 

Махал флажками Гагарину

– Вы как-то рассказали в интервью, что с русской музыкой вас в раннем возрасте познакомил дедушка, который предложил послушать Чайковского. Это помогло вам понять русскую душу?

– Я был поздним ребенком, и дедушка с бабушкой принадлежали к давнему поколению. Есть семейная легенда, почти нереальная, что мой дедушка был на концерте Чайковского, когда композитор был награжден докторской степенью в Кембриджском университете. Правда или нет, но дед действительно дал мне послушать Первый концерт Чайковского. И для меня до сих пор после Бетховена это лучший концерт для фортепиано с оркестром. Необыкновенное произведение! И у меня в детстве было еще одно впечатление, связанное с вашей страной.

– Какое же?

– Когда мне было девять лет, нас, школьников младших классов, вывели на улицу, построили вдоль дороги, ведущей в центр Манчестера из аэропорта, и вручили два флажка – Великобритании и Советского Союза. И вот двигаются мотоциклы, за ними – черный автомобиль, в котором стоит человек, и мы ему машем флажками. Я только позже узнал, что в машине был Гагарин. Это было большое событие для Манчестера, и фотографии визита космонавта можно найти в Интернете. Я тогда был политически озабоченным мальчиком и спросил у отца, что это значит. Он ответил, что человек в машине приехал из самой большой и самой опасной страны в мире. Так меня познакомили с Советским Союзом. Я вырос и стал ощущать связь с Россией, может быть, на уровне ДНК. Эту связь я особенно сильно почувствовал, когда полтора года готовился к конкурсу им. Чайковского, изучал каждую ноту. Мне кажется, что я понял русскую душу.

– Какое место в вашем репертуаре занимает русская музыка?

– Очень большое. Когда я был подростком, очень интересовался Стравинским. Его в Британии очень редко связывают с Россией, потому что он был эмигрантом. А я чем больше изучал Стравинского, тем больше понимал, насколько он русский. После Чайковского, Рахманинова Стравинский был моим любимым композитором. Еще Прокофьев. Я сыграл все концерты Рахманинова, сонаты Прокофьева, произведения для фортепиано Мусоргского. Русские композиторы мне близки эмоционально. Не знаю, почему так.

– У вас есть друзья среди русских музыкантов?

– Очень много. Думаю, тысяча, если говорить и о тех русских, которые живут в Британии.

 

И классика, и рок

– Это правда, что вы в молодости создали рок-группу, играли на разных инструментах?

– Да, это было. И вот почему. Пианисты чаще всего выступают с сольными концертами. А мне и сейчас, и в прошлой жизни интересно играть не одному, а с другими музыкантами – с квартетом, оркестром. Я играл на тубе – не очень хорошо. Но нескромно скажу, что был очень хорошим перкуссионистом. Рок-группа – это был еще и род моего протеста. Классические музыканты такие важные, а я не люблю притворяться, не люблю самонапыщенность. Ну и хотелось играть для народа. В Британии общество очень разделено, и классическая музыка никогда не была доступна рабочему классу, только среднему и высшему. А мне очень хотелось, чтобы музыка простых людей была понятна высшему классу, и наоборот.

– Вы интересуетесь поли­тикой?

– Мне всегда хочется самому разобраться в ситуации. Неважно, что вещает BBC или говорит британское правительство. Я съезжу на Украину и в Крым, поговорю с местными людьми и пойму, что там происходит. А пока не увидел, не имею собственного мнения об этом. Я был в 80-е годы с гастролями в Южно-Африканской Республике. Вообще-то, мне была запрещена эта поездка, но я запрет проигнорировал. Когда побывал там, убедился, что все не так, как мне говорили. Все в политике происходит из-за двуличия и жажды денег. Но, надеюсь, музыканты выше этого.

– Что значит для вас награждение орденом Британской империи?

– Признание твоей страны замечательно. Это великая честь. У нас не очень любят признавать успехи. Поэтому вы не так много знаете и слушаете британских музыкантов. Мы, наверное, просто неправильно себя продаем. Вот у вас в пресс-центре филармонии все стены комнаты увешаны портретами ваших музыкантов. У нас такого нет. Почему? Чтобы понять, надо просто почитать историю Британской империи.

 

Мнение

Дмитрий Васильев, художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра:

— Третий концерт Рахманинова я впервые услышал на пластинке в конце 80-х годов. Это была запись исполнения Питера Донохоу, которая меня потрясла. Мог ли я тогда представить, что когда-нибудь буду стоять на сцене рядом с великим пианистом и играть этот концерт! Питер Донохоу очень требовательный музыкант. Как наш великий Николай Петров. Но я считаю, что солист, работавший с разными оркестрами мира, имеет право на свое видение, интерпретацию, и музыканты вместе с дирижером должны прислушиваться и в какой-то мере подчиняться солисту. Работа с Питером Донохоу – незабываемое впечатление.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Ждем прибавления

Ждем прибавления

В Омской области увеличатся выплаты семьям за ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

В субботу в Таре ждут особых гостей

Информбюро

Живое сердце

Живое сердце

Участники флешмоба почтили память жертв ...

Власть

«Наступление» на Арктику начинается в Омске

«Наступление» на Арктику ...

Александр Бурков провел IV Межрегиональный форум ...

Экономика

Дотянуться до звезд

Дотянуться до звезд

Какие условия необходимы, чтобы в Омск пришли ...

Политакцент

Стратегия  для города

Стратегия для города

Депутаты горсовета сегодня, 22 ноября, выберут ...

Социум

Съезд зимних волшебников

Съезд зимних волшебников

Омичам рассказали, как написать письмо Деду ...

Село

«Хорошие урожаи –  не самоцель»

«Хорошие урожаи – не ...

Глава областного аграрного ведомства Максим ...

Строительство

«Никому  не посоветую вступать в ЖСК»

«Никому не посоветую ...

Сергей Берлев, член правления ЖСК «Удачный»:

Культура

Праздник талантов

Праздник талантов

В Северном драматическом театре им. М. А.Ульянова ...

Спорт

Битва за лидерство

Битва за лидерство

«Авангард» проводит самую продолжительную в ...

Здоровье

Реабилитация под музыку

Реабилитация под музыку

Омичи смогут поправить здоровье с помощью ...

Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Борис Никонов

Борис НиконовНаблюдательный омичЗачем богатый Омск спонсирует бедную Собчак?

Как можно прославиться? Например, как чеховский ...
Виктория Богданова

Виктория БогдановаПроизводитель одежды, креативный директор бренда MacushkaНаши родители не покидали город, а пытались его изменить. И мы сможем!

Хочу поблагодарить всех, кто пришел 10 сентября на ...

Все авторы блогов