Виктор Маслов: «Картины пишу, как режиссер ставит спектакли»

Виктор Маслов: «Картины пишу, как режиссер ставит спектакли»

Дата публикации 22 июля 2015 09:57 Автор Светлана Васильева Фото Сергей Мельников

Омский художник о современном искусстве, экспериментах в живописи, любимых мастерах и способных учениках.

Омский художник Виктор Маслов отметил 70-летний юбилей. Выставка в музее имени Врубеля представила известного живописца как еще и талантливого графика.

От его картин глаз не оторвать. Живописные и графические пейзажи притягивают неожиданностью фактур, ритмом линий, жизнерадостной палитрой. Искусствоведы отмечают новизну и современность выразительных средств, эксперименты с формой, характерные для молодых, и абсолютную свободу художника в поиске. Музейщиков поражает щедрость – Виктор Маслов дарит свои работы не по одной, а сериями.

 

В Омск позвал Ханжаров

– Виктор Иванович, вы родились в июле 1945 года, имя вам дали в честь Победы?

– Мои родители были простыми людьми. Вряд ли знали, что Виктор в переводе – победитель. Отец из казачьего рода, со Ставрополья, откуда семья переселилась в Чечено-Ингушетию. Отец работал на оборонном заводе.

– Вы родились в Грозном, учились в Саратовском художественном училище, потом в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР. Жизнь началась с перемены мест?

– Я в Грозном за два года окончил четыре класса художественной школы, меня заметили и дали направление для поступления в любое из четырех художественных училищ. Ну, я подумал, что в Саратове – великая река Волга, туда и поехал. А когда выпускался, к нам приехал председателем ГЭКа народный художник СССР Андрей Андреевич Мыльников, посмотрел работы и рекомендовал троих ребят, в том числе и меня, в Ленинград. Я учился на театральном и живописном отделениях. И очень был рад, что попал на театральное. Там изучали литературу, историю костюма, музыки, чего не было у живописцев. Занимался у Евсея Моисеенко.

– Такой знаменитый художник был вашим наставником!

– Повезло. Он звал к себе в мастерскую, говорил: нужно сделать декорации для спектакля «Собака на сене», изучай материалы об Испании, рисуй. В Академии нас учили настоящие мэтры.

– Вы и в Омск попали благодаря диплому театрального художника?

– Позвал легендарный директор Омского театра драмы Мигдат Ханжаров. Он пришел в институт вместе с актером Феликсом Степуном, посмотрел работы и спросил: «Вы не хотели бы поехать в Омск?». А меня очень звали в Грозный, обещали дать сразу мастерскую. Но против была жена – архитектор Лариса Маслова. И мы поехали в Омск. Я очень легко вошел в сообщество омских художников.

– Какие спектакли вы оформили?

– Я проработал в театре только два года и не был художником-постановщиком, участвовал в оформлении спектаклей «Солдатская вдова», «Валентин и Валентина». А тут первая зональная молодежная выставка в Союзе художников, я на нее попал с двумя графическими листами, и это был успех. Ушел из театра в чистое творчество. Потом был главным художником комбината при нашем творческом союзе. Анатолий Чермошенцев привлек меня к преподаванию, рекомендовав на заведование кафедрой рисунка и живописи в технологический институт, а спустя годы декан худграфа Амангельды Шакенов позвал преподавать в пединститут. До сих пор там работаю профессором.

 

«Никогда не копирую натуру»

– Вы художник-пейзажист. Но, когда смотришь на ваши картины, понимаешь, что вы представляете зрителям не порт­реты природы, а впечатления от нее…

– Да, я хочу рассказать зрителям, как я вижу событие, а не как оно есть. Я же по образованию театральный художник. И хотя спектакли не ставлю, каждый раз стараюсь быть режиссером того, что вижу. Я никогда не копирую натуру, натура для меня средство.

– Вам говорили, что на ваших живописных полотнах настроение и мазок, как у импрессионистов?

– А меня в последнее время что-то стали обзывать импрессионистом. Мне повезло: я видел студентом подлинники импрессионистов. Но не собирался подражать. У меня работы были строже, ближе к графике. Но я не представляю, как всю жизнь можно работать в одной манере. Хочется искать, экспериментировать, например с фактурой. Одного друга-художника спрашиваю, почему не поменяет стиль? Он говорит: не могу. А мне неинтересно работать однообразно, скрупулезно вырисовывать детали. А сейчас думаю, что это и не нужно. Хотя студентов учу академической живописи, как меня учили. Основами нужно владеть.

– Кто ваши любимые художники?

– В последнее время очень нравятся художники Серебряного века Александр Головин, Мстислав Добужинский. У Головина восхищает стан линий. У художников «Мира искусств», к которым они принадлежали, изысканная красота во всем.

– А как бы вы назвали направление, в котором работаете?

– Я реалист махрового качества. Но реализм расцвечиваю театральными сценариями.

– Как вы работаете на пленэре?

– Выбираю места. Считаю, что этюд – основа картины, и стараюсь сразу закончить работу. Либо получилось, либо нет.

– Вам не кажется омская природа скромной, бедноватой на эмоции?

– Нет. Природа – это же философия. Я девять раз приезжал в Чернолучье со студентами, и мне никогда не было скучно. Одна и та же поляна выглядит по-разному. Для меня важен первый эффект. Вот на выставке – графический лист с цветущим чертополохом. И чертополох может поражать воображение.

– В ваших пейзажах нет печали, настроение радостное, солнечное. Это соответствует вашему характеру?

– Наверное. Я по натуре оптимист. И я начинаю работу с большим желанием. Солнце ли светит, дождь ли, снег.

– Когда начинаете работу над картиной, думаете, понравится ли она зрителям?

– Никогда не думаю. Если хорошо – радуюсь, думаю, что и зрители это увидят, почувствуют.

– Вы работаете по заказу?

– Раньше было. А жена как-то сказала: «Что-то ты увлекся заказами». А я и не любил это и с легкостью оставил.

 

Учитель, воспитай ученика

– Как вы относитесь к современному искусству?

– Сегодня две крайности: или шарм, гламур, то есть бизнес от искусства, или претензия на концепцию. Хорошее слово, великолепно подходит к произведениям из камня, дерева. А в живописи, графике… Акварели Василия Белана, листы Анатолия Чермошенцева, холсты Валентина Кукуйцева, Ростислава Черепанова превосходят по впечатлению так называемые концептуальные картины.

– У вас огромный педагогический стаж…

– Ну, не огромный. Лет 30. А у Михаила Разумова, например, 45.

– Кто из бывших учеников сегодня радует?

– Елена Боброва, правда, диплом она защищала не у меня, а у Георгия Кичигина, но года полтора я ее учил. Зоя Минеева, Валерий Смаковский, Виталий Одринский.

– Кто-то наследует вашу манеру письма?

– Анатолий Чермошенцев говорит: «Ты одних Масловых готовишь». Это, конечно, шутка. Если сначала у моих учеников и бывает похожесть на меня, то потом стиль меняется, а желание искать новое остается.

– А вам как художнику преподавание что-то дает?

– Ох как много! Неизвестно, кто больше кому дает: я студентам или они мне. Та же Лена Боброва на пятом курсе приносит мне портрет цыгана – как она берет цвет, какие мазки! А какие студенты композиции делают! Они же не учились у Моисеенко и Мыльникова, еще не знают азов, а получается – пальчики оближешь. Конечно, я говорю про самых способных.

– Чем, кроме искусства, увлекается художник Маслов?

– У меня два взрослых сына, четыре внучки. Яхта, волейбол, лыжи – этим увлекаемся. Веду здоровый образ жизни, не пью, не курю.

– Никто не пошел в художники?

– Сыновья ходили в художественную школу…полтора часа. Выбрали другие профессии, один возглавляет компьютерную фирму, другой – речник. А внучка поступила в Архитектурную академию в Екатеринбурге, пошла не по моим стопам, а бабушкиным.

– Что больше всего любите в жизни?

– Природу, работу, семью. Как оказалось, я домосед.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Барьер для тарифа

Барьер для тарифа

С 1 июля средний рост коммунальных услуг по Омской ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

В прошлом номере мы рассказывали, о чем писала ...

Информбюро

Праздник на нашей улице!

Праздник на нашей улице!

Третий год подряд улица Чокана Валиханова на один ...

Власть

«Учиться работать в новых условиях»

«Учиться работать в новых ...

Глава Росавтодора проинспектировал ремонт омских ...

Социум

 «Такой народ нельзя победить!»

«Такой народ нельзя ...

Омичи приняли участие во всероссийской акции ...

Село

Перекупщик должен уйти

Перекупщик должен уйти

Новая система сертификации животноводческой ...

Культура

Казацкому роду нет переводу

Казацкому роду нет ...

В Омской области 1 июля открывается новый ...

Наследие

Омские крылья «Нормандии – Неман»

Омские крылья «Нормандии ...

В этом году исполняется 75 лет со дня формирования ...

Спорт

Вернулись с Кубком

Вернулись с Кубком

Шесть медалей выиграли омские спортсмены на ...

Образование

Шаг в Будущее

Шаг в Будущее

Выпускные вечера в регионе прошли не только для ...

Спецпроекты

Здравствуйте,  я ваш участковый!

Здравствуйте, я ваш ...

Журналист «ОП» попробовал себя в роли стажера ...

Крупным планом

Юрий Трофимов: «Омск был, есть и останется культурной столицей Сибири»

Юрий Трофимов: «Омск был, ...

Недавно назначенный на должность министра культуры ...

Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Пантелеев Алексей

Пантелеев АлексейЖурналистНетуристическая Грузия

Цхалтубо – как санаторная легенда Советского Союза ...
Борис Никонов

Борис НиконовНаблюдательный омичОмский «Зорро» выбился из сил?

Мы знаем, что законы логики обычно действуют в политике ...
Денисов Дмитрий

Денисов Дмитрийпреподаватель информатикиКакие загадки хранит старый хутор: за чертом на спутнике

Продолжаем исследовать историю Омского опытного хутора ...

Все авторы блогов