Владимир Шалак: «Люблю, когда люди радуются»

В канун Дня города на вопросы «ОП» ответил директор городского департамента культуры.

Департамент праздников


 – Владимир Васильевич, ваш департамент называют департаментом праздников. Это правда, что летом, когда праздников особенно много, у ваших сотрудников нет выходных?


 – У сотрудников департамента вообще никогда не бывает выходных. А летом они работают, как в мартеновском цехе. Нас очень немного для миллионного города, и каждый и швец, и жнец, и на дуде игрец.


 – Правда ли, что ваше предложение перенести День города с августа на июнь связано с тем, чтобы дать возможность сотрудникам сходить в отпуск летом?


 – Нет, предложение продиктовано другими соображениями. Да, я считаю июнь самым подходящим временем для Дня города. В июне работают все учебные заведения, театры, творческие коллективы, а август – это, по существу, сиеста.


Многие историки, и я с ними согласен, считают, что отряд Ивана Дмитриевича Бухгольца высадился в устье Оми в мае, после чего был отправлен гонец в Тобольск к губернатору Сибири Матвею Петровичу Гагарину, и уже в июне им был прислан отряд стрельцов с разрешением строить крепость. Но чем больше историков, тем больше мыслительных конструкций. Отстаивают и идею заложения крепости в Ильин день – 2 августа.


В 1996 году в Устав города было внесено положение, что День города в Омске проводится в первую субботу августа. И мы не стали накануне 300-летнего юбилея выносить вопрос о переносе даты в горсовет. Там у депутатов тоже разные мнения, и, считаю, споры нецелесообразны, когда так мало осталось времени до юбилея Омска.


 – Чем интересен будет День города в этом году?


 – В этом году мы впервые проводим фестиваль уличных театров, посвященный памяти основателя Лицейского театра Вадима Станиславовича Решетникова. Восемь городов заявили о своем желании участвовать и присылают свои театры. Они будут работать на нескольких площадках – в Воскресенском сквере, у Концертного зала, на улице Ленина. Очень интересный проект у муниципальных библиотек: литературный марафон в Театральном сквере «300 минут с книгой: читаем А.П.Чехова вместе». Отрывки из рассказов писателя прочтут актеры, спортсмены, журналисты и все желающие, а откроет марафон мэр Вячеслав Двораковский. Будет парад духовых оркестров 2 августа, к нам приезжают коллективы из Барнаула, Астаны, Тюмени, Красноярска, Екатеринбурга. Интересен Цветочный марафон: в нем побегут женщины – тысяча участниц. Фейерверки будут у гостиницы «Омск», в парке Советского округа и свето-пиротехническое шоу на острове против крепости.


 – В прошлом году главный концерт в День города проходил на сцене, установленной у Оми в створе улицы Бударина. Почему ее демонтировали, а не оставили для других мероприятий? Где нынче будет главная сцена?


 – Главная сцена будет там же. В прошлом году мы арендовали конструкцию, в этом у нас есть своя. В Омске проблема с большой площадкой для проведения праздников. В 1995 году юбилей Победы мы отмечали на стадионе «Красная звезда», который вмещал 18 тысяч зрителей. Это был такой праздник, который и сегодня изу­чают на факультете культуры и искусства ОмГУ будущие режиссеры. Сегодня северная трибуна снесена, восточная закрыта как аварийная, у западной отрезаны два ряда. На стадионе могут поместиться только четыре тысячи зрителей. Какое мое предложение к 300-летию Омска? Ижевский механический завод, который готовил трибуны для Олимпиады в Сочи, выпускает сборно-разборные конструкции трибун в контейнерах по 500 мест. 20 тысяч мест, которые можно установить на «Красной звезде», а можно и в другом месте, обойдутся в 80 миллионов рублей. А для того чтобы построить новый стадион, необходимо полтора миллиарда. Нет таких денег – давайте к юбилею города приобретем хотя бы пять тысяч мест. Все лучше, чем сидеть на траве или на пластиковых стульях.


– Вы провели немало Дней города. Какой больше запомнился?


 – 1996 года, когда открыли после реконструкции Октябрьский мост и приезжал Кубанский казачий хор.


 – А нынче будут в гостях знаменитости?


 – Я еще в 2012 году сказал, что до 300-летнего юбилея никого приглашать не будем. А кого позовем на юбилей, об этом пока промолчу.


Шар станет «Державой»


 – 299-летие Омска можно назвать репетицией 300-летнего юбилея. А правда ли, что нынче финансирование Дня города невелико, даже меньше, чем в прошлом году?


 – Финансирование составляет 9 млн. 300 тыс. против 13 млн. в прошлом году, но программа не сокращена. В 2014-м было 106 мероприятий, сейчас в план внесено 100, но на самом деле вместе с событиями в округах их будет больше.


 – Город экономит средства для будущего юбилея?


 – Нет. Финансирование юбилея еще не определено. Только в сентябре мы будем по согласованию с администрацией города вносить предложения в горсовет в проект бюджета 2016 года о выделении средств на юбилейные мероприятия. Причем мы не говорим о песенно-танцевальных – они были, есть и будут. Речь пойдет о знаковых для города событиях. Например, памятнике основателям или основанию Омска.


 – Каким он будет?


 – Мы провели конкурс, в котором приняли участие восемь авторов. Но конкурсная комиссия почти единогласно решила оставить образ памятника «Держава». Это была идея замечательного скульптора Василия Трохимчука. Но он умер, и памятник оказался недоделанным. Шар на площади у речного вокзала – это, по сути, эскизный вариант, сделанный из папье-маше, отчего его и укатило ветром. Он должен быть изготовлен из металла диаметром семь метров. Его по замыслу автора венчает крест, шар опоясывает скульптурная композиция с барельефами деятелей омской истории и цепи. Все это очень красиво.


 – Какова была реакция общественности?


 – После конкурса ко мне пришли члены Омского отделения Русского географического общества с жалобой, что с ними проект не согласован. Я пригласил принять участие в обсуждении 14 ученых мужей – профессоров, докторов исторических наук. Один из них представил Петра I чуть ли не врагом Омска и утверждал, что в феврале 1721 года царь хотел снести Омскую крепость. Но где документы? Я спросил: «А вы что, были на аппаратном совещании у Петра I ?».


История часто состоит из мифов, и встает вопрос, кому верить.


 – Я бы поверила комиссии, созданной к 200-летнему юбилею Омска, которая предложила увековечить имя Петра I.


 – Когда я говорил о том же в 2012 году на совещании у мэра, как меня СМИ критиковали: Шалак хочет переименовать улицу Ленина в проспект Петра Великого! А я лишь сообщил о решении городской думы столетней давности, решившей отдать должное царю переименованием улицы в его честь и установкой памятника.


 – В результате решение принято?


 – Принято. А теперь все ждут, где я найду деньги. Но когда речь идет о памятнике основанию Омска, я думаю, депутатам следует принять знаковое решение и этот памятник установить за счет бюджета. И нужно навести порядок в учете, содержании памятных знаков и мемориальных досок.


Ничьи памятники


 – Это правда, что они сегодня бесхозны, ничьи?


 – Так и есть, и мы уже два года говорим об этом. Вместе со специалистами округов мы выяснили, что на территории города 443 мемориальных комплекса, памятников, знаков, городской скульптуры и мемориальных досок. На учете они не стоят, практически никто не несет за них ответственность. Кто должен ремонтировать эти знаки памяти – неизвестно. Сегодня бюджетная роспись такова, что без муниципального задания мы не имеем права что-либо делать. Иначе действия опротестует прокуратура.


 – И вы знаете, как решить проблему?


 – Мы говорим: дайте нам несколько ставок для специалистов. Не в департамент – люди рассерженно смотрят на аппаратчиков. Мы просим организовать отдел при нашем хозяйственно-эксплуатационном центре «Творчество», который профессионально займется знаками памяти.


 – А это правда, что пока вопрос не решен, были случаи, что вы тратили собственные деньги на восстановление мемориальных досок?


 – Нет, но не раз приходилось бегать по предприятиям, организациям и частным лицам, собирая деньги.


 – С памятником на могиле Тимофея Белозерова дело обстояло именно так?


 – Пришлось «тушить» несколько «пожаров». В 2012 году пришел ко мне доцент Вадим Михайлович Физиков: вандалы похитили металлический барельеф с памятника поэту. Съездили на Восточное кладбище и убедились, что могила в плачевном состоянии. И нашли возможность навести порядок, поставили оградку, стол. А скульптор Сергей Голованцев пообещал сделать барельеф из бетона, чтобы не было соблазна уничтожить.


 – 443 памятных знака – большое хозяйство, много хлопот…


 – Но оставлять их без присмотра нельзя. Мне славы не надо. Уйду я, придет другой руководитель, а паспортизация, система охраны и обслуживания будет. Если своевременно делать ремонт, не придется тратить огромные средства на восстановление из праха. И болит душа за то, что мы уже потеряли. Мы все вышли из СССР, а какое отношение к советской истории?


Я был в Аргентине, показывают: этому памятнику 200 лет, этому – 300. В Испании стоит памятник Франко. Казалось бы, фашистский диктатор. Но там считают, что это тоже их история. Скажите, кому в Омске помешал памятник Карою Лигети работы Федора Бугаенко, открытый в 1962 году, и кто додумался его снести и бросить? А ведь на нем были высечены прекрасные строки про воинов-интернационалистов: «Взрастили вас края иные, но в памяти признательной своей вас бережно хранит Россия, как мать любимых сыновей».


 – Владимир Васильевич, как человек, чтущий традиции, в том числе и недавнего прошлого, вы предлагали сделать гимном города песню «Омские улицы». Идея не принята?


 – Депутаты горсовета говорят: проведен конкурс, определены победители – Анатолий Браницкий и Оксана Макаревич. Юридически правильно, что их песня и будет гимном. А я из чего исходил, когда предлагал всем знакомую и всеми любимую песню Вячеслава Косача и Михаила Сильвановича «Омские улицы», первой исполнительницей которой в 1963 году была Любовь Ермолаева? Что такое гимн города? В отличие от гимна страны, предполагающего патетику (да и то не во всех странах так), гимн города – это просто главная городская песня. Я прослушал гимны 18 городов.


 – И какой понравился больше всех?


 – Челябинский, который написал Олег Митяев. Я люблю его творчество, у него песни умные – про то, как надо жить, про что не забывать. Бардовские песни – от сердца. А у нас песня «Омские улицы» давно стала неофициальным гимном города, она на слуху, звучит на вокзале. Когда мне говорят, что раз был конкурс, его результаты нельзя отменить, я не понимаю, почему нельзя авторов просто признать победителями (я их тоже очень уважаю), а известную песню сохранить как гимн. Одного депутата попросил напеть мелодию или строчку из гимна Омской области. Он говорит: «Нам перед каждым заседанием раздают текст, а на память не помню». Меня это повергло в уныние. Такая же история может быть и с гимном города.


Школы искусств – голубая мечта


 – Правда ли, что вы изучили статистику, и выяснилось, что среди тех, кто учился или учится в школах искусств, нет ни одного правонарушителя и наркомана?


 – Ни одного! Можно поднять данные за много лет. О том, что надо увеличивать количество школ искусств, я говорил еще 11 мая 1990 года, когда стоял на трибуне и 55 минут докладывал свою программу перед утверждением на должность начальника городского управления культуры. В зале было 200 депутатов горсовета и 500 приглашенных. И я сказал:  в Омске 160 школ, и моя голубая мечта – чтобы при каждой была школа искусств на 50 – 60 человек. И тогда через 6 – 7 лет мы получим другую молодежь: гармонично развитую, со сформировавшимся мировоззрением. Потом, когда я был заместителем мэра и возглавлял объединенный департамент культуры и спорта, мы открыли пять новых школ искусств, семь спортшкол, создали шесть профессиональных творческих коллективов, три театра. Самое поразительное: несмотря на то что многие предрекали этим учреждениям недолгую жизнь, они все до сих пор работают.


 – А что открыли за три последних года?


 – Замечательное здание филиала художественной школы №1 на 150 учащихся на улице Стальского. Это была заброшенная пристройка, где находилась сначала молочная кухня, потом молодежный клуб, а после пожара ничего здесь не было. Выпускники легендарной художественной школы №1 во главе с профессором художником Евгением Дмитриевичем Дороховым бесплатно внутри и снаружи оформили эту школу так, что любо посмотреть. А 30 июля нынешнего года приглашаю на открытие новой школы искусств на пр. Мира, 112. Мы забрали пустующее четырех­этажное здание бывшего административного корпуса ПАТП №9, два года его ремонтировали. Сюда из общеобразовательной школы №32 переводим школу искусств №12. Сегодня 200 учащихся, а через два года будет 1100. Откроем нетрадиционные отделения: эстрадного вокала, театральное. В будущем году – художественной керамики и декоративно-прикладного творчества. Там будут четыре больших зала для занятий хореографией, мощные художественное, хоровое отделения.


Больные вопросы


 – Владимир Васильевич, а почему так долго (два года) было вакантно место художественного руководителя театра «Студия» Любови Ермолаевой?


 – Когда я недавно представлял нового худрука Наталью Григорьевну Корлякову, сказал, что в этой ситуации ошибался. Если честно, думал, что человека быстро найдем, что в очередь режиссеры выстроятся. И, оказалось, был не прав. Главный режиссер театра драмы Георгий Зурабович Цхвирава сказал: «Нелегко вам будет найти человека, худруки сегодня даже в государственных театрах в дефиците». Восемь кандидатов на должность прошли через мой кабинет. Кто-то выдвигал свои условия. Например, что 70 процентов времени будет находиться вне театра. Я понимаю, что режиссеры ездят на постановки в другие театры, и правильно делают. Если будут идти спектакли одного режиссера – для театра это стагнация. Но быть в театре только три месяца из двенадцати? Корлякову предложили артисты театра. Наталья Григорьевна родилась в Таре, но в 10 месяцев ее отец-военный был направлен в Северск Томской области строить ядерный центр страны. У этого режиссера хорошее театральное образование, большой опыт: 25 лет возглавляла театр в Северске, это дорогого стоит. Она человек востребованный. Мы договорились с ней и с директором театра, что за творчество отвечает худрук, директор же занимается административно-хозяйственной деятельностью, главный же в театре – актер. Думаю, должен сложиться хороший тандем руководителей.


 – Нельзя не заметить новые и интересные библиотечные проекты. Библиотеки выходят в парки, на улицы. Правда ли, что приходится придумывать идеи, потому что молодежь не читает и снижается посещаемость библиотек?


 – Я бы не сказал, что у людей пропала тяга к чтению. Мы видим отток читателей, но он незначительный. Я приезжаю в библиотеку и прошу показать формуляры читателей. Смотрю любой, не выбирая, и вижу: люди читают. В горячечном бреду не должно никому прийти в голову исключить библиотеки из жизни людей. Как в природе круговорот идет, так и в культуре. Помните, в забвении оказались духовые оркестры? А сегодня их в городе десять, и этого еще мало. Но как люди радуются парадам этих оркестров!


 – Самая больная проблема – помещения музеев?


 – Да, это постоянная головная боль. Я изучал постановления правительства к юбилеям разных городов. К 1000-летию Казани восемь страниц посвящено строительству музеев, концертных залов, театров. Потому что гости приедут не за тем, чтобы смотреть новый канализационный коллектор или объездную дорогу. А у нас была записана только городская библиотека, и ту вычеркнули. Но что-то мы должны успеть сделать до юбилея. Отремонтировать под Музей городского быта дом на пл. Дзержинского,1. Открыть хотя бы одно здание музея «Искусство Омска» – либо на ул. Куйбышева, 48, либо на Декабристов, 121.


 – Разве не Технологический музей должен открыться на ул. Декабристов?


 – Появился новый вариант для этого музея, очень перспективный. Он может открыться в техническом университете, для этого там предоставляют площади в две тысячи квадратных метров. Каждое предприятие подготовит свою экспозицию согласно концепции «Технологии как искусство». Там должны быть действующие производственные установки в миниатюре. На сегодня это лучшее предложение.


 – Владимир Васильевич, говорят, что в одну реку нельзя войти дважды. А вам удалось во второй раз возглавить городскую культуру. Как вы себя чувствуете на новом старом месте?


 – Очень хорошо. Я ведь не просился в 2012 году, меня позвали. Я люблю эту работу, я ей отдал всю жизнь. Люблю, когда люди радуются, не люблю грустных глаз.

URL: http://omskregion.info/news/34733-vladimir_shalak_lyublyu_kogda_lyudi_raduyutsya/
Дата публикации:29/07/2015 12:11
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев