Василиса Владыкина: «Главное – верить в себя и любимое дело»

Самая титулованная спортсменка в истории омского плавания уверена: для того, чтобы добиться успеха, надо постоянно учиться.

В полном соответствии со своим именем она как будто пришла в наш мир из прекрасной сказки. Глядя на самую титулованную спорт­сменку в истории омского плавания Василису Владыкину, так и ждешь: вот сейчас взмахнет левым рукавом – будут новые рекорды, а взмахнет правым – сделает успешную карьеру уже после спорта.


Сегодня 13-кратная рекорд­сменка России, чемпионка страны, двукратная чемпионка Всемирных универсиад, призер юниорских первенств Европы Василиса Владыкина – гость «ОП».


Ветеранское «золото»


– Василиса, поздравляю тебя с двумя золотыми медалями, завоеванными недавно на турнире серии «Мастерс» в Казани. Ну и как ощущения от первых в твоей жизни «ветеранских» соревнований?


– Ощущения удивительные! Волновалась, как перед своими первыми – юниорскими соревнованиями! Дело в том, что я уже давненько не бывала в бассейне и полностью утратила за это время присущее мне ранее чувство уверенности в своих силах. Так что, выходя на старт, сама не знала, чего от себя ждать. (Смеется.) Но уже вскоре почувствовала огромное удовольствие от того, что вновь нахожусь в привычной соревновательной стихии, среди друзей-спортсменов. В итоге эти десять дней в Казани пролетели, как один, и, помимо медалей, оставили в качестве воспоминания большое чувство радости.


– Это первые твои старты за последние три года, и ты продемонстрировала отличную форму. Как поддерживала ее на протяжении этих лет?


– В течение первого года после завершения карьеры я иногда, не чаще раза в неделю еще ходила в бассейн, а потом лишь тренажерный зал и занятия йогой. То есть спорт из моей жизни никуда не делся, да, я думаю, никогда и не денется. Просто, видимо, плаванием я в своей жизни так «наелась», что возвращаться на «голубую дорожку» совсем не хотелось. Но друзья убедили выступить на турнире в Казани. И я не жалею, что сделала это.


И мама, и тренер


– Пожалуй, уже пришло время подвести итог твоей карьере. Можно ли сказать, что самый яркий ее момент – твои победы на Всемирной универсиаде в 2005 и 2007 годах?


– Конечно, так и есть. Пожалуй, стоит еще добавить сюда мои успехи на европейских первенствах. Ну а Универсиада 2005 года стала первым в моей жизни действительно крупным успехом на международном уровне.


– Ты 13-кратная рекордсменка России в плавании баттерфляем. Получается, много лет боролась на «голубых дорожках» сама с собой, улучшая собственные рекорды?


– Не совсем правильно говорить, что я боролась сама с собой. Все-таки эти рекорды переписывались в ходе острейшей борьбы с соперницами. Когда я начинала карьеру, мои конкурентки в основном были старше и опытнее меня. Тянулась за ними, старалась соответствовать. А в последние годы, наоборот, меня уже поджимало молодое поколение. И опять, чтобы «держать марку», приходилось выкладываться по полной. Не было бы конкуренции, не было бы и моих рекордов. Которые, кстати, уже давно побиты теми пловцами, которые пришли после меня.


– Твой первый и главный в жизни тренер – твоя мама, Лариса Дмитриевна. Это накладывало отпечаток на ваши отношения? Ведь маме свойственно пожалеть дочку, приласкать ее. А тренер, наоборот, должен жестко требовать.


– Большинству людей это трудно представить, но мы с мамой всегда четко разграничивали наши отношения: в бассейне мы – строгий тренер и исполнительная ученица, вне его – любящие мама и дочь. Но, если честно, делать это очень трудно. Так что мы обе вздохнули с огромным облегчением, когда я закончила карьеру. И сейчас наши отношения вышли на какой-то качественно новый уровень, мы стали еще ближе и нежнее друг к другу.


Почему «звездочки» гаснут?


– Три раза, в 2001, 2002 и 2003 годах, ты выигрывала медали юниорских первенств Европы. Почему не удалось завоевать столь же высокие места уже на взрослых чемпионатах мира и Старого Света?


– Я не собираюсь оправдываться, но, думаю, дело не во мне лично. Посмотрите, российские пловцы уже много лет лучшие на всех без исключения юношеских турнирах, а на взрослых соревнованиях картина, увы, совсем другая. Думаю, дело тут в неправильной системе подготовки спортсменов, существующей в нашей стране. Именно при переходе из юношеского спорта во взрослый у нас теряется большинство талантов, а вчерашние «звездочки», подававшие большие надежды, в итоге так и не могут оправдать выданных им щедрых авансов.


– С 2008-го по 2011 год ты тренировалась в спортивном клубе Trojan Swim Club в Лос-Анджелесе под руководством знаменитого тренера Дэйва Сэлоу. Как сильно отличается процесс подготовки «топовых» пловцов в России и  США?


– Отличается кардинально. В России я тренировалась по три раза в день, проводила в воде ежедневно по восемь часов, «наматывала» по двадцать два километра! Это получается, что большой, пятидесятиметровый бассейн я за день переплывала по 440 раз! До сих пор не понимаю, зачем нужно было так издеваться над собой?!


В Америке я тренировалась в бассейне один раз в день, «наплывала» не более семи километров. Потом еще была интенсивная тренировка в зале. В итоге я не «загонялась» психологически и физически, шла на тренировки с удовольствием. И мои результаты, как показало первенство Европы, ничуть не ухудшились из-за падения тренировочного объема. Ну и потом: в США есть тренер в бассейне, отвечающий за технику плавания. Есть тренер в зале, который «ставит физику». Есть диетолог, есть психолог. И так далее. А российский тренер един во всех лицах. Как показывает жизнь, на пользу делу это не идет.


«Свободного времени не было»


– За три года жизни в Штатах ты успела обрасти американскими привычками в еде? Что скажешь об американской кухне? Она вся сплошной фастфуд?


– Да уж, фастфуд там везде, и от него, как поется в песне, «не спрятаться, не скрыться». (Улыбается.) Одно время из-за этого и я набрала лишний вес. Вообще, поначалу многое, что касается еды, меня в Штатах удивляло. Например, в нашей стране я привыкла, что купленный в магазине хлеб через какое-то время почерствеет, заплесневеет и пропадет. А американский хлеб лежал по нескольку недель и оставался все таким же свежим. Сначала мне это нравилось, но потом я узнала, что в отличие от нашего, натурального, хлеба штатовский наполовину искусственный и перенасыщен химическими консервантами. И тогда я перестала питаться, как американцы, в кафе. Они ведь вообще дома не готовят и не едят. А я стала, по старой памяти, варить себе борщики, покупать в русских магазинах, которых там полно, пельмешки. Вот это здоровая еда! (Смеется.)


– Чем, кроме тренировок, были наполнены твои дни?


– Я училась. Когда только приехала в США, мой уровень знания английского языка был близок к «нулю». Я, конечно, как и всякая российская школьница, учила его, а перед отъездом в Штаты еще и ходила к репетитору. Как оказалось, мне это не слишком помогло. И поэтому я поначалу очень стеснялась разговаривать с американцами, предпочитала молчать и улыбаться. Но терпение и труд, как знает любой спортсмен, в итоге всегда дадут желаемый результат. На третий год своей американской жизни я переехала во Флориду и, сдав экзамен, поступила в частный университет. И свободного времени не осталось совсем. В пять утра начиналась тренировка в бассейне, с восьми до полудня – учеба в университете, потом небольшой перерыв, вечерняя тренировка в зале и вновь учеба – до десяти часов вечера. Какие уж тут развлечения?


– А в выходные?


– А по выходным у нас всегда были соревнования. (Смеется.) Нет-нет, я серьезно!


«Я полностью реализовалась в спорте»


– Ты приняла решение завершить спортивную карьеру в 2012 году, после того как не прошла отбор на Олимпийские игры в Лондоне. Ни разу потом не было мысли, что поспешила?


– Нет, я все сделала осознанно, успев полностью реализоваться в спорте, так что о принятом решении никогда не жалела. Единственной моей мечтой было отобраться на лондонскую Олимпиаду. Увы, эта мечта не осуществилась. Оставаться в спорте еще на четыре года, до Игр в Рио-де-Жанейро? Я поняла, что просто не выдержу физически.


– Окончание спортивной карьеры является трудным этапом в жизни любого спортсмена. А у тебя со стороны все выглядит, как в сказке: только что наматывала километры в бассейне и вот уже работаешь начальницей в «Москомспорте». Дай совет тем, кто будет заканчивать спортивную карьеру в ближайшее время: как так быстро наладить новую жизнь?


– Верить в себя и свое любимое дело. Ведь если бы я ушла из спорта в какую-либо совершенно другую сферу, скажем, в бизнес, очень может быть, что я потерялась бы в жизни. Ведь вся моя предшествующая судьба связана именно со спортом, и мой опыт очень помог мне на новом жизненном этапе. А еще надо постоянно учиться, развиваться. Потому что тех знаний, которых тебе вполне хватает сегодня, завтра окажется мизерно мало.


– Имя Василиса – с древнегреческого дословно переводится как царица. Это соответствует твоему мироощущению? Какой эпитет тебе ближе: Василиса Прекрасная или Василиса Премудрая?


– В этом отношении я – «два в одном»! Чувствую ли я себя царицей? Знаешь, я очень поздно начала любить свое имя, когда уже добилась каких-то успехов в спорте. А до этого, если на улице спрашивали, как меня зовут, называлась как угодно, только не Василисой: Оля, Маша, Юля – это были мои любимые имена. А сейчас я очень благодарна родителям за свое имя и всячески стараюсь его оправдывать.

URL: http://omskregion.info/news/35640-vasilisa_vladkina_glavnoe__verit_v_sebya_i_lyubimo/
Дата публикации:09/09/2015 12:43
Автор:Алексей Одариев