Императрица сцены

Дата публикации 7 октября 2015 12:17 Автор Светлана Васильева

11 сентября исполнилось 125 лет со дня рождения Лины Самборской, актрисы и художественного руководителя Омского областного драматического театра в 1941 – 1948 годах.

С вахтанговцами вместе


О ней вспоминают как о женщине-легенде, возглавлявшей театр в трудные годы войны. Первый же решительный поступок на новом посту достоин уважения. В 1941 году в Омске ждали эвакуированный театр имени Евг. Вахтангова и ради столичных артистов решили освободить здание от своих. Она же сумела отстоять труппу от переезда в Тару, и родился уникальный опыт работы и сотрудничества двух театров на одной сцене, о котором много лет спустя вахтанговцы говорили со слезами на глазах.


Что такое делить сцену? Вахтанговцы играли спектакли четыре дня в неделю, омские артисты – три. Таким образом, и традиционно свободный понедельник стал театральным днем, а по воскресеньям шли два спектакля – днем и вечером. Например, в январе 1942 года вахтанговцы сыграли 19 спектаклей, омичи – 18. Такт и мудрость нужны были, чтобы решить вопрос о том, как быть с постановками по одним пьесам. И в Омске, и в Москве до войны одновременно шли «Фельдмаршал Кутузов», «Много шума из ничего», «Маскарад», «Интервенция». Чем-то нужно было поступиться, и Лина Самборская пошла на это. Конечно, спектакли и репетиции вахтанговцев и она, и наши артисты смотрели не без творческой ревности.   Но вскоре худрук обнаружила и выгоды «одной крыши». Во-первых, омичи  могли видеть работу корифеев сцены. Алексей Теплов на всю жизнь запомнил репетиции Алексея Дикого. В нашем театре было принято до генеральной репетиции сдерживаться, не выдавать результат, играя в полтона, чтобы не расплескать эмоции. Дикий делал на сцене что хотел, мог играть в полную силу, если душа того требовала. «Репетировали спектакль «Перед заходом солнца», – вспоминал Алексей Теплов, – я открыл дверь, чтобы заглянуть на секунду, а простоял всю репетицию». Влияние вахтанговцев можно было увидеть в омских спектаклях. По мнению режиссера Бориса Захавы, омские актеры стали тщательнее работать над ролями, более творчески подходить к своим актерским задачам.


Самборская пошла дальше. Она привлекла музыкального руководителя вахтанговского театра композитора Александра Голубенцева к работе над спектаклем «Давным-давно». А  Борис Захава поставил в омском театре спектакль по пьесе Л. Леонова «Нашествие». В письме историку Омского театра драмы Светлане Яневской (тогда завлиту) в 1973 году Борис Захава писал: «Помню, что играли в этом спектакле хорошо, правдиво, сильно. Публика принимала спектакль отлично».


Беда может поссорить, а может объединить. Отношения коллег из вахтанговского и омского театров не были омрачены размолвками, а тем более ссорами, завистью. Заслуга в этом Лины Семеновны очевидна.


«Быть выше над землею»


Лина Самборская родом из Одессы. В театр была влюблена с детства, убегала тайком из дома на спектакли, капельдинеры ее узнавали и пропускали «зайцем» на галерку.


После гимназии она поступила в драматическую школу, учила ее знаменитая актриса того времени Мария Савина. После первого курса она перевела Лину на третий, а еще год спустя сказала, что учиться дальше нет смысла, и порекомендовала ученицу антрепренеру Лаврову, работавшему в Керчи.


Лина Самборская  играла все: от водевиля до трагедии. Прославилась в Одессе, Киеве. Увлеклась режиссурой, работала худруком днепропетровского, харьковского, кировского театров, не оставляя и актерскую стезю. Играла и возглавив омский театр.


Зрители восхищались ее герцогиней Мальборо в поставленном в 1943 году спектакле «Стакан воды» Э. Скриба. Заслуженный артист РСФСР Михаил Потоцкий вспоминал: «Самборская играла эту роль с филигранной отделкой деталей, динамично и четко, в созданном характере герцогини сочетая интриганство, изворотливость ума и женское стремление к подлинному чувству». Хороша была ее Мамаева в постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. А в спектакле «Без вины виноватые А. Островского она переосмыслила роль Кручининой в соответствии с духом и настроением военного времени и сыграла веру, терпение и ожидание.


Лучшие ее режиссерские работы в Омске: «Парень из нашего города» К. Симонова, «Интервенция»  Л. Славина, «Слава» В. Гусева, «Давным-давно»
Г. Гладкова, «Обыкновенный человек» Л. Леонова. Но и в режиссуре Лина Семеновна оставалась актрисой, предпочитая прием показа, чтобы исполнители повторяли рисунок роли за ней.


Самборская была очень строгим руководителем, с ее появлением в театре все ходили чуть не на цыпочках. Она требовала безу­пречной чистоты в здании и аккуратности во внешнем облике всех сотрудников, нельзя было прийти на работу в неглаженой одежде, непричесанным. Любила повторять: «Актер или актриса всегда должны быть выше над землею – хотя бы на полмиллиметра».


Кумир Михаила Ульянова


Интересные наблюдения о Лине Семеновне есть в мемуарах Евгения Симонова, сына худрука вахтанговского театра Рубена Симонова: «Глубокая старость уже охватывала ее кольцом, но Лина Семеновна каким-то нечеловеческим усилием не давала зловещему кольцу сомкнуться и важно шествовала по коридорам театра. У подъезда ее обычно поджидал извозчик, в те времена уже явление ископаемое. Но когда старая актриса без посторонней помощи, сама садилась в пролетку с открытым брезентовым верхом, то прохожие обычно останавливались и, замерев, смотрели на нее. Самборская легким кивком головы, как Екатерина II, приветствовала своих зрителей и поклонников. Краснощекий кучер в синей стеганой поддевке важно натягивал вожжи, и видевшая виды ломовая лошадь, явно не предназначенная для старинной пролетки, плавно, словно нехотя, трогалась с места. Всю дорогу от театрального подъезда до дому Лину Семеновну приветствовали прохожие, и она продолжала отвечать на приветствия, словно играла Государыню Императрицу в дореволюционном немом кинематографе. Ее красивая, совершенно седая голова величественно покачивалась из стороны в сторону, странные и усталые, чуть выцветшие от времени глаза смотрели на мир благодарно и наивно, а изящные аристократические руки в старинных лайковых перчатках были подвижны, словно старость так и не коснулась их. Иногда рядом с нею в пролетке так же величественно восседал супруг Лины Семеновны – режиссер и администратор Николай Александрович Шевелев. Это был красивый стареющий провинциальный лев, похожий на иностранца».


Автор этого яркого портрета в войну был мальчиком, поэтому несколько преувеличил «старость» героини. В 1942 году Лине Семеновне было 52 года.
Интересно вспоминал о Самборской и Михаил Ульянов. Ведь это она открыла и возглавила в 1944 году студию при театре, которая дала нашему знаменитому земляку путевку в актерскую профессию. Михаил Александрович называл Лину Семеновну интереснейшей актрисой и незаурядным человеком, отмечал, что она умела эффектно вести себя и в жизни и на сцене, умела быть обворожительно-обаятельной, женственно-беззащитной и при этом   была наделена властной твердостью характера. «Лина Семеновна играла много и убедительно, – написал Михаил Ульянов. – Мы, студийцы, глядели во все глаза на этого мастера, понимая, что Самборская – вершина для нас недосягаемая. Наверное,  сейчас я нашел бы в ее игре огрехи, нажимы. Наверное… Но я вспоминаю то чувство преклонения перед ее искусством и понимаю теперь, сколь для меня это было живительно, как это питало мою фантазию, мою мечту, мою жажду узнать, суметь».


Это – о великом таланте педагога, пробудившего мечты в будущем великом артисте.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Первая высота Игоря Малиновского

Первая высота Игоря ...

Омский спортсмен в этом году смог пробиться в ...

К 100-летию «Омской правды»

Из века – в век

Из века – в век

«Омская правда» отметила столетие праздником в ...

Информбюро

В ожидании тренера

В ожидании тренера

«Авангард» расторгает контракты со штабом ...

Власть

«Два региона объединяют общие планы»

«Два региона объединяют ...

Губернатор Виктор Назаров и аким Булат Бакауов ...

Экономика

Баланс возможностей

Баланс возможностей

По итогам мартовских поправок бюджет Омской ...

Политакцент

Крымская весна

Крымская весна

Омичи отметили третью годовщину воссоединения ...

Социум

Дорога как судьба

Дорога как судьба

Потомственный машинист Эдуард Куркин почти 40 лет ...

Село

Репутация дорого стоит

Репутация дорого стоит

Как на Тюкалинском маслосыркомбинате борются за ...

Культура

«Неизвестный Бабель! Впервые в России»

«Неизвестный Бабель! ...

Спектакль «Мария» Омского театра драмы произвел ...

Спорт

Наталья Казанцева: «Между поединками еще успевала покормить трехмесячного сына»

Наталья Казанцева: «Между ...

Восьмикратная чемпионка России и победительница ...

Образование

Полмиллиона за идею

Полмиллиона за идею

По итогам всероссийского конкурса «УМНИК» ...

Спецпроекты

«Омская правда» в моей судьбе

«Омская правда» в моей ...

Продолжаем публикацию писем читателей.

Крупным планом

Омичи затаили дыхание

Омичи затаили дыхание

Контролирующие органы третью неделю ищут виновника ...

Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиО свободе прессы в сереньких конвертах

Немного перефразирую классика: «Уж сколько раз твердили ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Каждый должен оставить свой след в истории Омска

Фонд «Город будущего» открывает в центре Омска общественную ...

Все авторы блогов