«Иртыш – Наше главное преимущество»»

Будущее речного флота региона связано с Севером.

Генеральный директор ОАО «Омский речной порт» Сергей Сандулов возглавил предприятие совсем недавно, 23 июня 2015 года. Именно сейчас за грузоперевозки в районы Крайнего Севера разворачивается жесткая конкуренция, но у омичей есть серьезное преимущество – река Иртыш и большой промышленный потенциал Омской области.


Надо объединяться


– Сергей Григорьевич, вы приобрели значительную долю акций ОАО «Омский речной порт», следовательно, видите перспективы для развития предприятия.
 – С 2004 года я возглавлял крупное пароходство в Ханты-Мансийске. Там большая численность судов пассажирского флота, обслуживали 32 маршрута.  В 2011 году закончился мой контракт, к этому моменту у меня уже была своя судоходная компания, которую я выстроил с нуля. Начал ей заниматься. Кроме всего прочего, создал ассоциацию судовладельцев, филиал Российской ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) по Ханты-Мансийскому округу, возглавляю ее до сих пор.


Моя судоходная компания в Нижневартовске как работала, так и работает, но я понимал, что необходимо расширяться. Потому что, если посмотреть на то, что происходит, – очевидно укрупнение участников рынка. Уже оформилось два основных игрока. Это Томская судоходная компания и Обь-Иртышское пароходство. Все, кто меньше, либо уйдут с рынка, либо будут вынуждены объединяться. Вот и мы попробовали объединиться с омским портом. Признаюсь, пока ситуация в порту очень тяжелая. Но будем работать. Предоставлять высокое качество услуг и выставлять минимальную цену. Других вариантов не дано.


– Факт остается фактом, омские речники упустили инициативу, оказались дезорганизованными. Тем временем конкуренты, напротив, укреплялись. Что можно и нужно делать в такой ситуации?


– Иртышское речное пароходство (ИРП) сегодня принадлежит как раз Обь-Иртышскому пароходству. Скупив акции ИРП, компания усилила направление нефте­перевозок. Флот стал мощнее, и они смогли занять значительную долю рынка по Обской губе. У всех остальных, мелких перевозчиков, ситуация намного тяжелее. Флот  приспособлен только для работы на реке, к тому же заказов немного и становится все меньше из-за усиления крупных игроков. Еще и общее ослабление экономики стало сказываться. Потому что мелкие компании работают преимущественно со строителями, дорожникам. А дома сейчас перестают строить, во всяком случае, меньше, чем еще год назад. С дорогами происходит примерно такая же ситуация.


Люди нам верят


– По итогам навигации 2015 года, Омский речной порт сильно просел по сравнению с 2014 годом?


– У нас нет падения по объемам, но и роста нет. У нас другая проблема. Есть большие задолженности по налогам. Именно поэтому ситуация в порту пока очень тяжелая. Сколько мы должны озвучивать, не стану. Отношения с налоговой службой – дело интимное, и такие вопросы публично не обсуждаются. Но все вместе стараемся выйти из ситуации. Хороший доход дает добыча песка, поэтому наращиваем это направление. Тот песок, что мы накопили, будет востребован круглый год и потому придаст нам устойчивости.


Мы пытаемся сплотить коллектив, подготовить флот, тот, который остался, чтобы он пошел на будущий год в работу. Занимаемся портовой механизацией, а это около 50 кранов. Люди, а это 400 человек, нам верят. Поэтому все должно получиться.


Более того, мы все надеемся, что ситуация в экономике к весне будет лучше. Мы все слушали речь президента Владимира Путина на Генассамблее ООН, знаем, что он встречался с президентом США. Разговор между лидерами состоялся, а это уже сам по себе позитивный момент. Во всяком случае, нас уже начинают слушать.


Река должна работать


– Что для Омска флот, какое значение он имеет?


– Везде, где есть судоходная река, она должна работать. И потом, это же очень красиво! Если идет корабль, то он облагораживает городскую среду. А акватория должна быть обязательно красивой. Сейчас омские берега не в самом лучшем состоянии, но лет за десять они должны измениться. Потому что интерес к береговой линии Иртыша у бизнеса сейчас очень большой. Возводятся дома, досуговые заведения. Все стремятся к воде. В этом смысле у реки очень большие перспективы. И эту тему нужно обязательно развивать.


К сожалению, у нас в этом направлении пока не работают городские власти. У нас сняли речные маршруты к дачным товариществам. И сняли не потому, что были неинтересны народу или сильно убыточны, а потому что случилась беда с «Полесьем». Столк­нулся речной трамвай с баржей. Были жертвы. И все начали перестраховываться. А все остальные маршруты, испугавшись, просто убрали. Поставили душные, никому не нужные автобусные маршруты. Но мы же знаем, что автобусы тоже попадают, к великому сожалению, в страшные аварии, как случилось в этом году под Омском. И такой транспорт никто не закрывает. Вот что обидно.


Больше скажу – нам необходимо развивать речные трамваи. Мы уже думали возить людей на теплоходе с одного берега на другой. Пока все просчитываем, готовимся. И, думаю, идея сработает. Люди с охотой будут пользоваться таким видом транспорта. Пока проблема в одном – в сезонности. Маршрутка нарабатывает рейс годами, а мы станем выходить только в летний период. Но пробовать все равно нужно. Здесь нам могут помочь руководители города и области.


– На мой взгляд, есть еще одна проблема – нужно обновлять флот, а пока на Иртыше мы видим все, что выпущено во времена Советского Союза.


– Соглашусь, средний возраст флота далеко за 30 лет. Что-то купить новое – возможности пока нет. Но особенность кораблей в том, что при хорошем уходе, ремонте они могут ходить очень долго. В декабре 2014 года я был на Южном полюсе. И из базового лагеря мы туда летали на самолете типа «Дуглас» 1942 года выпуска. Все говорят, что для того региона ничего лучшего не придумать. Он планирует, неприхотлив к посадочным полосам. И при наличии хорошей связи, запаса сухого пайка и теплой одежды можно рассчитывать на высокую безопасность путешествия. И у нас суда, хоть они и старые, но прекрасно работают.  


Курс на Арктику


– Раз затронули тему Южного полюса, давайте поговорим и об Арктике. Если на той стороне Земли Антарктида принадлежит всем, то наш Север, он российский, и нам его осваивать. Что могут предложить омичи в этой работе?


– Мы, речники,  будем участвовать в переброске грузов в Обскую губу. Это однозначно. Скажу больше. Мы просто обязаны участвовать еще и в строительстве порта Сабетта. Это порт в Обской губе, где строится завод по сжижению природного газа. «Ямал СПГ» этим занимается. Колоссальный порт с возможностью захода как морских, так и речных судов для залива сжиженного газа и доставки его по всему миру. А у нас все есть для участия в строительстве.


В Омской области производят кирпич, железобетон, другие строительные материалы есть. Нужно выстраивать логистическую цепочку. Но здесь необходима координация работы со стороны правительства Омской области.  Об этом сейчас и идет речь. Урал сейчас тоже активно этим занимается. Потенциал у нас есть, потому что Омск исторически работает в Арктике. Речной флот в Омской области изначально создавался для завоза грузов именно в те регионы. Кроме Сабетты там еще много месторождений, куда идут добывающие компании. И там необходимы строительные материалы, топливо, продовольствие. Так что работы там более чем достаточно. И у нас все возможности для этого есть. В 2016 году переоборудуем несколько теплоходов, под класс «река – море», чтобы начать возвращение в Обскую губу. Начало будет положено. Иртыш – вот наше главное преимущество. 

URL: http://omskregion.info/news/36432-irtsh__nashe_glavnoe_preimuchshestvo/
Дата публикации:07/10/2015 13:00